Interested Article - Саразен, Жак

Жак Саразен , также Сарразен ( фр. Jacques Sarazin , Sarrazin ; 8 июня 1592, Нуайон (департамент Уаза) — 3 декабря 1660, Париж ) — французский скульптор , живописец , рисовальщик и художник- декоратор , представитель « большого стиля » эпохи царствования Людовика XIV . Один из первых двенадцати академиков — «старейшин» (с 1648) и директор (1654—1660) Королевской академии живописи и скульптуры .

Биография и творчество

Жак Саразен родился в Нуайоне, на севере Франции; вместе с братом Пьером Саразеном (1601—1679) отправился в Париж , где некоторое время был учеником скульптора Никола Гиллена (Nicolas Guillain) и познакомился с его сыном, Симоном Гилленом , также известным скульптором . В 1610 году отправился с целью совершенствования мастерства в Рим , работал там до 1628 года. В Риме он получил заказ от кардинала Альдобрандини и создал сад скульптуры на вилле Альдобрандини во Фраскати (около 1620 года).

В 1622—1627 годах Жак Саразен выполнял лепные работы стукко для главного алтаря церкви Сант-Андреа-делла-Валле , а также в Сан-Лоренцо-ин-Миранда в Риме. Работая над алтарём Сант-Андреа-делла-Валле, Саразен подружился с Доменикино , который там же выполнял росписи. Дружба с Доменикино и изучение произведений Микеланджело в Риме способствовали развитию его способностей, и по возвращении в 1628 году в Париж он получил известность благодаря созданию четырёх стукковых фигур ангелов для главного алтаря церкви Сен-Николя-де-Шамп , высоко оценённых благодаря изяществу композиции и свободной манере лепки. В 1631 году Жак Саразен женился на племяннице академического живописца Симона Вуэ , с которым познакомился в Риме .

Назначенный в 1631 году королевским скульптором и живописцем (Sculpteur et peintre ordinaire du roi), Саразен выполнил ряд работ для Людовика XIII и его жены Анны Австрийской, в частности портреты и скульптуры надгробий (уничтожены во время революции). Его деятельность и репутация привлекли внимание суперинтенданта королевских строений Франции Франсуа Сюбле де Нойе, министра Людовика XIII, который передал ему заказ на скульптурное оформление портала и купола «Павильона часов» (Pavillon de l’Horloge), или Павильона Сюлли, в центре западного фасада « Квадратного двора » (Cour Carrée) Луврского дворца. Именно для верхнего яруса этого павильона, надстроенного архитектором Жаком Лемерсье , в 1624—1630-х годах, Саразен вылепил восемь фигур кариатид , созданных, как считается, под влиянием творений Микеланджело, хотя прототипом, без сомнения, являются фигуры «Портика кариатид» храма Эрехтейон афинского Акрополя (421—406 гг. до н. э.). Сам скульптор в Афинах не был, но фигуры афинских кариатид рисовали многие художники. В 1550 году Жан Гужон , архитектор и скульптор, который тоже не был в Греции, создал группу кариатид для Шведского зала (Зала кариатид ) Лувра, используя виденные им рисунки. Саразен создавал свои модели в 1636 году, основываясь на рисунках путешественников по Греции и работе Гужона. Статуи в натуральную величину были выполнены в 1639—1640 годах его помощниками Жилем Гереном, Филиппом де Бюстером и Тибо Пуассаном .

Впоследствии Жак Саразен выполнял заказы королевы Франции; его последней крупной работой стали фигуры надгробия «Капеллы сердец принцев Конде» в замке Шантийи (1660—1663). Ещё в 1648 году Саразен получил заказ на создание большого надгробного монумента принцев Конде для Église Saint-Paul-Saint-Louis в Париже. Его создание затянулось по политическим обстоятельствам. Ко времени смерти Саразена в 1660 году все части были закончены, но не собраны. Композиция была завершена к 1663 году Пьером Ле Гро Старшим , учеником и помощником Саразена. Позднее памятник с некоторыми изменениями был перенесён в Шантийи.

В 1648 году Жак Саразен стал одним из создателей и первых профессоров Королевской Академии живописи и скульптуры . С 1655 года последние пять лет жизни состоял ректором академии. Саразен выполнял множество работ по скульптурному оформлению королевских резиденций, аристократических вилл и особняков. Его главными помощниками и учениками были Герен, де Байстер, Гаспар и Бальтазар Марси, Жерар ван Опсталь, Этьен Ле Онгр , а позже Пьер Ле Гро Старший, которые, в свою очередь, стали выдающимися скульпторами на службе Людовика XIV.

Саразен скончался до того, как были начаты большие скульптурные работы для версальских интерьеров и садов, тем не менее его следует считать одним из родоначальников так называемого «большого стиля» эпохи Короля-Солнце Людовика XIV, сочетающего элементы классицизма и барокко . Именно Саразен привёз из Италии во Францию художественный стиль раннего барокко. Его работы 1630-х годов уже демонстрируют тот стилевой подход, который стал типичным для версальской скульптуры второй половины XVII века.

Кроме скульптуры, Саразен занимался живописью, но ни одна из его картин не сохранилась .

Галерея

Примечания

  1. (англ.)
  2. Swartz A. (англ.) — 2007.
  3. (нидерл.)
  4. Jacques Sarazin // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  5. (нидерл.)
  6. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852. — S. 173
  7. Girodie A. Jacques Sarazin (1592—1660). — Paris, 1934
  8. On-Line catalog of the Louvre Museum
  9. Thuillier J. Un peintre oublié: le sculpteur Jacques Sarrazin // Album Amicorum J.C. Van Gelder, The Hague, 1973, pp. 321—325

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Саразен, Жак