Interested Article - Мокшане
- 2020-10-30
- 1
Мокша́не, мокша ( мокш. мокшет ) — этническая группа ( субэтнос ) мордвы , говорящая на мокшанском языке , одном из двух мордовских языков волжско-финской подгруппы финно-угорской ветви уральской языковой семьи ; иногда выделяется как отдельный мордовский народ наряду с эрзянами . Большинство мокшан исповедует православие , есть также лютеране и приверженцы неоязычества ( мокшень кой ).
Общая численность около 12 000 человек, согласно переписи 2021 года .
Отдельной этнической группой мокшан являются каратаи , проживающие в Камско-Устьинском районе Республики Татарстан . Они говорят на татарском диалекте с примесью мокшанского языка .
Этноним
Согласно топонимическому словарю Е. М. Поспелова , название мокша оставлено древним индоевропейским населением Поочья , говорившим на языке, близком к балтским . Гидроним Мокша сопоставим с индоевропейской основой meksha , означавшей «проливание, утекание» . По другой версии, языковая принадлежность гидронимии мокша точно не определена, и является реликтом неизвестного сегодня вымершего финно-угорского языка . У мокшан данная река называлась Ю (ср. с финским jokki «река»), другие исследователи упоминают о ней, как о реке Йов , что не говорит в пользу варианта происхождении этнонима мокша от названия реки. Гидронимы на -кша широко представлены в бассейне реки Оки : Лакша, Колакша, Селекша, Шумокша, Серокша, Шокша и др., поэтому представляется наиболее вероятным их объяснение на финно-угорском языковом материале . Топоним Мокша встречается в бассейне Оки и как название озера и реки в районе Клязьмы . Исследователями высказывается предположение, что в основу гидронима Мокша в общефинское время лёг апеллятив мокс (вариант мокш ), означающий «исток, приток, поток, бегущая вода». Объяснение этого гидронима на славянской языковой почве (из «мокрый », «сырой, влажный», ср. Мокоша — богиня плодородия у восточных славян ) считается не совсем оправданным, так как заселение данной территории славянами происходило в более позднее время .
Физическая антропология
Первым, кто писал об антропологических признаках мокши и эрзи, был немецкий учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник на русской службе Пётр Симон Паллас (1773), согласно наблюдениям которого светло-русых и рыжеволосых мокшан было меньше, чем эрзян, однако и последние также имели тёмно-русые волосы . В 1912 году вышел курс лекций С. К. Кузнецова , который отмечает антропологические особенности мокшан и эрзян, где говорится, что мокшане имеют большее разнообразие антропологических типов. По сравнению с эрзянами, у которых больше преобладают светловолосые, сероглазые и со светлой кожей особи, у мокшан встречается преобладающее число людей с чёрными волосами и глазами, смуглым, желтоватым цветом кожи .
К. Ю. Марк выделяет субуральский и северопонтийский тип у мокшан, у эрзян — сурский тип, близкий западно-балтийскому . Антрополог Т. И. Алексеева утверждала, что в мокшанах, по сравнению с эрзянами, более заметно проявляются черты южных европеоидов , а эрзян она относит больше к кругу северных европеоидов . В. Е. Дерябин отметил у мокшан наличие восточно-европейской основы, модифицированной понтийским антропологическим компонентом в сочетании с незначительной уралоидностью .
Согласно изданию РАН (2000) под редакцией А. А. Зубова , эрзяне относятся к беломоро-балтийскому варианту европеоидной расы, который представлен, помимо эрзян, большинством прибалтийских финноязычных народов и частью коми-зырян. Мокшане относятся к уральской расе, в пределах которой мокшане отнесены к субуральскому подтипу . Антропологическое различие между эрзянами и мокшанами, являющимися в основе своей европеоидами и субэтносами одного из наиболее антропологически однородных народов, заключается, в частности, в том, что на беломоро-балтийскую основу мордвы в некоторой степени накладываются атлантический и северопонтийский типы. Первый тип представлен преимущественно у эрзян, второй — у мокшан, хотя и тот, и другой типы присутствуют у обеих категорий населения . Антропологически мокша сформировалась в результате смешения различных типов (беломорский, понтийский, восточно-балтийский) европеоидной расы .
Территория проживания
В начале XX века, опираясь на топонимические сведения, С. К. Кузнецов заключил следующее: «в древнейший период своей истории мордва занимала огромное пространство, захватывающее нынешние губернии: часть Казанской, Нижегородскую, Пензенскую, часть Рязанской и Калужской, губернии Симбирскую, Тамбовскую и Саратовскую. Появление мордвы в самых низовьях, возле Астрахани, относится уже к позднейшему времени, а в пределах нынешних Уфимской и Оренбургской губерний она появилась в XVI и главным образом в XVII столетиях». Первоначальной родиной мордвы является правобережье средней Волги, бассейны правых притоков Оки и Суры. Мордва вытеснила отсюда финские племена, переселившиеся к северу .
По причинам политического характера границы расселения мордвы постоянно изменялись. Анализ материалов и погребального обряда археологических памятников , расположенных на средней Цне , позволил отнести этнически однородную группу населения мокшан к VIII—ХI векам н. э., проживающих в бассейнах рек Цна, Мокша, Вад . В этот период территория расселения мокши смещается к северо-западу, что могло быть связано с опасностью со стороны Хазарского каганата . Археологические памятники мокши представлены в большом количестве в бассейне Верхней и Средней Мокши вместе с её притоками. Именно эта территория (Верхнее и Среднее Примокшанье и Среднее Поценье) в VIII—X веках являлась основным районом расселения мокшанского субэтноса .
В XI—XIII веках мокша и эрзя попадает в сферу влияния Киевской Руси и Волжской Булгарии . Борьба между этими государствами, а затем княжеские междоусобицы на Руси, привели к переселению мордвы в более безопасные районы: мокшан — в междуречье Мокши и Вада, эрзян — в бассейн реки Тёши .
Говоря о временах Российской Империи , П. И. Мельников-Печерский писал, что мокшане жили в северной части Тамбовской , в западной половине Пензенской , в двух селениях Нижегородской , а также Симбирской и Саратовской губерниях .
В настоящее время мокша проживают в основном на западе Мордовии (к западу от реки Инсар ). Группы мокшан обитают также в окрестностях города Белинский (бывший Чембар; юго-запад Пензенской области), верховьях реки Сура (Пензенский и Городищенский районы Пензенской области), на юго-западе Татарстана (Тетюшский район), на левобережье реки Самара и в верховьях реки Большой Иргиз (юг Самарской области и запад Оренбургской области), в районе города Бугуруслан (северо-запад Оренбургской области) и других . В Пензенской области мокшане расселены в основном в Мокшанском , Наровчатском , Белинском и Шемышейском районах .
Численность
Основываясь на обработке неопубликованных архивных рабочих материалах переписи 1926 года В. И. Козлов в 1958 году произвёл оценку численности мокшан и эрзи на 1926 год :
Районы расселения | Эрзя | Мокша |
---|---|---|
Пензенская губерния | 104 | 274 |
Нижегородская губерния | 82 | 3 |
Ульяновская губерния | 178 | 1 |
Чувашская АССР | 24 | - |
Саратовская губерния | 121 | 34 |
Татарская АССР | 24 | 12 |
Самарская губерния | 210 | 42 |
Оренбургская губерния | 11 | 12 |
Башкирская АССР | 40 | 10 |
прочие районы | 1 | 3 |
Итого в Поволжье и Приуралье | 795 | 391 |
в других районах СССР | (77) | (77) |
Всего в СССР | 872 | 468 |
По оценке В. И. Козлова общая численность эрзи в 1926 г. была почти в два раза больше численности мокши; по подсчётам автора это превышение было более значительным за пределами коренного района расселения мордвы, так как в самом коренном районе численность мокши в 1926 г. лишь немногим уступала численности эрзи (237 и 297 тыс. чел.).
По данным переписи населения 1989 года в Мордовской АССР проживало 180 тысяч мокшан [ источник не указан 477 дней ] , остальные проживали за её пределами, в различных областях и республиках Центральной части РСФСР , Поволжья и Сибири .
Согласно переписи населения 2002 года , в качестве мокши было учтено 49624 человека, то есть 5,9 % общей численности мордвы .
Согласно переписи населения 2010 года , мокшанами назвали себя 4767 человек (0,6 % учтённой переписью численности мордвы) .
В соответствии с данными переписи 2010 года, мокшанским языком в России владеет 2025 человек .
Язык и диалекты
Мокшанский язык (также мокша-мордовский; самоназвание — мокшень кяль ) — финно-угорский язык финно-волжской группы , относится к уральской семье . Наиболее близким к мокшанскому языку является эрзянский , однако существенная разница в фонетическом строе , лексике и грамматике не позволяет их носителям понимать друг друга . В Республике Мордовия мокшанский язык является официальным наряду с эрзянским и русским .
Диалектный состав мокшанского языка отличается большим разнообразием, прослеживающимся в определённых слоях лексики, морфологической модели слова и главных структурных элементах грамматического строя. На их основе выделяется пять диалектных типов (диалектов) мокшанского языка: центральный, западный, юго-восточный, переходный и смешанный, имеющих отличительные языковые явления и относительную территориальную очерченность:
- I диалектный тип (центральный). Один из диалектов, лежащий в основе письменно-литературного мокшанского языка и распространённый на территории нескольких районов Республики Мордовия : Атюрьевского , Темниковского , Ельниковского , Краснослободского , Старошайговского , частично Ковылкинского , Рузаевского .
- II диалектный тип (западный) распространён в Зубово-Полянском и частично Торбеевском районах Республики Мордовия.
- III диалектный тип (юго-восточный) охватывает территорию соседних районов Республики Мордовия: Инсарского , Кадошкинского , частично Ковылкинского и Рузаевского .
- IV диалектный тип (переходный) распространён в Белинском районе Пензенской области, частично в Торбеевском и Ковылкинском районе Республики Мордовия.
- V диалектный тип (смешанный) распространён за пределами Республики Мордовия (в Нижегородской , Пензенской , Саратовской и некоторых других областях) в соседстве с эрзянскими говорами или изолированно в иноязычном окружении .
Этногенез
Этническая основа прамокша и праэрзя образовалась во II—IV веках н. э. , на базе которой с середины 1-го тысячелетия формируется этнос древних мокшан в южной части территории Окско-Сурского междуречья , а этнос эрзян — в северной.
В XIX—XX веках существовала гипотеза отождествления мокшан и мордвы в целом с андрофагами , но впоследствии другие учёные подвергли её подробной критике и в настоящее время эта гипотеза представляется малообоснованной . В это же время среди этнографов, лингвистов, историков и финнологов возникали различные мнения, что в древнюю эпоху мокша и эрзя, являющиеся двумя ветвями мордвы, были единым с западно-финскими народом, отделившимся от финнов не позднее III века н. э., и испытавшим на себе разные влияния со стороны соседних народов. Выделяются прафиннская эпоха , где ещё не отделившиеся финские племена закладывали зачатки своей культуры, а также мордовско-финский период , в котором имело место лингвистическое и политическое влияние готов на мордву. Академик П. И. Кёппен называет территорию среднего течения реки Волги и её притоков рек Оки и Суры родиной финских племён. Также некоторыми учёными указывается и на отдельный период совместной жизни мордвы с западными финнами .
По археологическим источникам, ранняя история племён финно-угорской языковой общности прослеживается с эпохи неолита (5-е — середина 3-го тысячелетия до н. э.). Область расселения древних финно-угров располагалась в основном в лесной полосе Восточной Европы и Зауралья . Большинство исследователей относят к древнему финноязычному населению племена неолитических культур с ямочно-гребенчатой керамикой , занимавшие территорию от юго-восточной Финляндии до северо-восточной Европы, а также племена волго-камской культуры, селившиеся в Среднем Поволжье и Прикамье . В Сурско-Волжском междуречье в эпоху бронзы и раннего железа (2-е —1-е тысячелетия до н. э.) выделено три основные группы городецких племён: средне-окская с включением сюда мокшанской; поволжская с включением верхне-сурской, которые предопределяли выделение двух этнических групп — мокши и эрзи, и нижесурская группа, рассматриваемая А. Х. Халиковым , как основа этногенеза мари, муромы и финноязычных предков чуваш.
На основе смешения окских городецких племён и пришлых групп позднепьяноборского населения во II—IV веках н. э. формируется этническая основа выделения праэрзя и прамокша . В первые века н. э. население данного региона имело связи с прикамскими (пьяноборскими) и другими племенами. Наиболее древними были связи мордвы с иранскими народами: скифами , сарматами , аланами и др. В погребениях Ражкинского могильника обнаружены традиции захоронения, в обряде которых заметны заимствования и влияние сарматов . Западно-иранские скифо-сарматские племена являлись южными соседями народов мокша и эрзя, и граница между ними, возможно, проходила по естественному рубежу леса и степи . В. В. Ставицкий считает, что в образовании древних племён мокши и эрзи участвовали носители городецкой культуры, пьяноборской и кара-абызской культур, восточно-балтийских племён и сарматов .
Большинство мордовских языковедов, этнографов и археологов — А. П. Смирнов, Е. А. Алихова, М. Ф. Жиганов, В. И. Козлов заявляли в своих работах о существовании единой мордовской общности, в которой различия между мокшей и эрзей начали появляться лишь в конце I тысячелетия н. э., когда как сторонники противоположного мнения — П. Д. Степанов, М. Р. Полесских, В. В. Гришаков, К. И. Козлова полагали, что два крупных племенных союза мордвы: мокша и эрзя, проживавших в бассейне Средней Оки и Окско-Сурско-Цнинского междуречья в первые века н. э., с самого начала своего формирования отличались друг от друга. Мокша и эрзя были сформированы независимо друг от друга на базе большой группы родственных племён, а также при участии иноэтнических элементов. Основой для образования мокши стала южная (верхнесурская или пензенская) группа мордовских племён. Важное участие в этом процессе приняли также носители рязано-окской и восточно-балтийской культуры, которые проникли в верховья Мокши и Суры в IV—V веках н. э. .
Археология
На основе городецкой культуры раннего железного века , памятники которой занимают обширную территорию от Дона на западе до Самарской Луки на востоке, Саратовского лесостепья на юге и нижегородского правобережья на севере, в первые века нашей эры в Окско-Сурском междуречье сформировались основные области, где происходил генезис древнемордовской культуры .
Археологические материалы свидетельствуют, что население южной части территории Окско-Сурского междуречья явилось основой формирования мокши, северной — эрзи. Переходная зона между протомокшанскими и протоэрзянскими племенами, предположительно, располагалась по Алатырю и по правобережью среднего течения Мокши .
М. Р. Полесских , занимающийся изучением археологических памятников мордвы , использовал термин протомокша, памятниками которой он считал могильники селиксенского типа, и протоэрзя , представленная могильниками кошибеевского типа. С середины 1-го тысячелетия н. э. появляются культуры древней мокши и древней эрзи. К мокше Полесских относил могильники армиевского типа, к эрзе — погребальные памятники типа Кузьминского и Борковского могильников . Выделяется два хронологических этапа формирования Селиксенского могильника : III—IV века н. э. — ранний; V—VII века н. э. — поздний, что совпадает с начальным этапом формирования мокшан .
История
Наиболее ранние письменные сведения об этнониме мокша ( Moxel ) известны из записок фламандского путешественника XIII века Гильома де Рубрука . О мокшанах ( Moxii ), как отдельном народе и их стране (Moxia) говорится в сочинении Иосафата Барбаро «Путешествие в Тану» . Упоминание о мокшанах имеется в работе Рашид ад-Дина «Сборник летописей» (начало XIV века) , а также в документальном источнике Русского государства — в писцовой книге Д. Пушечникова . В историческом труде российского историка XVIII века Василия Татищева « История Российская » мокшане называются, как моксели и моши и являются сарматским народом .
Древний период
Вытеснившие скифов сарматы пришли как завоеватели и подчинили себе часть мокшанских кланов, однако, вследствие своей малочисленности, не смогли далеко распространить свою власть . Во II и III веках н. э. анты , славяне, мокша и эрзя стали самым многочисленным и могущественным населением Восточной Европы . К концу IV века большая часть народа мокша присоединилась к гуннскому племенному союзу, приняв участие в разгроме Остготской империи в 377 году, а затем двинулась на восток и поселилась в Паннонии . Доказательства связи с гуннами включают мокшанские боевые доспехи, особенно биты и псалии, которые идентичны ранним гуннским боевым доспехам . Археологические данные показывают, что границы территории мокшан не менялись между IV и VIII веками. В 450 году народ мокша был в союзе с народом Среднего Поволжья, известным как буртасы , которые, возможно, были аланами .
Средние века
Согласно археологическим данным, средневековая история мокши и эрзи разделена на четыре основных этапа, где каждому периоду характерен ряд особенностей материальной культуры и тенденций развития народов: 1) завершающая стадия родового строя (VIII—X века); 2) формирование ранних государственных образований (XI—XIII века); 3) в составе Золотой Орды (вторая половина XIII—XV века); 4) в составе Русского государства (XVI—XVIII века) . Период VIII—X веков известен влиянием хазар , которым племя мокшан платило дань , и в X веке освободилось из-под власти Хазарского каганата в результате его падения .
Л. А. Воейков и П. В. Голубовский опираются на упоминания арабских писателей X века, называвших народ мокша буртасами .
В IX веке Буртасское княжество становится вассалом Хазарского каганата . В 965 году, как свидетельствует Ибн-Хаукаль , киевский князь Святослав Игоревич нанёс удар по союзникам хазар , взял Саркел , Булгар и вышел к Семендеру . К началу X века правитель Волжской Булгарии Алмуш сосредоточил в своих руках сбор и уплату хазарской дани. Приняв ислам , он заручился поддержкой багдадского халифа Муктадира и основал торговую факторию в устье Оки . В связи с этим в 985 году киевский князь Владимир предпринял поход на город Булгар . В 1006 году между князем Владимиром и царём Алмушем был заключён договор о торговле и на Волге установился «вечный мир», продлившийся 80 лет . В 1120 году возобновилась борьба за устье Оки и эрзянскую крепость Обран ош . В 1220 владимирский князь Юрий Всеволодович предпринял поход на Ошель и потребовал сокращения влияния булгар на Пургасову волость , с которой они находились в союзе. В 1221 году Обран ош был сожжён владимирскими князьями, а ниже по течению основан Нижний Новгород . Пургас и Пуреш находились в состоянии постоянной войны, при этом Пургас рассчитывал на поддержку булгарского эмира, в то время как Пуреш являлся ратником князя Юрия . В 1229 году булгары выступили в поход против царя Пуреша, однако, узнав о разграблении Пургасовой волости владимирскими князьями, повернули назад. В 1230 Пургас вновь осадил Нижний Новгород, но был отбит, а вслед за этим сын Пуреша Атямас вместе с половцами предпринял опустошительный поход на Пургасову волость .
Согласно свидетельствам Рашид ад-Дина , 4 сентября 1236 года сыновья Джучи Бату , Орду и Берке , сын Угедей-хана Кадан , внук Чагатая Бури и сын Чингиз-хана Кулькан объявили войну мокше, буртасам и эрзе, каждый из них стоял во главе тумена . Война закончилась 23 августа 1237 поражением мокшан в битве у Чёрного леса недалеко от границы c Рязанским княжеством . Между мокшей и монголами был заключён военный союз, по которому царь Пуреш во главе своего войска в качестве союзника и вассала должен был присоединиться к монголам в их походе на запад.
В начале 1241 года монгольское войско перешло через Карпаты и вторглось в Польшу . Роджер Бэкон в своей работе Opus majus упоминает, что мокшане находились в авангарде монгольского войска и участвовали во взятии Люблина и Завихоста . По утверждению Бенедикта Поляка , мокшанское войско понесло значительные потери во время взятия крепости Сандомир в феврале и Кракова — в марте того же года.
По свидетельству Гийома де Рубрука и Роджера Бэкона , мокшане тайно вели переговоры с немцами и богемцами и ждали случая перейти на их сторону, так как с их помощью надеялись избавиться от навязанного им союза с Бату .
Предположительно 8 апреля Пуреш тайно встретился с Генрихом Благочестивым и сообщил об утреннем выступлении монголов и о своём намерении перейти на сторону силезцев . В тот же день Пуреш заявил Субэдэю , что его воины устали и выступить утром не смогут. Субэдэй узнал о заговоре и предложил войску Пуреша сдать оружие и располагаться на отдых, однако ночью по его приказу сам Пуреш и часть его войска, спящие, были перебиты, остальные бежали .
Новое время
Хронологический период (XVI—XIX века) относится к событиям, связанным с присоединением территорий мокши и эрзи к Русскому государству , вследствие чего меняются политико-экономические, культурные, религиозные и миграционные процессы народов в виде: христианизации , русификации , введения новых форм управления хозяйской деятельностью и системы денежных и натуральных государственных повинностей , внедрения новых правил получения земельных наделов , массового расселения коренного населения по Самарской , Уфимской , Оренбургской и другим губерниям и так далее .
Генетические исследования
В результате исследований О. П. Балановский выделил четыре основных типа карт генетических расстояний — «восточноевропейский», «северо-восточный», «северо-балканский», «южно-балканский», куда вошли славянские , балтийские , некоторые финно-угорские и другие народы Европы , однако карты расстояний от мокшан не относятся ни к одному из этих типов, что, по мнению учёного, говорит о генетической самобытности народа мокша. Генофонд финно-угорских народов сам по себе имеет высокое межпопуляционное разнообразие и низкое внутрипопуляционное .
Для проведения анализа митохондриальной ДНК были использованы данные по частотам 16 гаплогрупп — A, C, D, H, HV, I, J, K, T, U2, U3, U4, U5a, U5b, V, W. Анализ показал значительное отличие генофондов финно-угорских популяций (включая народы мокша и эрзя) от следующих генофондов Европы — население Русского Севера , норвежцы , немцы и другие германоязычные народы , а также ирландцы , славяне (остальные русские , белорусы , украинцы , чехи , словаки , поляки , словенцы и боснийцы ), балты , венгры и шведы . Все западные и восточные финноязычные народы (кроме эстонцев ) — финны , карелы , марийцы , коми , мокша и эрзя попали в отдельные кластеры, оказавшись генетически удаленными от всего европейского митохондриального массива, включая северно-русские популяции и других славян .
Генетический ландшафт мокшан по гаплогруппам Y-хромосомы свидетельствует о большом своеобразии их генофонда, поскольку охватывает небольшую область среднего течения Волги , ограничиваясь её правобережьем. Проведённый анализ по гаплогруппам Y-хромосомы указывает на существенное генетическое отличие мокши не только от генофонда славянских и других соседских народов, но и от генофонда эрзян , несмотря на их близкое географическое взаиморасположение ; данные о частотах 15 гаплогрупп Y-хромосомы показали, что популяции мокши и эрзи не входят в единый кластер .
Данные популяционных генетиков Y-хромосомы по гаплогруппам мокшан Старошайговского района Мордовии : R1a — 26,5 %, J2 — nd (20,5 %), N3 (TAT) — 16,9 %, R1b — 13,3 %, I1 — 12 %, I2b — 4,8 %, N2 (P43) — 2,4 %, I2 — 2,4 %, K*(M9) — 1,2 % . Митохондриальные ДНК по гаплогруппам: H — 41,5 %, U5 — 18,9 %, T — 7,6 %, U2 — 5,7 %, J — 5,7 %, V — 5,7 %, U4 — 3,8 %, I — 3,8 %, T1 — 1,9 %, R — 1,9 %, D — 1,9 %, другие — 1,9 % .
Данные Y-хромосомы по гаплогруппам мокшан генетического проекта Erzya-Moksha-Mescher Family Tree DNA : R1a — 29 %, J2b — 19 %, J2a — 14 %, G2a — 14 %, N1c — 9 %, E1b — 5 %, R1b — 5 %, J1 — 5 % .
Сословия в XIII—XVIII веках
При анализе различных источников исследователи выделяют у мокшан и эрзян (называемых в документах того времени мордва) ряд социальных групп: мордовские мурзы , мордовские князья, служилая мордва, полковые мурзы, ясачная мордва, тарханы , казаки из служилой мордвы, станичные мордовские мурзы, младшие мордовские мурзы, дворцовые крестьяне, помещичьи крестьяне, временнообязанные крестьяне, государственные крестьяне, ясачные крестьяне, удельные крестьяне . К мордовской аристократии относились правители раннегосударственных объединений мордовских народов эрзи и мокши, а также категория служилых феодалов, обладающих привилегиями — князья , мурзы , служилые люди , казаки .
Национальный костюм
В зависимости от района проживания народный костюм мокшан может иметь в себе ряд деталей и украшений, отличающихся друг от друга. Для мокшанского женского костюма характерны туникообразная рубаха (панар, щам) длиной до колен с боковыми вставками, большой пазухой (пов), вышивкой по продольным швам спереди и сзади, горловине, рукавам, в Зубово-Полянском районе Мордовии и у чембарской мокши — также на лопатках; штаны (понкст), подшитые внизу кумачом; передник (запон, сапоня) с нагрудником или глухой с рукавами; короткий кафтан (мушкас), украшенный кумачом или красным тканьём; чёрные и красные в жёлто-зелёно-чёрную полоску онучи, чёрно-белые узорные вязаные наколенники (цюлкат); нарядные сапоги со сборами на голенище и медными подковками на каблуке.
Богатый набор украшений: застёжка-сюлгам с трапециевидным щитком и сеткой из бисера, бусин, монет, цепочек с бубенчиками; ожерелье (цифкс, тифкс, крганьпирф) или пелерина (комбоне) из бисера; парные нагрудные (горожонь крганя, ярмак пилькс), наспинные (фтала пула, копорь цёконе, пархци котф) и чересплечные (кичкор, крёскал) украшения из бисера и монет, нашитых на тканевую основу; поясные подвески (сёкт, цёкт, каркс сёконят, каркс пет, килькштамат, ватракштат) и др.
Замужние мокшанки за пояс затыкали до шести богато орнаментированных полотенец (кеска руцят), у чембарской мокшанки — набедренник (гушаконя).
Головной убор (панга) — холщовый мешок с твёрдым прямоугольным очельем и лопастью сзади, поверх которого повязывали в виде тюрбана платок; местами носили убор типа кики (сорока); на северо-западе Зубово-Полянского района поверх холщового чепца с твёрдым очельем (лосник) и позатыльником (затилка) повязывали тюрбаном белое полотенце (платенця, пря руця), концы которого завязывали бантом на лбу.
Головной убор невест и молодых женщин (златной) отличался нарядностью; до начала XX века невесты и новобрачные надевали высокий расширяющийся кверху венец на берестяной основе (куйгор). С 1930-х годов мокшанки носят платье (нула, сарапон) на кокетке с широкой оборкой (панчф) .
|
Известные представители
- Пуреш
- Нарчатка
- Мокший
- Антоний (Вадковский)
- Захар Дорофеев
- Александр Феоктистов
- Михаил Девятаев
- Максим Бебан
- Валентина Мишанина
- Александр Пудин
- Евгений Чичваркин
- Мария Антонова
См. также
Примечания
- . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
- . Дата обращения: 31 января 2008. 9 января 2008 года.
- ↑ .
- Pimenoff, Ville Nikolai. (англ.) . Department of Forensic Medicine University of Helsinki (2012). Дата обращения: 12 мая 2012. Архивировано из 22 июля 2012 года.
- Полубояров М. С. от 27 мая 2008 на Wayback Machine от 27 мая 2008 на Wayback Machine от 27 мая 2008 на Wayback Machine Древности Пензенского края в зеркале топонимики. — М. , 2003.
- Усманов М. Заветная мечта Хусаина Фаизханова: Повесть о жизни и деятельности. — Казань, 1980.
- Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь / Отв. ред. Р. А. Агеева. — 2-е изд. — М. : Русские словари: Астрель: АСТ, 2002. — 512 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-001389-2 . — С. 272.
- Гордова Юлиана Юрьевна . Институт языкознания Российской академии наук. от 7 ноября 2019 на Wayback Machine
- Цыганкин Д. В. Память, запечатленная в слове: Словарь географических названий Республики Мордовия. — Саранск, 2004. — 432 с.
- Ардеев И. Д. Фонетические процессы в древнем финно-угорском языке и их отражение в топонимии Волго-Окского междуречья: монография / И. Д. Ардеев; Рос. акад. наук, Ин-т языкознания, Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского. — М. ; Пенза: ПГПУ, 2002. — С. 33.
- ↑ Топонимический словарь Рязанской области. — 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. А. А. Никольского; Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина. — Рязань, 2004. — 296 с. — ISBN 5-88006-344-5 .
- Смолицкая Г. П. Гидронимия бассейна Оки: Список рек и озёр. — М. : Наука, 1976. — 404 с.
- ↑ // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
- Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. — М. , 1966. — С. 272; Даль . — Т. 2. — С. 340.
- Бабурин А. В., Никольский А. А. Мокша (происхождение назв.) // Рязанская энциклопедия. — Т. 3. — С. 316.
- Смолицкая Г. П. Топонимический словарь Центральной России: Географические названия. — М. , 2002. — С. 208—209.
- Паллас П.-С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. — Ч. 1. — СПб. , 1773. — С. 112.
- ↑ Русская историческая географiя: Мордва: Курсъ лекцій, читанныхь в 1908—1909 уч. году въ Московскомъ Археологическомь Институте: [Вып. 1—2] / [соч.] С. К. Кузнецовымь. — М. : Печатня А. И. Снегиревой: Тип. Пожидаева, 1912. — 73 с.
- Марк К. Ю. Этническая антропология мордвы // Вопросы этнической истории мордовского народа. — М., 1960. — С. 120—143.
- Алексеева Т. И. Антропологический состав населения Волго-Окского бассейна: Антропологический сборник. — М. , 1956.
- Восточные славяне: Антропология и этническая история / Под ред. Т. И. Алексеевой. — М. : Научный мир, 2002.
- Антропология современных финно-угорских народов / Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; отв. ред. А. А. Зубов . — М.: 2000.
- Об эрзя-мокшанских различиях В. К. Абрамов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой новейшей истории народов России ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», заслуженный деятель науки Республики Мордовия (г. Саранск, РФ)
- ↑ Мордовия: Энциклопедия: В 2 т. — Т. 2: М — Я / НИИГН при Правительстве РМ. — Саранск, 2004. — С. 5—21.
- Археологические открытия: 2016 год / Отв. ред. Н. В. Лопатин. — М. : Институт археологии РАН, 2018. — 520 с. — ISBN 978-5-94375-260-5 .
- ↑ Зеленеев Ю. А., Зеленцова О. В. Средневековая мордва: По археологическим данным / Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола; Институт археологии РАН. — М. ; Йошкар-Ола, 2012.
- Вихляев В. И. Расселение мордвы в III — начале XIII вв. — Саранск: Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, 2013.
- Мельников П. И. Очерки Мордвы. — М. : Директ Медиа, Москва 2010, 1867. — ISBN 9785998943942 .
- . PenzaNews — Энциклопедия . Дата обращения: 23 февраля 2020. 11 апреля 2021 года.
- Козлов В. И. Расселение мордвы — эрзи и мокши // Советская этнография. — 1958. — № 2.
- . Дата обращения: 4 октября 2022. 1 февраля 2014 года.
- . Дата обращения: 17 октября 2017. 24 марта 2019 года.
- Росстат. . gks.ru . Росстат. Дата обращения: 4 октября 2022. 7 апреля 2022 года.
- Левина М. З. Из истории классификации диалектов мокшанского языка // Финно-угорский мир. — 2015. — № 3.
- Сухорукова О. А. Этническая история России: учебное пособие. — Ч. I. — М. : МГПУ, 2015. — 204 с.
- ↑ Ситдиков А. Г. Введение в этногенез народов Поволжья и Приуралья. Часть I. Истоки этногенезафинских народов: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История». — Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2008. — 33 с.
- ↑ Вихляев В. И. Могильники мордвы III—V вв. и проблема единства древней культуры. 2017.
- Kuussaari, Eero, Suomen suvun tiet, F. Tilgmann Oy, Helsinki 1935
- Бубрих Д. В. Можно ли отождествлять мордву с андрофагами Геродота? // Записки Мордовского научно-исследовательского института социальной культуры. — Саранск, 1941. — № 3. — С. 31.
- Юрченков В. А. Начертание мордовской истории: Монография. — Саранск: НИИ гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия, 2012. — ISBN 5900029875 , 9785900029870.
- Томсен. Beroringar mellem de finske og de baltiske (lettisk-litauiske) Sprog. 1890; Томашек. Kritik der altesten Nachrichten uber den Skythischen Norden; Доннер. Ueber den Einfluss des Litauischen auf die finnischen Sprachen.
- Смирнов К. Ф. Новые данные по сарматской культуре Северного Кавказа. // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1950. Вып. XXXII. С. 125.
- Синицын И. В. Памятники Нижнего Поволжья скифо-сарматского времени // Археологический сборник. Т. 1. Саратов, 1956.
- Ставицкий В. В. У истоков этногенеза древней мордвы // Genesis: Исторические исследования. — 2014. — № 4. — С. 1—13.
- Корнишина Г. А. Этногенез мордвы. К истории изучения проблемы // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». — Вып. 1. 2006. — ISSN 2070-7428
- Гришаков В. В., Седышев О. В . от 14 июня 2022 на Wayback Machine / Тамбов: Грамота, 2017. No 2(76) C. 68-74. ISSN 1997-292X.
- . Государственный архив Пензенской области . Дата обращения: 25 февраля 2020. 25 февраля 2020 года.
- Первушкин В. И. Селиксенский археологический район / Пензенская энциклопедия. — М. : Большая российская энциклопедия, 2001.
- Барбаро и Контарини о России. — М. : Наука, 1971.
- « Он [Менгу-каан] провел там то лето, а после того, в такику-ил, в год курицы, соответствующий 634 году хиджры [4 сентября 1236 — 23 августа 1237 г.], сыновья Джучи — Бату, Орда и Берке, сын Угедей-каана — Кадан, внук Чагатая — Бури и сын Чингиз-хана — Кулкан занялись войною с мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими » / Рашид-ад-Дин «Сборник летописей» II.2, пер. Л. А. Хетагурова.
- Гераклитов А. А. Избранное: в 2 ч. / Редкол.: В. А. Юрченков (пред.) [и др.]; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. — Саранск, 2011. — Ч. 1. — 464 с.
- Татищев В. Н. История Российская . — Т. 1. — М. ; Л. , 1962. — 209 с. — С. 314.
- .
- Ахмедов И. Р. Псалии в начале эпохи великого переселения народов / Д. А. Сташенков. — Культуры Евразийских степей вт. пол. I тыс. н. э.: (из истории костюма), Т. 2. — Самара: Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, 2001. — С. 229. — 268 с. — ISBN 5-89716-026-0 .
- Федорова М. В. Славяне, мордва и анты. Издательство Воронежского Университета, 1976.
- Ахмедов И. Р. Псалии в начале эпохи великого переселения народов // Культуры Евразийских степей вт. пол. I тыс. н. э.: (из истории костюма) . — Т. 2 . — Самара, 2001 — С. 220—222.
- Афанасьев Г. Е. Буртасы // Исчезнувшие народы. — М., 1988. — С. 85—96.
- Афанасьев Г. Е. Этническая территория буртасов во второй половине VIII — начале Х века // СЭ. — 1984. — № 4 — С. 28—41.
- Артамонов М. И. История хазар / М. И. Артамонов. — Л., 1962. — с. 385; 17, с. 98-99
- В. И. Вихляев. Мордва и Российское государство: начальные периоды взаимоотношений (X–XVI века) // Гумманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. — No 2 (18), 2012.
- Воейков Л. А. Сборник материалов для описания Тамбовской губернии. — Типография Императорской Академии Наук, 1872. — ISBN 5518062966, 9785518062962
- Голубовский П. В. Болгары и Хазары, Восточные соседи Руси при Владимире Св.: Историко-этнографический очерк. — Оттиск из «Киевской Старины». — Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкого, 1888.
- История Пензенского края / под редакцией профессора Г. Н. Белорыбкина. — Пенза, 1996.
- Калинина Т. М. Сведения Ибн Хаукаля о походах Руси времен Святослава // ДГ. М., 1976. С. 90—101.
- , с. 89.
- , с. 90.
- , с. 93.
- , с. 97—98.
- Костомаров Н. И. Дата обращения: 2 августа 2008. 4 июня 2016 года.
- Лурье Я. С. Общерусские летописи. — С. 49—55.
- Лурье Я. С. от 18 июня 2022 на Wayback Machine // Словарь книжников и книжности Древней Руси . — Вып. 2. (вторая половина XIV—XVI в.). — Ч. 2. — Л., 1989.
- Рашид ад-Дин . Сборник летописей. Т. II, Издательство АН СССР, 1960.
- John Bridges. The «Opus Majus» of Roger Bacon. Elibron Classics, 2000
- Itinerarium fratris Willielmi de Rubruquis de ordine fratrum Minorum, Galli, Anno gratia 1253. ad partes Orientales.
- от 13 августа 2021 на Wayback Machine . Государственное издательство географической литературы. — М. 1957. — С. 110.
- Мадуров Д. Ф. Волжские земли в истории и культуре России: Материалы Всероссийской научной конференции // Мадуров Д. Ф. События XIII века в истории эрзи и мокши, О сражении на Золотарёвском городище осенью 1237 г. / МГУ им. Н. П. Огарева и др.; редкол.: Н. П. Макаркин (гл.ред.) и др. — Саранск: тип. «Красный Октябрь», 2004. Ч. I — 264 с.
- Вера Николаевна Белицер, К. А. Котков. Исследования по материальной культуре мордовского народа. — Академии наук СССР, 1963. — С. 79. — 253 с.
- ПСРЛ, 1914, с. 64-65
- Иван Николаевич Смирнов. Мордва: Историко-этнографический очерк. — Типография Императорского Университета, 1895.
- Балановский О. П. Генофонд Европы / Издательство: Товарищество научных изданий КМК, 2015. — 331 c. Заключение / ISBN 978-5-9907157-0-7
- Митохондриальный генофонд Русского Севера в большей степени относится к Западной и Центральной Европе, чем к Восточной, к которой принадлежат остальные русские популяции ( Балановская Е. В., Пежемский Д. В., Романов А. Г., Баранова Е. Е., Ромашкина М. В., Агджоян А. Т., Балаганский А. Г. и др // Антропология. — No 3/2011: 27—58. — Вестник Московского университета. Серия XXIII).
- Балановский О. П. Генофонд Европы / Издательство: Товарищество научных изданий КМК, 2015. — 227 c. — 228 с., рис. 6.18. взаимное расположение на дендрограмме генофондов по данным о частотах гаплогрупп мтДнк. — ISBN 978-5-9907157-0-7
- Балановская Е. В., Пежемский Д. В., Романов А. Г., Баранова Е. Е., Ромашкина М. В., Агджоян А. Т., Балаганский А. Г. и др / Генофонд Русского Севера: Славяне? Финны? Палеоевропейцы? // Антропология. — No 3/2011: — 43 с. — Вестник Московского университета. Серия XXIII
- Олег Балановский. . Генофонд.рф (25 ноября 2015). 20 апреля 2021 года.
- Балановский О. П. Генофонд Европы / Издательство: Товарищество научных изданий КМК, 2015—183 c., рис. 5.27. Карта генетических расстояний от мокши. — ISBN 978-5-9907157-0-7
- Oleg Balanovsky .
- Олег Балановский. . АНАЛИЗ 2015 ГОДА (20 НАРОДОВ, 15 ГАПЛОГРУПП). Генофонд.рф рис. 2.43 Б (25 ноября 2015). 20 апреля 2021 года.
- Tambets et al.(2004), Moksha (Staroshaygovsky District of Mordovia) n=83
- Limborska et al. 2002, Moksha
- Генетический проект компании FamilyTree DNA «Эрзя-Мокша», таблица по гаплогруппам мокшан / Erzya-Moksha-Mescher DNA Project Y-DNA Chart, 2022
- Демидов А. Н. Служилая мордва в XVII—XVIII веках // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. — № 2 (34). — 2016.
- Смирнов И. Н. Мордва : историко-этнографический очерк. — Казань : Тип. Императ. ун-та, 1895.
- Заварюхин Н. В. Были ли у мордвы князья? На перекрестке мнений / отв. ред. Ю. Ф. Юшкин, В. А. Юрченков. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1990. — С. 67—74.
- Гераклитов А. А. Материалы по истории мордвы : сборник выписок из печатных источников (X—XVIII вв.) / А. А. Гераклитов. — М. ; Л. : Соцэкгиз, 1931.
- Заварюхин Н. В. Мордовские князья // Мордовия. Энциклопедия : в 2 томах / Гл. ред. А. И. Сухарев. — Саранск, 2004. — Т. 2 (М—Я). — С. 38—39.
Литература
- / Мокшин Н. Ф. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017).
- Нижегородский сборник, Том 1 / Нижегородский губернский статистический комитет под редакций А. С. Гациского. — Типография Нижегородского губернского правления, 1867. — С. 220.
- Риттих А. Ф. Матеріалы для этнографіи Россіи: Казанская губерния, ХIV-тая. — Тип. Казанскаго университета, 1870. — С. 217.
- Семёнов Василий. Библиотека иностранных писателей о России. Том 1. — Типография III. Отделение Е. И. В. Собственной Канцелярии, 1836. — С. 155.
- Юрченков В. А. Мордовский народ: вехи истории. — Саранск, 2007.
- Brook, Kevin Alan. The Jews of Khazaria. 2nd ed. Rowman & Littlefield Publishers, Inc, 2010. ISBN 978-0-7425-4981-4
- Minahan, James B. Encyclopedia of Stateless Nations: Ethnic and National Groups around the World, 2nd Edition: Ethnic and National Groups around the World. — ABC-CLIO, 2016. — С. 278. — 568 с. — ISBN 1610699548 . — ISBN 9781610699549 .
- Prichard, James Cowles. Researches Into the Physical History of Mankind, Том 3. — Sherwood, Gilbert & Piper, 1841. — 317 с.
- Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland. The Journal of the Anthropological Institute of Great Britain and Ireland, Том 3. — London: Trübner & Co, 1874. — С. 291.
- The Folk-lore Journal, Том 7;Том 24 / Владелец оригинала: Гарвардский университет. — Great Britain: Published for for the Folk-lore Societ by ELLIOT STOCK, 62, PATERNOSTER ROW, 1889. — С. 66.
Мокшанские периодические издания
- Мокша (литературно-художественный и общественно-политический журнал)
- Мокшень правда ( )
- Якстерь тяштеня (детский журнал)
Ссылки
- 2020-10-30
- 1