Родился 12 ноября 1928 года в Москве, сын журналиста Моисея Абрамовича Гаевского (настоящая фамилия Федермеер; 1886,
Одесса
— 1958, Москва)
— редактора журнала «На аграрном фронте» (ежемесячного органа Аграрного института и Всесоюзного общества аграрников-марксистов), участника
Великой Отечественной войны
. Мать (также уроженка Одессы, девичья фамилия Померанц) некоторое время была пианисткой. Племянник писателя
Ефима Зозули
и экономиста
Давида Батуринского
. Семья жила в
Денежном переулке
(угол
Глазовского
), д. 14/3, кв. 14
.
С 1990 по 1998 год был членом редколлегии театрального журнала «
». С 1992 года заведовал кафедрой истории театра и кино историко-филологического факультета
Российского государственного гуманитарного университета
, с 1993 года — заведующий кафедрой театроведения РГГУ, профессор.
В. М. Гаевский.
Историк балета
Л. Д. Блок
(вступительное слово) = Л. Д. Блок. «Классический танец. История и современность» / Рецензент:
Пётр Гусев
, Ред.коллегия:
В.М.Красовская
,
Е.А.Суриц
. — 17.08.1987. — 556 с. —
25 000 экз.
В. М. Гаевский.
Чистый мастер. —
Л.
, 1988.
В. М. Гаевский.
Автопортрет
Мориса Бежара
= Бежар, мгновения жизни другого» / Перевод с французского: М. Зонина. —
М.
, 1988. — 240 с. —
10 000 экз.
В. Гаевский, К. Рудницкий, Е. Горфункель, Н. Крымова, Г. Холодова, Р. Кречетова.
«О Гамлете» = «Высоцкий на Таганке». — «Союзтеатр», 1989. —
150 000 экз.
В. М. Гаевский.
Прихоть полубога = «Аполлон Мусагет И.Стравинского». — «Наше наследие», 1990.
В. М. Гаевский.
Хрустальный дворец и его архитектор. — 1990. —
№ 17
.
В. М. Гаевский.
Дневник Нижинского. — 1990. —
№ 12
.
В. М. Гаевский.
Дорога в Гурзуф. — 1991. —
№ 8
.
В. М. Гаевский.
Флейта Гамлета = «Театр на Таганке». — «Союзтеатр» СТД СССР, 1991. — С. 108, 112.
В. М. Гаевский.
Флейта Гамлета. Победитель не получает ничего. — «Московский наблюдатель», 1991.
В. М. Гаевский.
Охота к перемене мест. — «Московский наблюдатель», 1991. —
№ 6—7
.
В. М. Гаевский.
Бег Джульетты. — «Наше наследие», 1991. —
№ 2
.
В. М. Гаевский.
А. Волынский и Петербургский балет = «Книга ликований» /
А.Волынский
. — «Артист. Режиссёр. Театр», 1992. —
ISBN 5-87334-074-9
.
В. М. Гаевский.
Диана и Актеон или класс
Вагановой
20-30-е гг.. — «Московский наблюдатель», 1993.
В. М. Гаевский.
„Баядерка“
Петипа
— опыт интерпретации. — «Петербургский театральный журнал», 1994. —
№ 5
.
В. М. Гаевский.
Приглашение к танцу = «Театр Анатолия Эфроса» / Марина Зайонц. —
М.
: «Артист. Режиссёр. Театр», 2000. — С. 213—224. — 464 с. —
2000 экз.
—
ISBN 5-87334-041-2
.
В. М. Гаевский.
Рудольф Нуреев
.
Михаил Барышников
. Два виртуоза = «От Распутина до Путина. 50 петербуржцев XX столетия». —
М.
: «Лидер». Аналитический еженедельник "Дело", 2003. — С. 346—355. — 528 с. —
5000 экз.
—
ISBN 5-9900079-1-4
.
В. М. Гаевский.
Льва Дурова
«Прилашенние к танцу». — 2003.
В. М. Гаевский.
История балета и Л. Д. Блок. — «Наше Наследие», 2004. —
№ 70
.
В. М. Гаевский.
. — «
Новая газета
», 29 марта 2006. —
№ 3
.
4 сентября 2008 года.
В. М. Гаевский.
. — «Русская жизнь», 10 сентября 2008 год.
В. М. Гаевский.
. — «Русская жизнь», 22 октября 2008 года.
Цитаты
О современной передовой критике:
"… Она поддерживает только то, что она считает авангардным. Самая фундаментальная и репрезентативная книга Марины Давыдовой «Конец театральной эпохи» подводит черту и ставит точку. Это жёсткий призыв: то время прошло, пришло время деятельных людей, которым не до нашей ностальгии, хватит нам рассказывать все эти легенды. Я считаю, что это неправильно. Никакая эпоха не кончилась, пока она хотя бы в нашей памяти. Меня пугает, что из моей жизни исчезли классики предыдущей эпохи … «
—
В.Вязовкина:Вадим Гаевский. Статья "Наша профессиональная добросовестность сомнительна"
Известный историк и авторитетный критик театра и балета Вадим Гаевский на вопрос слабого, но амбициозного актёра „Где сейчас Марковы и Алперсы?“
ответил:
»… Там же, где сейчас Михаилы Чеховы и Хмелевы. Они гуляют всегда рядом. Вас туда не пустят … Мы грешили против истины, не позволяя себе сказать слов правды об Эфросе и Любимове, потому что с ними было связано будущее. Потому что любая критика немедленно использовалась бы против них. У Георгия Александровича Товстоногова были спектакли замечательные, а были не замечательные, кто-нибудь, когда-нибудь сказал о незамечательных спектаклях в ситуации, когда его преследовал Ленинградский обком? Поэтому наша профессиональная добросовестность довольно сомнительна! Иначе и быть не могло. В данном случае друг в искусстве дороже, чем истина, а истина пусть выяснится потом … "
—
В.Вязовкина:Вадим Гаевский. Статья "Наша профессиональная добросовестность сомнительна"
«Хореографические портреты» — заключительная часть трилогии балетного критика. Первые две — «Дивертисмент» и «Дом Петипа» — опубликованы в 1981 и 2000 годах. В книгу вошли статьи и очерки, публиковавшиеся ранее в журналах «Театр», «Свой»,
«Наше наследие»
, газетах «Мариинский театр» и «Большой театр». Главы книг — не только исторические зарисовки, но и подробные рецензии на недавние премьеры, и портреты ныне танцующих артистов. В книге выдержан формат трёхчастной формы: первая посвящена
Сергею Дягилеву
, третья —
Джорджу Баланчину
, а средняя составляет портретную галерею.
В предисловии к этой части автор пишет:
«… Здесь даются зарисовки избранных персонажей балетной истории преимущественно XX века. Краткость одних очерков, большая или меньшая пространность других никак не связаны с масштабом личности и таланта, а совершенно произвольны …»
—
Вадим Гаевский. Статья «Хореографические портреты»
Лауреат российской национальной театральной премии «
Золотая маска
— 2019» — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
.
Библиография
// Новая газета. —
М.
, 2006. —
№ 19 января
.
Гордеева А.
// OpenSpace.ru. —
М.
, 2008. —
№ 23 сентября
.
Яковлева Ю.
// Большой город. —
М.
, 2009. —
№ 16 октября
.
Ренанский Д.
// OpenSpace.ru. —
М.
, 2010. —
№ 24 февраля
.
Ершова Т.
// Лента.ру. —
М.
, 2012. —
№ 25 января
.
Примечания
Балетоведение — наука о балете, включающая теорию, историю хореографии, критику (С. 41).
С конца 50-х в жанре эссе-портрета начал выступать В. М. Гаевский (С. 43).
// Энциклопедия «Русский Балет». — М.: Согласие, 1997.
Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др.. —
М.
: Большая Российская энциклопедия, 2001. — С. 568.
(неопр.)
. Дата обращения: 7 февраля 2021.
16 июля 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 7 февраля 2021.
9 июня 2018 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 27 февраля 2010. Архивировано из
20 декабря 2010 года.
(рус.)
.
moscow-tombs.ru
. Дата обращения: 12 июля 2022.
12 июля 2022 года.
Вадим Гаевский.
// Новая газета. — 2006.
4 сентября 2008 года.
Вадим Гаевский.
// Новая газета. — 2006.
4 сентября 2008 года.
Вадим Гаевский.
Статья «Хореографические портреты» — Союз театральных деятелей Российской Федерации. Издательство «Артист. Режиссёр. Театр». Москва 2008. «Артист. Режиссёр. Театр» № 86 2008 // «Наше Наследие». — 2008.
(неопр.)
. Дата обращения: 10 декабря 2018.
10 декабря 2018 года.
Видео
(неопр.)
. в программе «
Школа злословия
» (16 ноября 2009).
25 мая 2012 года.