Interested Article - Омар Хайям

Гия́с-ад-Ди́н Абу-ль-Фатх Ома́р ибн Ибрахи́м Хайя́м Нишапури́ ( перс. غیاث الدین ابوالفتح عمر بن ابراهیم خیام نیشابورﻯ ‎, Ома́р Хайя́м عمر خیام ; 18 мая 1048 , Нишапур , Государство Сельджукидов 4 декабря 1131 , Нишапур , Государство Сельджукидов ) — персидский философ , математик , астроном и поэт . Известен во всём мире как выдающийся поэт, автор цикла философских рубаи ; считается национальным поэтом в Иране , Таджикистане и Афганистане .

Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений . Омар Хайям также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей . Учениками Хайяма были такие учёные, как Музаффар аль-Асфизари и Абдуррахман аль-Хазини .

Имя

Гияс ад-Ди́н Абу-ль-Фатх Ома́р ибн Ибрахим Хайя́м Нишапури́.

  • غیاث ‌الدین Гияс-ад-Дин хитаб , «помощь религии».
  • ابوالفتح Абу-ль-Фатх кунья .
  • عمر Омар исм (личное имя).
  • بن ابراهیم ибн Ибрахим насаб , «сын Ибрахима».
  • خیام Хайям тахаллус , «палаточный мастер» (предположительно, указание на ремесло отца; от слова «хайма» — палатка, от этого же слова предположительно происходит старорусское «хамовник» — текстильщик).
  • نیشابورﻯ Нишапури нисба , «из Нишапура ».

Биография

Родился в городе Нишапур , который находится в Хорасане (ныне иранская провинция Хорасан-Резави ). Омар был сыном палаточника, также у него была младшая сестра по имени Аиша. В 8 лет начал глубоко заниматься математикой , астрономией , философией . В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе . Позднее обучался в медресе Балха , Самарканда и Бухары . Там он с отличием окончил курс по мусульманскому праву и медицине , получив квалификацию хаки́ма, то есть врача . Но медицинская практика его мало интересовала. Изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры , труды греческих математиков.

Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии . Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие слова:

Мы были свидетелями гибели учёных, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек.

Картина «На могиле Омара Хайяма» ( , ок. 1911)

В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд . В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр. В Самарканде Хайям становится вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником.

Как и другие крупные учёные того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару , где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.

В 1074 году его пригласили в Исфахан , центр государства Сельджукидов , ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I . По инициативе и при покровительстве главного шахского визиря Низам аль-Мулька Омар становится духовным наставником султана. Через два года Мелик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших в мире . Работая на этой должности, Омар Хайям не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь , более точный, чем григорианский . Составил « », включавшие небольшой звёздный каталог . Здесь же написал «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида» (1077 г.) из трёх книг; во второй и третьей книгах исследовал теорию отношений и учение о числе . Однако в 1092 году , со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам аль-Мулька, исфаханский период его жизни заканчивается. Обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу.

О последних часах жизни Хайяма известно со слов его младшего современника — Бейхаки , ссылающегося на слова зятя поэта.

Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он позвал своих близких и учеников, составил завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер.

Научная деятельность

Математика

Хайяму принадлежит «Трактат о доказательствах задач алгебры и алмукабалы », в котором даётся классификация уравнений и излагается решение уравнений 1-й, 2-й и 3-й степени . В первых главах трактата Хайям излагает алгебраический метод решения квадратных уравнений , описанный ещё ал-Хорезми . В следующих главах он развивает геометрический метод решения кубических уравнений , восходящий к Архимеду : корни данных уравнений в этом методе определялись как общие точки пересечения двух подходящих конических сечений . Хайям привёл обоснование этого метода, классификацию типов уравнений, алгоритм выбора типа конического сечения, оценку числа (положительных) корней и их величины. Хайям не заметил, что кубическое уравнение может иметь три положительных действительных корня. До явных алгебраических формул Кардано Хайяму дойти не удалось, но он высказал надежду, что явное решение будет найдено в будущем.

Во введении к данному трактату Омар Хайям даёт первое дошедшее до нас определение алгебры как науки, утверждая: алгебра — это наука об определении неизвестных величин, состоящих в некоторых отношениях с величинами известными, причём такое определение осуществляется с помощью составления и решения уравнений .

В 1077 г. Хайям закончил работу над важным математическим трудом — «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида». Трактат состоял из трёх книг; первая содержала оригинальную теорию параллельных прямых, вторая и третья посвящены усовершенствованию теории отношений и пропорций . В первой книге Хайям пытается доказать V постулат Евклида и заменяет его более простым и очевидным эквивалентом: Две сходящиеся прямые должны пересечься ; по сути, в ходе этих попыток Омар Хайям доказал первые теоремы геометрий Лобачевского и Римана .

Далее Хайям рассматривает в своём трактате иррациональные числа как вполне законные, определяя равенство двух отношений как последовательное равенство всех подходящих частных в алгоритме Евклида . Евклидову теорию пропорций он заменил численной теорией .

При этом в третьей книге «Комментариев», посвящённой составлению (то есть умножению) отношений, Хайям по-новому трактует связь понятий отношения и числа . Рассматривая отношение двух непрерывных геометрических величин A и B , он рассуждает так: «Выберем единицу и сделаем её отношение к величине G равным отношению A к B , и будем смотреть на величину G как на линию, поверхность, тело или время; но будем смотреть на неё как на величину, отвлечённую разумом от всего этого и принадлежащую к числам, но не к числам абсолютным и настоящим , так как отношение A к B часто может не быть числовым… Следует, что бы ты знал, что эта единица является делимой и величина G , являющаяся произвольной величиной, рассматривается как число в указанном выше смысле» . Высказавшись за введение в математику делимой единицы и нового рода чисел, Хайям теоретически обосновал расширение понятия числа до положительного действительного числа .

Ещё одна математическая работа Хайяма — «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» — посвящена классической задаче на смешение, впервые решённой ещё Архимедом .

Астрономия

Хайям возглавлял группу астрономов Исфахана , которая в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха разработала принципиально новый солнечный календарь. Он был принят официально в 1079 г. Основным предназначением этого календаря была как можно более строгая привязка Новруза (то есть начала года) к весеннему равноденствию , понимаемому как вхождение солнца в зодиакальное созвездие Овна . Так, 1 фарвардина ( Новруз ) 468 солнечного года хиджры , в которое был принят календарь, соответствовало пятнице, 9 рамазана 417 лунного года хиджры , и 19 фарвардина 448 года эры Йездигерда (15 марта 1079 г.). Для отличия от зороастрийского солнечного года , называвшегося «древним» или «персидским» , новый календарь стали называть по имени султана — «Джалали» или «Малеки» . Количество дней в месяцах календаря «Джалали» варьировало в зависимости от сроков вступления солнца в тот или иной зодиакальный знак и могло колебаться от 29 до 32 дней . Были предложены и новые названия месяцев, а также дней каждого месяца по образцу зороастрийского календаря. Однако они не прижились, и месяцы стали именоваться в общем случае именем соответствующего знака зодиака .

С чисто астрономической точки зрения календарь «Джалали» был точнее, чем древнеримский юлианский календарь , применявшийся в современной Хайяму Европе, и точнее, чем позднейший европейский григорианский календарь . Вместо цикла «1 високосный на 4 года» (юлианский календарь) или «97 високосных на 400 лет» (григорианский календарь) Хайямом принято было соотношение «8 високосных на 33 года». Другими словами, из каждых 33-х лет 8 были високосными и 25 обычными. Этот календарь точнее всех других известных соответствует году весенних равноденствий . Проект Омара Хайяма был утверждён и лёг в основу иранского календаря , который вплоть до настоящего времени действует в Иране в качестве официального с 1079 года .

Хайям составил «Маликшахов зидж », включающий звёздный каталог 100 ярких звёзд и посвящённый сельджукскому султану Маликшаху ибн Алп Арслану. Наблюдения зиджа датированы 1079 годом («на начало [первого] года високоса малики»); рукопись не сохранилась, но существуют списки с неё .

Творчество

Рубаи

Иллюстрация Эдмунда Салливана к «Рубайате» (1913)

При жизни Хайям был известен исключительно как выдающийся учёный. На протяжении всей жизни он писал стихотворные афоризмы ( рубаи ), в которых высказывал свои сокровенные мысли о жизни, о человеке, о его знании в жанрах хамрийят и зухдийят . С годами количество приписываемых Хайяму четверостиший росло и к XX веку превысило 5000. Возможно, свои сочинения приписывали Хайяму все те, кто опасался преследований за вольнодумство и богохульство. Точно установить, какие из них действительно принадлежат Хайяму (если он вообще сочинял стихи), практически невозможно. Некоторые исследователи считают возможным авторство Хайяма в отношении 300—500 рубаи .

Долгое время Омар Хайям был забыт. По счастливой случайности тетрадь с его стихами попала в викторианскую эпоху в руки английского поэта Эдварда Фицджеральда , который перевёл многие рубаи сначала на латынь, а потом на английский. В начале XX века рубаи в весьма вольном и оригинальном переложении Фицджеральда стали едва ли не самым популярным произведением викторианской поэзии . Всемирная известность Омара Хайяма как глашатая гедонизма , отрицающего посмертное воздаяние, пробудила интерес и к его научным достижениям, которые были открыты заново и переосознаны.

Библиография

Математические, естественно-научные и философские трактаты

  • Хайям Омар. О доказательстве задач алгебры и алмукабалы. Историко-математические исследования , 6, 1953. — С. 15—66.
  • Хайям Омар. Комментарии к трудным постулатам книги Евклида. Историко-математические исследования, 6, 1953. — С. 67—107.
  • Хайям Омар. Об искусстве определения золота и серебра в состоящем из них теле. Историко-математические исследования, 6, 1953. — С. 108—112.
  • Хайям Омар. Дата обращения: 15 декабря 2009. / Перевод А. П. Юшкевича. Статья и комментарии Б. А. Розенфельда и А. П. Юшкевича. — М. : Изд. вост. лит., 1961.
  • Хаййам Омар. Трактаты. / Перевод Б. А. Розенфельда. Редакция В. С. Сегаля и А. П. Юшкевича. Статья и комментарии Б. А. Розенфельда и А. П. Юшкевича. — М. , 1962.
  • Хайям Омар. Первый алгебраический трактат. Историко-математические исследования , 15, 1963. — С. 445—472.
  • Хайям Омар. О прямом кустасе. Историко-математические исследования , 19, 1974. — С. 274—278.
  • Хайям Омар. Речь о родах, которые образуются квартой. Историко-математические исследования, 19, 1974. — С. 279—284.

Издания рубаи на русском языке

Первым стал переводить Омара Хайяма на русский язык В. Л. Величко (1891) . рубаи на русский язык (1910) выполнил Константин Бальмонт .

Некоторые русскоязычные издания рубаи:

  • Омар Хайям . Рубайят / Подготовка текста, перевод и предисловие Р. М. Алиева и М. Н. О. Османова под редакцией Е. Э. Бертельса. Две части. — М.: Изд-во восточной литературы, 1959.
  • Омар Хайям . Рубайят / Перевёл с таджикского-фарси Владимир Державин. — Душанбе, Изд-во «ИРФОН», 1965.
  • Омар Хайям . Рубаи. Пер. с фарси // Библиотека всемирной литературы , серия 1. — Т. 21. Ирано-Таджикская поэзия. — М.: Худ. литература , 1974. — С. 101—124.
  • Омар Хайям . Рубаи. — Ташкент, изд.-во ЦК КП Узбекистана, 1978. — 104 с. — 200 000 экз.
  • Омар Хайям . Рубаи: Лучшие переводы / Сост.,вступ.статья, примеч. Ш. М. Шамухамедова. — Ташкент, Изд.-во ЦК Компартии Узбекистана, 1982. — 128 с., 7 вкл. л., 200 000 экз. (Избранная лирика Востока. Издание второе, дополненное)
  • Омар Хайям . Рубаи. Перевод С. Северцева // Великое Древо. Поэты Востока. М., 1984, с. 282—284.
  • Омар Хайям . Рубаи: Пер. с перс.-тадж. / Вступ. ст. З. Н. Ворожейкиной и А. Ш. Шахвердова; Сост. и примеч. А. Ш. Шахвердова. — Л.: Сов. писатель, 1986. — 320 с. Тираж 100 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье).
  • Омар Хайям . Рубайят. Пер. О. Румера; [вступ. ст. О. Румера; сост., коммент. И. Осипова]. — М.: Эксмо, 2008. — 256 с., ил. — (Стихи и биографии) — 5 000 экз.
  • Омар Хайям: Рубайят. Сопоставление переводов / Малкович Р.Ш.. — СПб. : Издательство РХГА , 2012. — 696 с. — 500 экз. ISBN 978-5-88812-542-7 .

Память

Образ в искусстве

В литературе

  • Гулиа Г. Д. Сказание об Омаре Хайяме. — М. : Художественная литература, 1980. — 432 с.
  • Симашко Морис, Хадж Хайяма. — «Избранное», Алма-Ата, «Жазушы», 1983. — С. 400—423.
  • Ильясов Я. Заклинатель змей; Башня молчания: Повести. — Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1986. — 496 с.
  • Амин Маалуф . « Самарканд »

В театре

В кино

  • «Омар Хайям» / «Omar Khayham» (1924) — США , в роли Фил Данхэм;
  • «Омар Хайям» / «Omar Khayyam» (1957) — США , в главной роли Корнел Уайлд ;
  • «Омар Хайям» / «Ömer Hayyam» (1973) — Турция , в роли Орчун Сонат / Orçun Sonat.
  • «Омар Хайям» / «Omar Al-Khayyam» (2002) — США , в роли Джихад Саад / Jihad Saad;
  • « Хранитель: Легенда об Омаре Хайяме » (2005) — США , в главной роли — Бруно Ластра.
  • «Прорицатель Омар Хайям. Хроника легенды» (2012) — Россия , сериал из 8 серий, в главной роли — Роман Матюнин

Примечания

  1. — 1808.
  2. Katalog der Deutschen Nationalbibliothek (нем.)
  3. / Рейснер М. Л. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. , с. 501.
  5. Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М. : Наука . Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. — С. 97—98, 227. — 478 с. — 105 000 экз. ISBN 5-02-014354-5 .
  6. , Умар Ҳайём.
  7. , с. 121.
  8. . Дата обращения: 2 мая 2010. 15 мая 2013 года. . // Историко-астрономические исследования. Вып. VIII. 1962. С.83-192.
  9. Омар Хайям. Четверостишия. — Русич — 2002.
  10. , с. 120.
  11. , с. 97.
  12. То есть к натуральным числам .
  13. Омар Хайям. Математические трактаты / Пер. Б. А. Розенфельда // Историко-математические исследования. Вып. VI. 1952. — С. 105—106.
  14. , с. 124.
  15. , с. 121—122.
  16. согласно Naṣīr-al-Dīn Ṭūsī. Zīj-e īl-ḵānī
  17. qadīmī ( перс. قديمى ‎ — «древний»)
  18. fārsī ( перс. فارسى ‎ — «персидский»)
  19. jalālī ( перс. جلالی ‎)
  20. malekī ( перс. ملکی ‎)
  21. Климишин И. А. Календарь и хронология. — М. : Наука, 1981. — 192 с.
  22. В фарси имена знаков Зодиака представляют собой заимствования из арабского языка
  23. Heydari-Malayeri M. от 16 июля 2011 на Wayback Machine Paris Observatory, 2006.
  24. Хаййам Омар. Трактаты. Перевод Б. А. Розенфельда. Редакция В. С. Сегаля и А. П. Юшкевича. Статья и комментарии Б. А. Розенфельда и А. П. Юшкевича. М., 1962.
  25. . Дата обращения: 2 октября 2017. 5 июня 2014 года.
  26. . Дата обращения: 1 июня 2014. 25 мая 2014 года.
  27. . Дата обращения: 28 апреля 2020. 29 октября 2020 года.
  28. UNIS . Дата обращения: 3 августа 2017. 26 декабря 2018 года.

Литература

  • Боголюбов А. Н. Математики. Механики. Биографический справочник. — К. : Наукова думка , 1983. — 639 с.
  • Глезер Г. И. История математики в школе. VII—VIII классы. — М. : Просвещение , 1982. — 240 с.
  • . Дата обращения: 15 марта 2008. с древнейших времён до начала XIX столетия (под ред. А. П. Юшкевича ). — Т. I. — М. : Наука , 1972.
  • Крамар Ф. Д. Об исследованиях Омара Хайяма и Насирэддина Туси по теории параллельных линий. — Алма-Ата, 1964.
  • (узб.) . — Ташкент, 2000—2005.
  • Омар Хайям // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под редакцией проф. Горкина А.П.. — М. : Росмэн, 2006.
  • Омар Хайям // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • М.-Н. Османов. // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Сов. энцикл., 1968. — Т. 5: Мурари — Припев.
  • Розенфельд Б. А. , Юшкевич А. П. Омар Хайям. — М. : Наука, 1965. — 194 с.
  • Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П. Теория параллельных линий на средневековом Востоке. IX—XIV вв. — М. : Наука, 1983. — 128 с.
  • Стройк Д. Я. Краткий очерк истории математики. 4-е изд. — М. : Наука, 1984. — 284 с.
  • Султанов Ш. З. , Султанов К. З. [zzl.lib.ru/catalog/14_o.shtml Омар Хайям] . . — М. : Молодая гвардия , 1987. — 320 с. — ( Жизнь замечательных людей . — Вып. 679).
  • Шамсиддинов Д. Проблема общих понятий и научной абстракции в творчестве Омара Хайяма // Философские науки. — 1987. — № 7 . — С. 101—105 .
  • Бобынин В. В. (т. XXIa, стр. 927)
  • Крымский А. Е. (т. XXXVII, стр. 149)

Ссылки

  • .
  • . Дата обращения: 7 августа 2010. 28 ноября 2012 года.
  • . Дата обращения: 30 мая 2011. Архивировано из 28 ноября 2012 года.
  • . Дата обращения: 1 июня 2010. 28 ноября 2012 года.
  • . Дата обращения: 15 марта 2008. 28 ноября 2012 года.
  • . Дата обращения: 15 марта 2008. Архивировано из 22 января 2000 года.
  • . Дата обращения: 15 марта 2008. Архивировано из 28 сентября 2007 года.
Источник —

Same as Омар Хайям