Токийская епархия
- 1 year ago
- 0
- 0
«Токийская ночлежка» ( яп. 東京の宿 , Tōkyō no yado ) — немой фильм режиссёра Ясудзиро Одзу , вышедший на экраны в 1935 году . Последний из сохранившихся немых фильмов мастера.
Безработный Кихати вместе со своими малолетними сыновьями вынужден дни напролёт бродить по Токио в поисках хоть какой-нибудь работы. К вечеру они зачастую оказываются перед нелёгким выбором: поесть и заночевать в поле или остаться в ночлежке голодными. Здесь, в ночлежке, они встречают женщину по имени Отака, которая оказалась вместе со своей маленькой дочерью Кимико в схожей ситуации. Мальчики сразу же заводят дружбу с Кимико. Однажды случай сводит Кихати со старой знакомой Оцунэ, которая решает помочь ему: даёт кров и помогает устроиться на завод. Кихати не может забыть про Отаку и хочет помочь ей, как Оцунэ помогла ему самому. Вскоре Отака пропадает: её дочь серьёзно болеет, но денег на лечение не хватает. Когда Кихати узнаёт об этом, то впадает в отчаяние от бессилия. Лишь с помощью преступления ему удаётся достать деньги. Фильм завершается тем, что Кихати отправляется с повинной в полицейский участок.
Фильм снимался с июня по сентябрь 1934 года и вышел на экраны Японии 21 ноября 1935 года . Хотя это последний немой фильм мастера (Одзу до последнего сопротивлялся работе в звуковом кино, объясняя своё нежелание тем, что техника записи звука на студии пока ещё не совершенна и он подождёт, пока эта проблема не разрешится, а также обещанием, данным оператору Хидэо Мохаре ), студийное руководство всё же настояло на звуковой дорожке (музыка и шумы).
…великолепная сцена воображаемого обеда безработного и бездомного по имени Кихати и его двух голодных сыновей в «Токийской ночлежке» вполне сопоставима по виртуозности исполнения со знаменитой чаплиновской интермедией «танец булочек» в «Золотой лихорадке». И вообще в произведениях Одзу в 30-е годы сильнее ощущается социальная природа комического, а главное — гэг перестаёт быть формообразующим началом, но не исчезает вовсе, лишь растворяется в обыденном повествовании и начинает играть контрастирующую роль на фоне жизненно драматичной истории.
В титрах фильма указан сценарист Уиндзато Монэ ( Uinzato Mone ), что является псевдонимом Ясудзиро Одзу, как предполагается , полученным из английского словосочетания «без денег» ( without money ). Главный герой этой ленты без гроша, да и финансовое положение Одзу было не лучшим в то время (возможно, из-за смерти отца в предшествующем году). В своём дневнике он часто упоминал об этой проблеме .
Вновь на экране герой по имени Кихати, вновь он бродит туда-сюда, ведя неприкаянный образ жизни, иногда останавливаясь в ночлежках, иногда же ему приходится спать под открытым небом. Не имея постоянного места жительства, Кихати обосновался в старых бедных кварталах Токио . Условия его жизни близки к показанным ранее в фильме « Каприз », только здесь Кихати ещё более загнан в угол, ещё более ему придётся столкнуться с суровой реальностью.
«Токийская ночлежка» принадлежит к ряду социальных фильмов, которые показывают глобальный экономический кризис в Японии, начавшийся в 1929 году . Как и в « Токийском хоре » ( 1931 ), здесь есть упоминание о дизентерии , дети же намного менее эгоистичны, а их родителям приходится идти на экстремальные решения (кражу или унизительную работу), чтобы удовлетворить их потребности.
Кихати бродил со своими сыновьями по пустынному индустриальному пейзажу, что напоминает события фильмов итальянского неореализма . Не случайно многие критики (в том числе Дональд Ричи , американский биограф Одзу, и известнейший японский историк кино Тадао Сато) находят здесь параллели с « Похитителями велосипедов » ( 1948 ) Витторио Де Сики , а в 1958 году Нагиса Осима назовёт это «предвоенным натурализмом», как одной из немногих альтернатив традиционной идеологии" .