Теодино дельи Атти
- 1 year ago
- 0
- 0
«Новелла о Настаджо дельи Онести» — серия картин итальянского художника Сандро Боттичелли , написанных под влиянием «Декамерона» Боккаччо . Это серия живописных композиций на деревянных щитах, которыми было принято украшать спальни знатных жителей города Флоренции . Написанные по случаю бракосочетания Джанноццо Пуччи с Лукрецией Бини в 1483 году, эти картины, вероятно, были заказаны Лоренцо Великолепным , состоявшим в родстве с обеими семьями. Герб Медичи (шесть пилюль) можно видеть по центру третьей и вверху четвёртой композиций. С левой стороны обеих работ расположен герб Пуччи (силуэт женской головы), а справа он же изображён соединённым с гербом Бини.
К созданию картин о Настаджо дельи Онести могли приложить руку подмастерья. Не исключено, что это в значительной степени работа именно мастерской Боттичелли. На это указывает то, что именно в это время у художника было огромное число заказов, и он просто физически не мог со всеми справиться в срок. В этом случае, а тем более когда требовалось написать серию полотен к какому-либо назначенному сроку, он прибегал к помощи подмастерьев и учеников. Вероятно, в работе над картинами принимали участие и Якопо дель Селлайо .
Параллель с текстом Боккаччо в этих четырёх сценах очевидна. Вот несколько примеров:
Сюжет картин взят из «Декамерона» Джованни Боккаччо (V, 8), в нём рассказывается история юноши Настаджо дельи Онести.
№ | Иллюстрация | Размеры | Сюжет | Музей |
---|---|---|---|---|
1 | 83×138 см | Настаджо, отвергнутый дочерью Паоло Травесари, покидает Равенну . Попрощавшись с друзьями, он в задумчивости бредёт по сосновой роще близ Равенны; его меланхоличные размышления прерывает появление обнажённой девушки, бегущей от всадника и его собак, норовящих укусить её. | Музей Прадо , Мадрид | |
2 | 83×138 см | Настаджо с ужасом наблюдает, как всадник распарывает спину упавшей женщины и достаёт у девушки сердце; сердце он отдаёт собакам на корм; после этого девушка снова возвращается к жизни и погоня возобновляется. В действительности, всадник оказывается прадедом Настаджо Гвидо дельи Анастаджи, который, будучи отвергнутым возлюбленной, покончил с собой и теперь вместе с ней искупает свой грех. Каждую пятницу он вместе с возлюбленной переживает сцену погони в лесу. Настаджо бросается прочь, в то время как разные эпизоды погони повторяются за его спиной. | Музей Прадо , Мадрид | |
3 | 84×142 см | Настаджо устраивает всё в том же сосновом лесу пир для семьи Траверсари, желая, чтобы гости стали свидетелями страшного зрелища. Объятая ужасом дочь Паоло Траверсари соглашается выйти замуж за Настаджо. | Музей Прадо , Мадрид | |
4 | 83×142 см | Свадебный пир документально показывает пышность роскошных празднеств, устраиваемых в те годы во Флоренции. Одно из таких пиршеств было организовано по случаю свадьбы Бернардо Ручеллаи и Наннины Медичи, описанной в разных источниках. | частная коллекция в , Флоренция |