Иоганн Баптист Австрийский
- 1 year ago
- 0
- 0
Иога́нн Ба́птист Ла́мпи ( Джова́нни Батти́ста Ла́мпи ), в литературе называемый Старший либо Первый ( нем. Johann Baptist von Lampi der Ältere ; 31 декабря 1751 — 11 февраля 1830 ) — австрийский живописец , график и миниатюрист итальянского происхождения , мастер парадного портрета .
Родился в семье тирольского художника Матиаса Лампа, под руководством которого и получил первоначальное художественное образование . Совершенствовался у Ф. Кёнига и Ф.-Н. Штрайхера в Зальцбурге , затем у Фр. Лоренци, ученика Дж. Б. Тьеполо , в Вероне . Уже в это время он писал плафоны, напрестольные образа для церквей, исторические картины. Успехи его были столь стремительны, что Веронская академия художеств избрала его в свои члены, когда ему едва исполнилось 25 лет.
В 1781—1788 годах жил в Вене , где быстро снискал себе популярность отличного портретиста. В 1786 году за портрет императора Иосифа II в костюме Великого магистра Ордена Золотого Руна был удостоен звания профессора Академии художеств в Вене и был избран членом её Совета. В 1788 году по приглашению короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского приехал в Варшаву, где им были исполнены портреты самого государя и многих польских и литовских аристократов. В 1791 году Г. А. Потёмкин-Таврический , находившийся тогда в Молдавии, пригласил художника в свою ставку в Яссах . Здесь им были написаны портреты самого генерал-фельдмаршала, секретаря его канцелярии В. С. Попова , генералов М. И. Платова и А. Г. Орлова , а также известный портрет князя А. А. Безбородко . В январе 1792 года через В. С. Попова был приглашён Екатериной II в Санкт-Петербург, где и пробыл пять лет.
Работая при русском дворе, пользовался особым покровительством фаворита императрицы, графа П. А. Зубова . В 1792—1793 годах написал портрет Екатерины II во весь рост с натуры. За эту работу, помимо единовременного и щедрого вознаграждения в 12 000 рублей, художнику от русской казны было назначено ежегодное пособие (пенсион) в размере 1 000 рублей.
В 1794 году за портрет графа А. И. Мусина-Пушкина получил звание почётного вольного общника Императорской академии художеств . В 1795 году за портреты Н. Б. Юсупова , П. В. Завадовского и А. И. Мусина-Пушкина для конфернц-зала Академии получил ценную коллекцию медалей. Давал частные уроки, в том числе В. Л. Боровиковскому и миниатюристу И. И. Малышеву; оказал значительное влияние на Д. Г. Левицкого . [ уточнить ]
В 1797 году указом Павла I русская казна перестала выплачивать Лампи Старшему ежегодный пенсион и тот вынужден был вернуться в Вену. Тем не менее, Лампи Старший вывез из России наилучшие воспоминания, и своего рода культ к русскому императорскому дому сохранялся долго и среди его потомков.
В Австрии, в 1798 году, художник получил потомственное дворянство, а через год — удостоен звания почётного гражданина Вены. Был избран членом Шведской Академии изящных искусств за портрет короля Карла XIII . С 1800 года возглавлял Совет Венской Академии художеств , много сделав для развития художественного образования в Австрии. Один из лучших его учеников тех лет — впоследствии известный художник стиля бидермейер Ф. Г. Вальдмюллер .
Имел собственную художественную мастерскую в Вене , где выполнялись многочисленные портретные заказы. Здесь ему помогали оба сына, также художники-портретисты, Иоганн Баптист Лампи Младший (1775—1837) и Франц Ксавье Лампи (1783—1852). В 1822 году оставил занятия живописью и передал всё управление мастерской в руки старшему сыну.
И. Б. Лампи Старший состоял в браке дважды — с Анной Марией Франк (1772; скончалась в 1795) и Юлианой Регини (1802; скончалась в 1829).
Лампи Старший представляет собой тот тип художника, который постоянно ищет (и находит) особо выгодные заказы и покровителей. Как в России, так и в Австрии, быстро снискал себе славу модного живописца, с лёгкостью выполнявшего многочисленные и щедро оплачиваемые работы. По словам современников, успех обоих Лампи (отца и сына) был настолько значителен, что и при русском, и при австрийском дворах, не было в то время почти ни одного аристократа или сановника, не запечатлённого их кистью.
В своих портретах Лампи Старший создал образ удачливого царедворца, имевшего за плечами блестящую карьеру и занимавшего видное положение при дворе. По замечанию историка искусства Э. Ф. Голлербаха , Лампи сумел «в обобщённой характеристике запечатлеть современный ему тип людей, некое коллективное лицо русской аристократии Екатерининского времени». Центральное место в творчестве художника занимают парадные и полупарадные портреты, в ходе написания которых ему особенно удавалось эффектно поставить натуру и приукрасить её, но без значительного ущерба для сходства с действительностью. В героях Лампи Старшего чувствуется деланная красивость, отстранённость от реалий жизни; выражения лиц — самоуверенные и горделивые. Колорит его картин — насыщенный, но вместе с тем нежный и приглушённый; живописная манера — плавный мазок, смягчающий светотеневые градации; приём письма — свободный, особенно искусный в воспроизведении интерьеров и аксессуаров. Всё это делает Лампи Старшего одним из лучших мастеров среди портретистов своего времени.
Среди лучших работ художника — портреты Потёмкина-Таврического (около 1790), императрицы Екатерины II, Н. Б. Юсупова, А. Н. Самойлова , А. А. Безбородко, А. И. Мусина-Пушкина (все — 1794), великой княгини Марии Фёдоровны (не позднее 1795), Е. С. Самойловой (1792—1796), П. А. Зубова (1793 и 1796), В. А. Зубова (1796), А. С. Строганова (1790-е).
Произведения Лампи находятся во многих музейных собраниях Европы, в том числе в Государственной Третьяковской галерее , Государственном Эрмитаже , Государственном Русском музее , Государственном Историческом музее , Национальном музее в Варшаве , Академии изобразительных искусств в Вене и других.
В силу популярности портретов Лампи, с них уже в XVIII—XIX веках были сняты многочисленные копии, зачастую имеющие самостоятельную, хотя и меньшую по сравнению с оригиналами, историко-художественную ценность.