Interested Article - Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами (картина фра Бартоломео)

«Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами» — картина итальянского художника эпохи Возрождения фра Бартоломео из собрания Государственного Эрмитажа .

На картине изображена Мадонна с Младенцем на руках. За её спиной с обеих сторон по два ангела, причём по одному из них с каждой стороны играет на лютне . Над головой Мадонны картуш с надписью и датой (в две строки): MATER DEI / 1515 (Матерь божья). Слева внизу подпись художника (в две строки): BART FLORN’ • ORD • / ṔDICATORVM (Барт[оломео] Флорен[тиец] орд[ен] Проповедников ). Справа внизу полустертая подпись-аббревиатура: B•Ō•Ṕ / F .

Как следует из авторской надписи картина написана в 1515 году. Ранняя история её не установлена. В начале XVIII века она принадлежала маркизу дю Шателю в Париже . Затем её приобрёл барон Пьер Кроза . В каталоге 1740 года его собрания картина, несмотря на авторскую подпись, значилась работой it , который жил значительно позже указанной на картине даты. Однако в 1763 году с неё была снята гравюра Ш. Симмоно и уже там авторство было указано верно. После смерти Пьера Кроза коллекцию унаследовал его племянник fr . В 1772 году коллекция барона Тьера, включая и «Мадонну» фра Бартоломео, была выкуплена императрицей Екатериной II и поступила в Эрмитаж .

Выставляется в здании Большого (Старого) Эрмитажа в зале 211 .

Картина в зале 211 Большого Эрмитажа

Первоначально основа картины была деревянная, однако в 1872 году реставратором Н. Сидоровым она была переведена на холст. При переводе с дерева на холст авторский грунт не был сохранён, в результате чего живопись сильно пострадала .

Ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Т. К. Кустодиева указывает, что фигура Мадонны восходит к типу « Мадонны Смирения », имеющему византийское происхождение . Она же указывает, что в Кабинете рисунков Галереи Уффици имеется два подготовительных наброска к эрмитажной картине .

Ряд исследователей отмечали, что изображение «Мадонны с Младенцем» является вариантом фресок, выполненных фра Бартоломео в 1514 году в монастыре (ныне музее) Сан-Марко во Флоренции и приюте Санта-Маддалена в it . Кроме того, в собрании музея Сан-Марко имеется два тондо работы фра Бартоломео стилистически очень близких, причем фигура младенца с одного из них практически полностью идентична фигуре младенца с эрмитажной картины . Основным отличием от указанных работ является то, что на фресках и тондо младенец показан прильнувшим к щеке Мадонны, а на эрмитажной картине они мало того что отстранены друг от друга, но и взгляды их разнонаправленны; Т. К. Кустодиева отмечает, что «это величавое движение придаёт полотну совсем иное звучание: Мария здесь не столько мать, сколько владычица, прославляемая окружающими её ангелами» . Г. Ф. Вааген счел, что фра Бартоломео в своих работах испытал очень сильное влияние школы Леонардо да Винчи; он же с сожалением констатировал очень плохую физическую сохранность картины .

Примечания

  1. , с. 68.
  2. Дата обращения: 1 декабря 2019. 1 января 2022 года.
  3. , с. 69.
  4. , s. 69.

Литература

  • Кустодиева Т. К. Государственный Эрмитаж. Итальянская живопись XIII—XVI веков: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2011. — 448 с. — ISBN 978-5-93572-397-2 .
  • Waagen G. F. Die Gemäldesammlung in der Kaiserlichen Ermitage zu St. Petersburg nebst Bemerkungen über andere dortige Kunstsammlungen. Zweite Ausgabe. — СПб. : Verlag der Kaiserlichen Hofbuchhandlung H. Schmitzdorff (C. Röttder), 1870. — S. 448.
Источник —

Same as Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами (картина фра Бартоломео)