Interested Article - Смерть Прокриды
- 2020-08-10
- 1
«Смерть Прокриды» ( итал. Morte di Procri ) — картина итальянского художника флорентийской школы Пьеро ди Козимо .
Сюжет
На картине изображена полуобнажённая молодая женщина с кровоточащими ранами, лежащая среди травы и цветов. Над ней склонился фавн , а у ног женщины сидит большой охотничий пёс, Лелап . Вдали видны птицы и собаки на берегу, за которым простирается умиротворяющая водная гладь. Где-то встаёт невидимое на картине солнце, начинается новый день.
Доподлинно неизвестно, когда Пьеро ди Козимо написал эту картину. Некоторые исследователи считают её ранней работой, другие — поздней. Разногласия вызывает и тема картины. В Лондонской Национальной галерее она была выставлена под названием «Мифологический сюжет» (A Mythological Subject), а в настоящее время под заголовком «Сатир, оплакивающий нимфу» (A Satyr mourning over a Nymph) . Хранители музея сомневаются в версии, поддерживаемой большинством историков искусства, что данная картина посвящена смерти Прокриды , финальной сцене древнегреческой легенды, пересказанной Овидием в « Метаморфозах » (VII, 752—65).
По одной из версий легенды муж Прокриды Кефал , желая испытать её верность, начал ухаживать за ней, переодевшись другим мужчиной. Когда Прокрида поддалась его домоганиям, Кефал открыл своё настоящее лицо, и опозоренная Прокрида бежала в лес к богине Диане . Кефал добился у жены прощения, но теперь она начала подозревать его в неверности и во время охоты спряталась в кустах, чтобы проследить за ним. Кефал случайно смертельно ранил Прокриду, приняв её за зверя.
История
21 января 1487 года на свадебном пире при дворе Эсте в Ферраре состоялась премьера драмы Николо да Корреджо «Кефал» (Cefalo). Она была напечатана в Венеции в 1507 году , и Пьеро ди Козимо, вероятно, был знаком с этой драмой. Миф о Прокриде в эпоху Возрождения трактовался как предостережение молодожёнам против супружеской неверности. Возможно, картина «Смерть Прокриды» также предназначалась для свадьбы. Она выполнена темперой и маслом на доске и имеет размеры 65,4 × 184,2 см — необычный формат для картины, но вполне подходящий для передней стенки свадебного сундука кассоне . Во Флоренции в 1350 — 1530 гг. невеста брала такой длинный запирающийся сундук в дом будущего мужа. Сундук устанавливался у подножья супружеского ложа и предназначался для хранения одежды и украшений жены. Богатые невесты заказывали отделку и украшение сундука у художников, которые допускали в этом жанре большую свободу, чем при росписях алтарей и в картинах большого формата. Предполагается, что Пьеро ди Козимо, как и Сандро Боттичелли , сделал несколько росписей свадебных сундуков, среди которых могла быть и «Смерть Прокриды».
Также существует версия, что «Смерть Прокриды» являлась частью цикла настенных панелей, выполненных Пьеро для оформления дома одного из зажиточных горожан. Этот цикл изображал историю развития человечества и имел своей целью навести зрителя на философские размышления. Если «Смерть Прокриды» принадлежит к этому циклу, то, возможно, в ней заложен более глубокий смысл, чем просто предостережение от ревности и измены.
Иконография
Сцена смерти изображена на фоне меланхоличного водного пейзажа под безграничным синим небом. Большие цапли, которые, согласно Плинию Старшему , могут проливать слёзы от печали, как и люди, стоят на берегу иссиня серой реки. Возможно, это одна из трёх рек подземного царства, в которое отправится Прокрида.
Над телом умершей женщины склонился козлоногий фавн или сатир . У Овидия нет упоминания о фавне, однако в пьесе Корреджо он представлен как отрицательный герой. Он домогается Прокриды и обвиняет Кефала в неверности, став в итоге причиной смерти Прокриды. Теперь он стоит над телом своей возлюбленной с выражением нежности и заботы на лице. Фавн изображён в высшей степени чувственно, что объясняется увлечением Пьеро ди Козимо дикой, неприрученной природой, которую и символизирует фавн.
Пьеро ди Козимо был учеником Козимо Росселли , который кроме живописи занимался алхимией . Пьеро скорее всего помогал своему учителю в поисках философского камня и был знаком с алхимической символикой. Так, чёрная и белая собаки, изображённые в глубине картины, символизируют два состояния вещества — твёрдое и газообразное. А охотничий пёс, дважды присутствующий на картине, может символизировать покровителя алхимии Гермеса Трисмегиста , которого в алхимических текстах часто изображали в виде пса. Красная накидка и жёлтая вуаль на Прокриде также являются алхимическими символами красной тинктуры и . Само расположение тела Прокриды напоминает иллюстрации к трактатам, распространённые в XV веке, где мужчина или женщина (Адам или Ева), лежат пронзённые копьём Гермеса, а из них произрастает философское древо (arbor philosophica). Таким образом, за смертью материи следует воскрешение и освобождение духа, духовная трансформация.
Получение золота было не единственной задачей алхимии. Подлинной целью алхимиков было достижение бессмертия. И хотя дерево на картине Пьеро ди Козимо растёт не из тела Прокриды, оно всё же расположено прямо над её сердцем и в алхимической интерпретации представляет собой победу над смертью под руководством Гермеса Триждывеличайшего в виде пса и с помощью сил природы в виде фавна.
Примечания
- ↑
- в базе данных Лондонской национальной галереи (англ.)
Литература
- Lavin, Irving. Cephalus and Procris // Journal of the Warburg and Caurtauld Institute. — London, 1954. — № 17 .
- Panofsky, Erwin. . — New York, 1962.
- Vasari, Giorgio. . — London, 1965.
- Rose-Marie & Rainer Hagen. What Great Paintings Say. — Taschen, 2005. — Т. 1. — С. 152—157. — ISBN 978-3-8228-4790-9 .
- 2020-08-10
- 1