Interested Article - Фенстер, Борис Александрович
- 2021-04-04
- 2
Бори́с Алекса́ндрович Фе́нстер ( 1916 — 1960 ) — артист балета и балетмейстер , работавший преимущественно в Ленинграде, в ЛАТОБ имени С. М. Кирова и в ЛМАТОБ .
Биография
Борис Фенстер родился 17 (30) апреля 1916 года в Петрограде . В 1936 году окончил Ленинградский хореографический техникум , после чего начал работать в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова . Ещё учась в хореографическом техникуме был ассистентом балетмейстера Леонида Лавровского в постановке балетов « » ( 1934 ) и «Катерина» ( 1935 ).
В 1940 году окончил балетмейстерское отделение ЛХУ (ученик Ф. В. Лопухова ). Во время учёбы поставил свой первый балет — «Том Сойер» А. Гладковского (1939). В качестве дипломной работы осуществил постановку в Малом оперном театре балета Б. В. Асафьева « Ашик-Кериб », создав оригинальные и эффектные массовые танцы. В 1941 году поставил балет « Бэла », — вновь по произведению Лермонтова .
В 1945—1953 годах — художественный руководитель балета Малого театра оперы и балета , в 1953—1956 годах — его главный балетмейстер. В 1956—1959 годах — главный балетмейстер ЛАТОБ имени С. М. Кирова .
В 1949—1950 годах преподавал оперную режиссуру в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова .
Осенью 1960 года, будучи уже больным, Фенстер приступил к репетициям ещё одного спектакля по произведению Лермонтова — балета « Маскарад ». Роль Арбенина исполнил 50-летний Константин Сергеев , занявший в 1959 году после Фенстера должность главного балетмейстера театра; остальные партии исполнили Ирина Колпакова ( Нина ), Наталия Дудинская ( Баронесса Штраль ), Игорь Бельский ( Неизвестный ), Борис Брегвадзе ( Звездич ).
Балет был осуществлён в традициях советского « драмбалета », в то время уже начавшего считаться устаревшим, уступая свои позиции появляющемуся в СССР . Спектакль вызвал неудовольствие министра культуры СССР Екатерины Фурцевой и получил жёсткие критические отзывы:
Среди новых балетов, естественно, есть и спектакли, созданные по старым канонам. К ним прежде всего относится последний балет Б. А. Фенстера «Маскарад» (музыка Л. Лапутина).
Поставленный по мотивам драмы М. Ю. Лермонтова, хореографический спектакль в постановке Б. А. Фенстера утратил социальное, философское и психологическое звучание, то есть всё то, что сделало драму Лермонтова бессмертной. В центре внимания балетмейстера оказались не характеры, не внутренние побуждения поступков героев, не сложные человеческие отношения и философско-психологическое осмысление драмы, а внешняя сторона событий. Получился балет о подозрительном и ревнивом муже, жестоко расправившемся с невинной женой.
— А. Рулева. Борис Брегвадзе (1965 год).
«Маскарад» стал последней работой Бориса Фенстера. Не выдержав напряжения премьеры и связанных с ней переживаний, балетмейстер скончался в театре сразу после показа спектакля «Маскарад» 29 декабря 1960 года .
…министр культуры Фурцева приезжала на приёмку спектакля и очень неодобрительно высказалась о балете. Фенстер решил на премьеру не ехать, но кто-то позвонил ему по телефону и сообщил, что Фурцевой в театре нет. Нехотя он собрался и поехал. Почти сразу, войдя в театр, он столкнулся с Фурцевой. Начался II акт. После него были общие поклоны, вытащили и Фенстера. Но едва он после поклонов ушел за кулисы, как тут же упал замертво. Мрачный спектакль ознаменовался мрачным событием.
— Юрий Гамалей . «Мариинка» и моя жизнь.
Похоронен в Ленинграде на Серафимовском кладбище .
Репертуар
- «Арлекинада» Р. Дриго — Арлекин
- « Тщетная предосторожность » П. Л. Гертеля — Колен
- «Фадетта» на музыку Л. Делиба — Рене
Постановки
- 22 марта 1946 — «Мнимый жених» М. И. Чулаки
- 1948 — « Доктор Айболит » И. В. Морозова
- 9 декабря 1949 — « Юность » М. И. Чулаки на либретто Ю. И. Слонимского по роману « Как закалялась сталь »
- 30 мая 1951 — « » К. А. Корчмарёва (совместно с )
- 29 декабря 1951 — « Барышня-крестьянка » Б. В. Асафьева
- 1953 — « Каменный цветок » Александра Фридлендера , Народный театр Ленинградского дворца культуры
- 16 мая 1954 — « Двенадцать месяцев »
- 23 июня 1955 — « Тарас Бульба » В. П. Соловьёва-Седого (1962 — возобновление)
- 30 декабря 1955 — «Тийна» , театр «Эстония»
- 13 декабря 1956 — «Голубой Дунай»* на музыку Иоганна Штрауса-сына
- 1957 — «Ивушка»* О. А. Евлахова
- 29 декабря 1960 — « Маскарад »**
- (*) — на сцене Малого театра оперы и балета ;
- (**) — на сцене Театра оперы и балета им. Кирова .
Награды и премии
- Сталинская премия второй степени (1948) — за постановку балета «Мнимый жених» М. И. Чулаки
- Сталинская премия второй степени (1950) — за постановку балета «Юность» М. И. Чулаки
- заслуженный деятель искусств РСФСР (1955)
- народный артист РСФСР (1957)
Примечания
- А. Рулева. Борис Брегвадзе. — Л.-М.: Искусство, 1965. — С. 65. — 112 с. — 20 000 экз.
- Ю. В. Гамалей. Год 1960 // «Мариинка» и моя жизнь. Воспоминания дирижёра. — Л. : ПапиРус, 1999. — С. 258—259. — 424 с. — 5000 экз. — ISBN 5-87472-137-1 .
Литература
- Слонимский Ю. Советский балет. — М.-Л., 1950
- Балинская О. В. Творчество балетмейстера Б. А. Фенстера в контексте развития советского балетного театра // диссертация. — Санкт-Петербург, 2013.
Ссылки
- (рус.)
- 2021-04-04
- 2