Interested Article - Платея (опера)

« Платея », полное название: «Платея, или Ревнивая Юнона» ( фр. Platée ou Junon Jalouse , RCT 53) — опера-балет Жана-Филиппа Рамо с прологом в трёх действиях на либретто . Рамо приобрёл права на либретто (1657—1745) и поручил д’Орвилю переработать его. Основным источником сюжета является миф, изложенный греческим писателем Павсанием в его «Описании Эллады». Премьера состоялась 31 марта 1745 года в Больших конюшнях Версальского дворца .

История создания

Либретто

В основу сюжета был положен рассказ о происхождении названия города Платеи . Согласно Павсанию, Юпитер, желая подшутить над ревнивой женой, устроил шуточную свадебную церемонию, где роль его невесты «сыграл» разряженный деревянный идол (Платея). Юнона, сорвав в ярости фату с «невесты», обнаружила подлог, и, рассмеявшись, простила своего неверного мужа .

Жак Отро по собственному признанию сочинил текст, выполняя пожелание Королевской Оперы , нуждавшейся в комической пьесе. В его либретто деревянная статуя была заменена престарелой болотной нимфой. Круг действующих лиц был расширен — либреттист добавил наперсников и наперсниц главных героев комедии . Основное действие у Отро предварял Пролог «Рождение комедии», оставленный д’Орвилем почти без изменений. Однако д’Орвиль (вероятно, под руководством Рамо) значительно изменил основной текст, сделав Юнону и Ирис второстепенными действующими лицами и выдвинув на первый план Платею, повелительницу лягушек.

«Платея» — первая попытка Рамо в жанре комической оперы, изначально называлась балетом bouffon. Позднее она была отнесена к лирическим комедиям, встав в один ряд с « » — ещё одной, но менее удачной, оперой-балетом Рамо. «Платея» была написана для празднования свадьбы дофина Людовика Фердинанда , сына Людовика XV , и инфанты Марии Терезии Испанской , которая, по мнению современников, не отличалась красотой. Несмотря на рискованную тему, представление в Версале было благосклонно принято. Опера, изобилующая пародиями на серьезную музыку того времени - в первую очередь, «лирическую трагедию», - понравилась королю, который приказал издать партитуру и либретто. Несколько месяцев спустя Рамо получил должность королевского композитора камерной музыки со значительной ежегодной пенсией.

Музыка

Комическая опера была достаточно редким явлением в эпоху барокко во Франции, и музыковед выражает своё удивление, что ни один из современников Рамо, кажется, не отметил новаторства «Платеи» . Рамо черпал вдохновение в более ранних комических операх, таких как «Амуры Рагонды» («героиня» которой также престарелая кокетка) (1742) , или комических операх-балетах, например, Жозефа Бодена де Буамортье (1743). Из «Карнавала и Вздорности» Детуша были позаимствованы такие персонажи, как Момус и Вздорность — одна из ключевых фигур «Платеи», музыкальная характеристика которой появляется ещё в первом разделе увертюры .

«Платея» стала одним из самых высоко оценённых произведений Рамо для музыкального театра. После парижской премьеры в 1749 году (единственное придворное представление 1745 года видел лишь узкий круг зрителей, а представители прессы не допускались туда вовсе) о ней восторженно отзывались даже те, кто был его оппонентом во время « Войны буффонов » (споре о достоинствах и недостатках французской и итальянской опер). Ф. М. Гримм в своём «Письме об Омфале» назвал «Платею» «гениальным творением в жанре, который г. Рамо создал во Франции». Непримиримый критик Рамо Жан-Жак Руссо писал о ней, как о «шедевре г. Рамо и самом превосходном музыкальном произведении, какое когда-либо можно было услыхать в нашем театре». Гольбах считал её «предвестницей переворота в оперных вкусах французов», д’Аламбер — «шедевром» . В марте 1754 года, после очередного возобновления оперы сразу после изгнания с французской сцены итальянских гастролёров, которым завершилась «Война буффонов», Mercure de France писал о финальной ссоре Платеи и Китерона: «Один из лучших дуэтов , какие есть во французском театре по естественности выражения и правдивости диалога» .

Это может объясняться тем, что противники Рамо приняли «Платею» как произведение, прокладывающее путь к более лёгкой форме оперы — buffa , в противовес отмирающей лирической трагедии , к освобождению от рутинных жанровых оков. Композитор объединил всё лучшее из произведений своих предшественников — , Кампра , Муре, но зашёл гораздо дальше них. Глубокое понимание и погружение в специфику «ярмарочного театра» соединилось с высокой музыкальной культурой. Рамо ощутимо реформировал составляющие французской оперы ( вокальный ансамбль , хор , речитатив ), придав им более динамики, живости и чёткости; создал выразительную оркестровую партию, использовав завоевания современного ему симфонизма . Строя комедийное действие, Рамо пародирует «серьёзные» итальянские и французские оперы, широко использует лёгкие водевильные вокальные мелодии, синкопирование , звукоподражание, гиперболизированные вокализы .

История постановок

Пьер Желиотт в роли Нимфы Платеи. Худ. Шарль Антуан Куапель (ок. 1745). Париж, Лувр

О версальской постановке 1745 года сохранилось мало сведений. Главная роль была исполнена haute-contre Пьером Желиоттом , известным характерным актёром. Рамо переработал оперу в сотрудничестве с либреттистом и поставил её в Королевской академии музыки (первое исполнение — 9 февраля 1749 года). Новая версия имела успех, хотя некоторые зрители были поражены «буффонными вольностями» «Платеи». Опера выдержала шестнадцать представлений, а весной следующего года — шесть . Позднее она была возобновлена в 1750 году и снова — 21 февраля 1754, главную роль исполнял второй haute-contre Оперы Ла Тур. По мнению , роль Платеи, исполненная Латуром, была самой высокой партией haute-contre, когда-либо написанной Рамо .

Возобновление 1754 года появилось на парижской сцене сразу после изгнания буффонов. До конца сезона спектакль был сыгран восемь раз. Впоследствии пролог оперы «Рождение комедии» многократно исполнялся отдельно в сборных концертах «Фрагменты», причём довольно часто вместе с « » Руссо — первой французской комической оперой. В последний раз при жизни композитора «Платея» ставилась в 1759 году .

Следующая постановка состоялась только в 1901 году в Мюнхене на немецком языке, в вольном переложении Ханса Шиллинг-Цимссена. Французская версия была сыграна в Монте-Карло в 1917 году. Но настоящее возвращение «Платеи» на французскую театральную сцену произошло на в 1956 году, где заглавную роль исполнил молодой тенор . Сенешаль снова исполнял эту партию в Опера-Комик в 1977 году. Премьера «Платеи» в Великобритании прошла в 1983 году, а в Соединенных Штатах — в 1987.

«Платея» была возобновлена в Парижской опере в апреле 1999 года (режиссёр — , дирижёр — Марк Минковски ). Эта версия была позднее записана на DVD с , а затем и Полом Эгнью в главной роли. Опера была также поставлена в 1997 году на как совместная продукция Нью-Йорк Сити Оперы и Mark Morris Dance Group. Режиссёром постановки выступил руководитель танцевальной труппы . Спектакль был показан в Лондоне и Соединённых Штатах. В рамках фестиваля «Лето 2007» постановка Лорана Пелли для Парижской Оперы была возобновлена Оперой Санта-Фе с частью прежних исполнителей (дирижёр — ). Среди наиболее удачных исполнений партии Платеи — главного и самого интересного и живого персонажа в «опере без положительного героя» — специалисты отмечают работы Мишеля Сенешаля, Жиля Рагона, Жана-Поля Фушекура и Пола Эгнью.

Роли

Роль Певческий голос Премьера
31 марта 1745
(Дирижёр: —)
Вторая версия
9 февраля 1749
(Дирижёр: —)
Пролог: Рождение комедии
Феспис , создатель комедии haute-contre
(высокий тенор)
Ла Тур Франсуа Пуарье
Момус , бог сатиры бас-баритон Альбер ( фр. Le Sr Albert ) Ла Марр
Талия , муза комедии сопрано Мари Фель Мари-Анжелик Купе
Амур сопрано Мари-Анжелик Купе Мадемуазель Розали
Сатир бас-баритон Бенуа ( фр. Le Sr Benoit ) Персон
Девушки, собирающие виноград сопрано Мадемуазель Карту и мадемуазель Дальман Мадемуазель Карту и мадемуазель Шефдевиль
Балет ( )
Китерон, царь горы Китерон бас-баритон Франсуа Ле Паж Франсуа Ле Паж
Меркурий , посланник богов haute-contre Жан Антуан Берар Франсуа Пурье
Платея, травести-роль haute-contre Пьер Желиотт Ла Тур
Кларина, наперсница Платеи сопрано Мадемуазель Бурбонне Мари-Анжелик Купе
Наяда, наперсница Платеи сопрано Мадемуазель Метц ?
Юпитер , царь богов бас-баритон Клод Луи Доминик Шассе Персон
Вздорность ( фр. La Folie ) сопрано Мари Фель Мари Фель
Юнона , жена Юпитера сопрано Мари-Жанна Феш, мадемуазель Шевалье Луиза Жаске
Момус taille ( )
или бас-баритон
Луи Антуан Кювилье Ла Марр
Ирис, наперсница Юноны мим ?
Животные, ученики, хор, танцоры

Сюжет

Пролог ("Рождение комедии")

На сельском празднике в честь Вакха хор пастухов и менад будит поэта Фесписа, спящего после ночной попойки. В ответ на требования позабавить их новыми шутками, Феспис начинает высмеивать ветренность самих менад и пьянство и непостоянство их возлюбленных. Хор требует, чтобы Феспис заснул опять. Появляется муза комедии Талия и призывает Фесписа продолжать: ничто не должно укрыться от голоса правды. К музе присоединяется бог празднеств и пиров Мом: насмешки не должны обойти и богов, если они того заслуживают. К двум небожителям с наигранным гневом присоединяется Амур и требует своей доли в новом небывалом зрелище - комедии, которая должна развлекать, смешить и исправлять .

Акт 1

Над горой Киферон бушует непогода. Меркурий спускается с небес и объясняет испуганному царю Киферону, что причина небывалой бури в ревности Юноны, а сам Меркурий послан Юпитером на землю, чтобы замести следы измен своего отца. Киферон готов предложить ему верное средство: Юпитер для отвода глаз сделает вид, что любит уродливую болотную нимфу Платею, которая убеждена в своей редкой красоте. Когда Юнона увидит Юпитера и Платею вместе, она поймёт, что все это не более, чем шутка, а её ревность напрасна.

Меркурий согласен испробовать план и возвращается на Олимп. Из болота появляется Платея и настойчиво флиртует с Кифероном, но царь под благовидным предлогом скрывается. К разозленной отказом нимфе слетает с неба Меркурий и возвещает ей, что сам Громовержец мечтает о её любви . Платея торжествует, хор лягушек славит болото и свою повелительницу.

Акт 2

Юнона, введённая в заблуждение Меркурием, отправляется на поиски новой возлюбленной Юпитера в Афины. Между тем Платея погружена в мечты о своем будущем величии. К болоту, в сопровождении бога пиров Мома, прибывает Юпитер. Сначала он принимает образ осла (оркестр имитирует ослиный рёв), потом совы, и, наконец, в истинном своём обличье, в раскатах грома и при ярких вспышках света, предстаёт перед Платеей. Громовержец признается полуживой от страха нимфе в любви. Хор насмешливо превозносит красоту Платеи. Появляется Безумие, укравшее лиру Аполлона , чтобы в украшенной пародийной колоратурой арии воспеть любовь солнечного бога и Дафны . Акт заканчивается танцами свит Мома и Безумия .

Акт 3

Приготовления к свадьбе Юпитера и Платеи идут полным ходом. Появляется Мом, небрежно переодетый под Амура, и подносит Платее подарки, которые все как один приходятся ей не по вкусу. Начинается свадебная церемония. Юпитер, как может, оттягивает время, не желая произносить клятву верности уродливой и сварливой нимфе, которая требует поскорее сделать её повелительницей небес. Наконец, врывается Юнона и в ярости срывает с «невесты» фату, видит Платею, хохочет и прощает Юпитера. Боги поднимаются на небо, униженная Платея ищет благосклонности Киферона, но отвергнута и им. Извергая проклятия всем и каждому, нимфа под насмешки хора скатывается в свое болото .

Дискография

  • 1956: Orchestre de la Société du Conservatoire, дирижёр — Ханс Росбауд . Мишель Сенешаль (Платея), Жанин Мишо (Вздорность), Николай Гедда (Феспис, Меркурий), (Китерон), (аудио CD EMI )
  • 1988: La Grande Écurie et la Chambre du Roy / Ж. К. Мальгуар (аудио CD; Calliope)
  • 1989: Оркестр , дирижёр — Марк Минковски. Жиль Рагон (Платея), Бернар Делетр (Китерон, Момус), Дженнифер Смит (Вздорность, Талия), (Юпитер, Сатир) и Ги де Мей (Феспис, Меркурий) (аудио CD: WEA International B000009IU9)
  • 2003: Парижская опера , дирижёр — Марк Минковски. Пол Эгнью (Платея), Мирей Делюнш (Вздорность, Талия), Ян Бёрон (Феспис, Меркурий), Венсан Ле Тексье (Юпитер), Лоран Наури (Китерон, Сатир) (DVD Kultur D2919)

Примечания

  1. , с. 231.
  2. , p. 336.
  3. , p. 28.
  4. , с. 234, 244.
  5. , с. 247.
  6. , с. 246.
  7. , p. 440.
  8. , с. 244.
  9. , с. 235, 241—242.
  10. La Scuola vocale francese e Rameau // Storia dell'Opera / ideata da Guglielmo Barblan e diretta da Aberto Basso. — Torino: UTET, 1977. — Vol. III/1. — P. 90.
  11. (англ.) . Rameau le Site. Дата обращения: 15 мая 2014. 31 марта 2016 года.
  12. (фр.) . Le magazine de l'opéra baroque. Дата обращения: 8 января 2014. 8 января 2014 года.
  13. (фр.) . Le magazine de l'opéra baroque. Дата обращения: 23 мая 2014. 8 января 2014 года.

Комментарии

  1. Об этом барочном певческом голосе см., например, статью (фр.) . Muse Baroque. Дата обращения: 10 января 2014. Архивировано из 10 января 2014 года. .

Литература

  • Жан Филипп Рамо и французский музыкальный театр — Москва: Музыка, 1981.
  • Alexandre, Ivan A. Notes from the CD recording of Platée conducted by Marc Minkowski.
  • Girdlestone, Cuthbert. . — New York: Dover Publications, 1969. — ISBN 0-486-21416-8 .

Ссылки

  • (фр.) . Le magazine de l'opéra baroque. Дата обращения: 23 мая 2014.
  • Либретто на Галлике


Источник —

Same as Платея (опера)