Церковь Вознесения Господня в Коломенском
- 1 year ago
- 0
- 0
Объект
Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 513Г000436 |
Храм Вознесе́ния Госпо́дня — православный храм в городе Горки Могилёвской области . Находясь в центральной части города, храм, по состоянию на 1986 год, замыкал собой перспективу улицы Кузнецова . Является памятником архитектуры русского стиля .
По одной из версий, проект кирпичной церкви составил архитектор А. Кампиони , и в 1863 году состоялось её возведение при Горыгорецком земледельческом училище .
По другой версии, автором проекта храма, выполненного в русском стиле, был епархиальный архитектор В. Шестаков. Заказчиком же строительства церкви, датируемого 1845—1850 годами, выступил местный помещик Пётр Сакович. Согласно недатированному описанию храма из фондов ИИМК , он был построен за счёт казённых средств. Месторасположением церкви было выбрано ровное место, находившееся «на отдельной площади, в Казимировской части» на полуострове между реками Пропью и Паросицей. Освящение храма состоялось 26 ноября 1850 года при архиепископе Могилёвском и Мстиславском Анатолии (Мартыновском) .
Настоятелем храма на данный момент является священник Андрей Выговский .
Для храма, являющегося крестово-купольным , характерна каноническая четырёхчастная композиция, составными элементами которой являются прямоугольные объёмы притвора , трапезной , молитвенного зала с боковыми приделами и апсиды . Завершением средокрестия служит одна из вертикальных доминант в силуэте храма, а именно большой цилиндрический (круглый) световой барабан с массивным купольным покрытием . Над притвором возведена одноярусная шатровая звонница , представляющая собой вторую вертикальную доминанту церкви. В качестве креповки фасадов, завершённых закомарами , использованы лопатки , арочные ниши и круглые розетки . Как декор высоких и узких арочных оконных проёмов выступают пластичные килевидные наличники , похожие на русские кокошники . В качестве способа оформления входа избран килевидный портал .
Господствующим элементом интерьера является пространство средокрестия, учитывая высоту барабана и сферического купола, увеличивающую его. Опорой барабану и куполу служат угловые пилоны , при этом промежуточным элементом выступают паруса . Перекрытием же приделов, или боковых частей трансепта , для освещения которых использованы строенные оконные проёмы, являются цилиндрические своды на . Прямоугольную апсиду открывает широкий арочный просвет . Для отделения бабинца от основного нефа применены полуциркульные арки .
Согласно недатированному описанию храма из фондов ИИМК, эта кирпичная церковь без хора , обращённая алтарём на восток, достигала в высоту 34 аршина , в длину — 38 аршинов, а в ширину — 34 аршина. В храме внизу того места, где размещался купол, находилась обведённая железная решётка с отступом от стены на один аршин. Колоколов на звоннице в то время насчитывалось шесть штук .
Согласно недатированному описанию храма из фондов ИИМК, новый двухъярусный иконостас был выполнен из дерева. Форма верхушки деревянных резных позолоченных царских врат была выбрана простая, а именно в виде прямой линии. В храме имелось «живописное, с деревянными вызолоченными лицами» изображение Св. Духа , прикреплённое к верхнему ярусу иконостаса, над царскими вратами. Храм был местом размещения для иконостасов из «двух предшествовавших древних церквей» .
Современный трёхъярусный позолоченный иконостас украшен резьбой и выполнен из дерева в традициях ретроспективно-русского стиля .
Согласно недатированному описанию храма из фондов ИИМК, в иконостасе, алтаре, по стенам и в ризнице имелись иконы старого письма. Византийские или русские они были, не было установлено. В иконостасе находилась икона Божией Матери из двух предыдущих деревянных храмов, которая была написана в 1671 году и «исправлена прихожанами ». В праздник Воскресенского храма в Горках устраивался крестный ход с молитвами , во время которого носили местночтимый образ Божией Матери в серебряном (низкой пробы) окладе , хранившийся в церкви .
Также в храме хранились напрестольное Евангелие 1654 года, выполненное в малом формате «с серебряными образами и таковыми репьями» и «обложенное бархатом », и , датировавшийся временем царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоакима и напечатанный «при Архиерейской Черниговской Лавре» .