Орден Святителя Николая Чудотворца
- 1 year ago
- 0
- 0
Гексофен (или гексашахматы ) — двухсторонняя шахматная игра на трёхцветной правильной шестиугольной доске с 91 клеткой. Разработана В. Трубицыным (Россия, Санкт-Петербург) в 1997 году. Представляет собой переработку гексагональных шахмат Глинского .
Гексофен, или гексашахматы, разработаны в Санкт-Петербурге В. Трубицыным. Первая публикация о них вышла в газете «Игрок» в 1997 году.
Целью создания нового варианта гексагональных шахмат автор называет желание исправить недостатки, имеющиеся, по его мнению, в наиболее известных вариантах гексагональных шахмат — шахматах Глинского и шахматах Шафрана , равно как и в других известных вариантах шахмат на шестиугольной доске, в частности:
Кроме того, критику вызывает нотация, принятая на шестиугольных досках в существующих вариантах. По сути, она представляет собой адаптированную версию нотации для обычной прямоугольной доски; основной её недостаток в том, что определять координаты полей удобно только смотря на доску со стороны белых.
За основу взят вариант гексагональных шахмат Глинского.
Игра ведётся на равносторонней шестиугольной доске, разделённой на 91 шестиугольное поле (аналогично шахматам Глинского). Поля раскрашены в три цвета. Роль горизонталей и вертикалей на доске выполняют ряды полей, соприкасающихся сторонами. Роль диагоналей — ряды полей одного цвета (соседние поля диагонали не соприкасаются, между ними находится общая сторона двух соседних полей.
Каждый из двух соперников имеет следующий комплект фигур: король, ферзь, 2 ладьи, 3 слона, 3 коня, 11 пешек.
Для упрощения изображения диаграмм предложена система обозначения фигур в виде абстрактных геометрических символов.
В гексофене применяется своя универсальная система записи партий АСЕК (читается АЦЕК). Систему координат можно видеть на иллюстрации.
Очевидно, что система координат несколько избыточна — три нулевых ряда ячеек могут быть обозначены координатами как левого, так и правого от них сектора, а центральная ячейка имеет целых три обозначения: a00, c00 и e00. В целях единообразия ячейки нулевых рядов рекомендуется относить к правым секторам (например, верхний левый угол доски обозначать a05, а не c50), а центральную ячейку обозначать через индекс а00.
Предложенная нотация, по мнению автора, более естественна для шестиугольной доски, она легко может быть распространена на аналогичную доску любых размеров и удобнее читается с любой стороны доски.
Белые : Кр-е05, Ф-е15, Л-а52, Л-е25, С-а51, С-е04, С-е35, К-а53, К-а41, К-е14, пешки: а55, а54, а43, а42, а31, е03, е13, е24, е34, е45, е55.
Черные : Кр-с55, Ф-с54, Л-с35, Л-с53, С-с45, С-с44, С-с52, К-с25, К-с34, К-с43, пешки: с05, с15, с14, с24, с23, с33, с32, с42, с41, с51, а05.
Ферзь передвигается и угрожает по 12 лучам шести направлений (по трём ортогональным и трём диагональным).
Король является миниферзём, активность которого ограничена одним шагом.
Слон передвигается по шести лучам трёх диагональных направлений по ячейкам одного цвета. В гексагональной структуре эти одноцветные ячейки не касаются друг друга, поэтому путь слона выглядит пунктирным (то есть дискретным), что обуславливает в гексашахматах его фантастическую проницаемость.
Конь передвигается и угрожает на ближайшие недосягаемые для ферзя пункты.
Ладья передвигается и угрожает по ортогональным направлениям игрового пространства с обязательным чередованием цвета ячеек по любому направлению. Из одной ячейки, лежащей не в крайнем ряду ячеек, она может передвигаться по шести лучам трех направлений.
Пешка , как и в общеизвестной игре, ходит только вперёд по ортогональному направлению, а угрожает по двум соседним диагональным направлениям.
Рокировка отсутствует, поскольку из-за необычной формы доски и повышенной активности фигур считается ненужной.
от 21 ноября 2015 на Wayback Machine (рус.)
от 11 декабря 2015 на Wayback Machine (рус.)