Interested Article - Самокиш, Николай Семёнович

Н. С. Самокиш, «Волк». Из учебного пособия «Рисунок пером»

Никола́й Семёнович Само́киш ( рус. дореф. Николай Семеновичъ Самокишъ , 13 (25) октября 1860 год , Нежин , Черниговская губерния , Российская империя 18 января 1944 , Симферополь , РСФСР , СССР ) — российский и советский художник- баталист и педагог, работавший также в области анималистического жанра и книжной графики . Академик живописи ( 1890 ) и действительный член Императорской Академии художеств (1913) , заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941) .

Муж и соавтор иллюстратора Елены Петровны Самокиш-Судковской .

Биография

Родился 13 (25) октября 1860 года в Нежине Нежинского уезда Черниговской губернии Российской империи (ныне в Черниговской области Украины) в семье почтальона Нежинской почтовой конторы Семёна Самокиш , предположительно — этнического венгра. Дошкольные годы Николая Самокиш прошли в селе Носовка , в 30 км от Нежина, в семье деда по матери — черниговского казака Дмитрия Ивановича Сеника.

Носовка была старинным казацким селом, там сохранялись ещё памятники далёкого боевого прошлого. (…) В центре были видны остатки вала и рва, ограждавших село от грабительских набегов крымских татарских орд. На главной площади стояли пушки времён Богдана Хмельницкого. (…) В кладовой деда висела большая казацкая сабля, принадлежавшая прадеду — предмет восхищения маленького Мыколы Самокиша. — пишет биограф художника А. И. Полканов

С 8 лет Николай воспитывался в доме родителей. Окончил четыре класса классической гимназии Нежинского юридического лицея , созданного на базе Гимназии высших наук и лицея князя А. А. Безбородко, учебного заведения, в котором учился Н. В. Гоголь , Н. В. Кукольник , Е. П. Гребёнка и др. Первоначальные художественные навыки получил в гимназии у учителя рисования Р. К. Музыченко-Цыбульского, у которого также брал частные уроки живописи . Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но был принят вольнослушателем в батальную мастерскую профессора Б. П. Виллевальде (1878). Через год занятий был принят студентом. Учился в Императорской Академии художеств (1879—1885), класс Б. П. Виллевальде, другие учителя — П. П. Чистяков и В. И. Якоби.

Быстро начал добиваться успехов. Уже в 1881 году получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск на родину». В 1882 году издал первый альбом офортов , выполненных под руководством Л. Е. Дмитриева-Кавказского. В следующем, 1883 году получил премию С. Г. Строганова за картину «Помещики на ярмарке». В 1884 году был награждён второй малой золотой медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрёл для своей галереи П. М. Третьяков . В 1885 году за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году » получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени. За годы обучения в Академии Н. С. Самокиш получил семь медалей, из них пять серебряных и две золотые. С 1885 по 1888 год совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля . В 1890 году за работу «Табун маток Ново-Томниковского конного завода» удостоен звания академика.

Н. С. Самокиш, «Табун маток Ново-Томниковского конного завода» (1890).

В 1888 году ездил на Кавказ для сбора материала для картин, заказанных Тифлисским военно-историческим музеем. Создал три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы», которые принесли ему известность как баталисту.

Иллюстратор

Конференц-секретарь Академии художеств П. Ф. Исеев показал рисунки Самокиша великому князю Владимиру Александровичу , президенту Академии. Тот представил рисунки наследнику Николаю Александровичу . Молодого художника рекомендовали военному ведомству для зарисовок манёвров. С 1890 года он приступил к работе.

И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок.

— записал позднее Самокиш в своём дневнике. В 1889 году женился на Елене Петровне Судковской (урождённой Бенард). В браке она приняла двойную фамилию Самокиш-Судковская . Елена Петровна Самокиш-Судковская ( 1863 1924 ) — известный книжный иллюстратор, ученица В. П. Верещагина . Много иллюстрировала А. С. Пушкина . Очень известны её иллюстрации к сказке Ершова «Конёк-горбунок». В 1896 году за рисунки для « Коронационного сборника » получила Высочайшую награду и медаль на голубой ленте. Супруги временами работали вместе, так они оба участвовали в подготовке иллюстрированного издания « Мёртвых душ » Гоголя (типография А. Ф. Маркса , 1901 ) и четырёхтомной эпопеи врача и антрополога А. В. Елисеева , «По Белу Свету» ( СПб. Изд. П. П. Сойкина, 1902).

Особенно удались Самокишу величественные пейзажи и яркие типажи Французского Алжира . Перелистывая пожелтевшие страницы елисеевских фолиантов, любуясь пальмами и скалами, арабской и берберской архитектурой, восседающими на верблюдах бедуинами и лихими кавалеристами- спаги , — как-то невольно забываешь, что весь этот удивительный и отчасти уже ушедший в небытие мир изображён не с натуры, а с фотоснимков. — пишет журналист Михаил Девлеткамов (газета «Достоинство», № 10 / 1998 г.)

В зале ожидания для пассажиров первого и второго классов, расположенного на втором этаже Витебского вокзала (первоначальное название — Царскосельский), возведённого в 1901—1904 годах, стены украшены панно Н. С. Самокиша и Е. П. Самокиш-Судковской. Художники осуществили замысел архитекторов: создание в пяти десюдепортах зала стенных панно, отражающих историю Царскосельской железной дороги. Н. С. Самокиш выполнил четыре панно: «Станция Царскосельской ж. д. в С.-Петербурге. 1837», «Первый проезд Императора Николая I по Царскосельской ж. д. 1837», «Станция Царскосельской ж. д. в С.-Петербурге. 1900», «Станция Царскосельской ж. д. в Царском селе. 1902», Е. П. Самокиш-Судковская — «Павловский вокзал Царскосельской ж. д. Двадцатипятилетие. 30 октября 1862 года» . Впоследствии Гражданская война разлучила супругов. Елена Петровна скончалась в эмиграции в Париже , в 1924 году. Имена Н. С. Самокиша и Е. П. Самокиш-Судковской были внесены в почётную книгу «Россия в прошлом и настоящем. 1613—1913» (раздел «Русская школа живописи») .

Н. С. Самокиш, «Сокольник». Иллюстрация к книге Н. И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», т. 1 ( СПб. , 1896 ).
Е. П. Самокиш-Судковская, «Татьяна», Изд. Ришар (№ 680). СПб. , между 1900 и 1904.

Вместе с С. Васильковским и Д. Яворницким Н. С. Самокиш работал над иллюстрациями к альбомам по истории Украины ( 1898 1904 ) («Из украинской старины», «Мотивы украинского орнамента»). Автор тысяч книжных и журнальных иллюстраций. Среди них — иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина («Полтава»), Л. Н. Толстого («Холстомер»), Н. В. Гоголя , Марко Вовчка , Л. А. Мея , И. С. Нечуя-Левицкого , М. Горбаня и др.

Среди наиболее известных работ — иллюстрации и художественное оформление очерков Н. И. Кутепова « Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси » в 4-х томах (1896—1911). В иллюстрировании книги приняли участие Л. С. Бакст , А. К. Беггров , А. Н. Бенуа , А. М. Васнецов , В. М. Васнецов , Е. Е. Лансере , К. В. Лебедев , А. П. Рябушкин , И. Е. Репин , В. И. Суриков , Ф. А. Рубо , Л. О. Пастернак , К. А. Савицкий , В. А. Серов , А. С. Степанов . Использовались и литогравюры с произведений Дж. Доу , В. Г. Шварца , Ф. Г. Солнцева , А. Д. Литовченко. Однако оформление всего издания в целом было возложено на Н. С. Самокиша. В частности, он лично выполнил 173 иллюстрации к четырём томам «Охоты». Это издание принесло художнику славу анималиста.

Другая знаменитая работа — рисунки пером, сепией , тушью и акварелью к книге Г. И. Радде , описывающей путешествие великих князей в Индию . К этому изданию Самокиш исполнил 456 рисунков! Также Самокиш проиллюстрировал монументальный путеводитель П. Н. Краснова «По Азии».

Хорошо известны работы Самокиша, посвящённые украинскому поэту Т. Г. Шевченко . Художник с детства любил поэзию Шевченко, высоко ценил его художественное творчество. В связи со 125-летием со дня рождения поэта, которое отмечалось в 1939 году , Николай Самокиш подготовил две работы: «Разгон демонстрации трудящихся Киева в 1914 году, посвящённой 100-летию со дня рождения Т. Шевченко» и «Царские жандармы везут Шевченко в ссылку» .

Художник — военный корреспондент

Н. С. Самокиш, «На сопке после штурма» Война 1904—1905 ( 1908 ).

Много иллюстраций художника было опубликовано в журналах « Нива » и « Солнце России ». По заданию «Нивы» в мае 1904 года он уехал на фронт Русско-японской войны и работал там как художник журнала « Летопись войны с Японией » до конца 1904 года . Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904—1905. Из дневника художника». Кроме альбома рисунков, по фронтовым впечатлениям были созданы картины. Самая знаменитая из них — «Ляоян. 18 августа 1904 года». Полотно, посвящённое одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца . В 1907 г. Самокиш проиллюстрировал книгу А. Е. Маковкина, « 1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска», посвящённую подвигам забайкальцев в Русско-японской войне .

Н. С. Самокиш с учениками перед отправкой на фронт Первой мировой войны. Из газетной публикации ( 1915 ) (в правом нижнем углу — эмблема сайта художников Верхней Масловки).
Гвардии полковник В. К. Шенк , профессор Н. С. Самокиш и нижние чины в саду при Императорской Главной Квартире.
Ломжа . 1915 год

В 1912 году вся Россия отмечала 100-летие Отечественной войны 1812 года . К этому юбилею Н. С. Самокиш создал серию рисунков для журнала « Нива » — целый ряд последовательных эпизодов, главнейших сражений и походов русской и французской армий: от «Перехода через Неман 12 июня 1812 г.» до «Наполеон оставляет армию в Сморгони 3 ноября 1812 г.». Широкую известность получили выполненные к юбилею работы «Атака Шевардинского редута » и «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой ».

В 1915 году Н. С. Самокиш сформировал с Высочайшего разрешения «художественный отряд» из пяти учеников батального класса Академии художеств (Р. Р. Френц, П. И. Котов, П. В. Митурич, П. Д. Покаржевский, К. Д. Трофименко) и выехал на фронт Первой мировой войны . Это уникальный случай в истории искусства — художественная практика на фронте. Было выполнено около четырёхсот работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в изданиях Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). По мнению некоторых историков , именно книга Самокиша послужила распространению названия «Великая война» (применительно к Первой мировой), которое потом, соединившись с « Отечественной войной » (используемой для войны с Наполеоном 1812 года), дало имя « Великой Отечественной войне ».

«Даже кляча на скаку красива и живописна» (Н. С. Самокиш)

Н. С. Самокиш, «Тройка», конец XIX века.

Лошади занимают особое место в творчестве Самокиша. За изображения лошадей его награждали (избрали академиком за «Табун рысистых маток», дали медаль Всемирной выставки за «Четверню на повороте»), но не только. За любовь к рисованию лошадей его и свысока ругали, писали, что он «халтурщик» и «повторяется» в своих рисунках «на батальные и „лошадиные“ темы» .

А вот что пишет сам Н. С. Самокиш 24 апреля 1929 года своему будущему ученику, красноармейцу, ветерану Отдельной Кавалерийской Дивизии Марку Домащенко:

Ваша любовь к лошади и кавалерийскому делу находит живой отклик в моей душе, так как я люблю это и как художник и как бывший кавалерист (в Японскую войну). В этом направлении я и работаю до сего дня, лошадь считаю благородным и красивым созданием и стараюсь изображать ея не только с наружной стороны, но и передать ея психику, ея порыв, что самое красивое у лошади, даже кляча на скаку красива и живописна .

Педагог

Самокиш преподавал всю жизнь с 1894 года , когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вёл рисунок и живопись 23 года. По учебному пособию Н. С. Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. Действительный член Императорской Академии художеств ( 1913 ), где преподавал с 1912 года , профессор , руководитель батального класса в 1913—1918 годах.

Среди его учеников известные художники: М. И. Авилов , П. И. Котов, П. В. Митурич , Г. К. Савицкий , К. Трохименко, Л. Чернов.

В Академии художеств преподавал до 1918 года , когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские . Преподавал и на этих курсах до своего отъезда. В 1920-х — 1930-х годах работал в Крыму .

В 1918—1921 годах жил в Евпатории (где написал более 30 картин), с 1922 года — в Симферополе . Создал в Симферополе собственную художественную студию (студия Самокиша), которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Среди его симферопольских учеников — Народный художник Украины Яков Александрович Басов (учился у Самокиша с 1922 по 1931 год), художник, педагог, заслуженный работник культуры РСФСР Осип Абрамович Авсиян , Амет Устаев, Мария Викентьевна Новикова, , Сергей Константинович Зюмбилов и многие другие. Постановлением Совнаркома Крыма № 192 от 28 июня 1937 года «О реорганизации студии имени академика Н. С. Самокиша в Государственное среднее художественное училище имени заслуженного деятеля искусств академика Н. С. Самокиша» на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище .

В 1936—1941 годах работал в Харьковском художественном институте ( ХХИ ) ; проживал на первом этаже дома А. Н. Бекетова по ул. Дарвина, 39. Самокиш связан с историей художественного образования в Харькове «с самого начала» — с первого здания. В 1904 году в Харькове начали «решать вопрос» о строительстве здания для Городской школы рисунка и живописи. С. В. Васильковский и Н. С. Самокиш выдвинули условие, чтобы фасады здания были созданы с использованием мотивов украинского зодчества. Городская дума была против. Наконец сопротивление Думы было преодолено, конкурс фасада выиграл К. Н. Жуков , представивший проект в стиле украинского модерна . Здание было завершено в 1912—1913 годах. В ноябре 1912 года при Харьковском литературно-художественном кружке на автономных правах был образован Украинский художественно-архитектурный отдел под председательством С. В. Васильковского. А Н. С. Самокиш, конечно, с самого начала — член этого отдела. Главной задачей отдела стало продолжение и развитие украинских и южно-русских художественных традиций. Кружок работал до 1919 года . Почётным членом кружка был И. Е. Репин . С той поры (1911—1912) в Харькове на улице Мироносицкой сохранился дом, подъезд которого расписали С. В. Васильковский и Н. С. Самокиш (изящный цветочный орнамент кисти Самокиша украшает два этажа лестничного пролёта, а на одной из стен, вместо окна, был пейзаж Васильковского) . В 1936—1941 годах преподавал в Харьковском художественном институте , с 1938 года руководил батально-исторической мастерской.

Отношения с Советской властью

Н. С. Самокиш, Бой за знамя. Атака ( 1922 ); центральный фрагмент картины

Представляется необоснованным говорить о симпатиях Самокиша к Советской власти, (…) тем более, что предыдущее творчество и биография художника также не дают для этого повода. Единственный рисунок на „революционную“ тему был сделан Самокишем в 1905 г. — „Драгунский разъезд на Выборгской стороне“: на нём изображено «убийство из-за угла русского солдата революционером-дружинником»… Но представители новой власти сами проявили интерес к прославленному художнику. — историк Андрей Кручинин // « Военная быль » — 1994. — № 5.

Член Ассоциации художников революционной России (АХРР) с 1923 года. Ассоциация художников революционной России была создана в 1922 году. С момента создания в ней состоял один из ближайших учеников Н. С. Самокиша — участник поездки на фронт 1914 года П. И. Котов. В Декларации АХРР объявлялось гражданским долгом мастера «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве».

Могила Н. С. Самокиша в Симферополе. 1-е гражданское кладбище, сектор № 1. Памятник 1958 года.

Советская власть высоко оценила талант и достижения Н. С. Самокиша и отмечала его почётными званиями, премиями, орденом. В советский период мастер создал живописные циклы о Гражданской войне («Разведка»,1923; «Пулемётная тачанка», 1930; «Н. А. Щорс в бою под Черниговом», 1938). Он был главным консультантом при создании самого масштабного художественного проекта Советской России до 1941 года — панорамы «Штурм Перекопа» , написал картины «Переход Красной Армии через Сиваш» ( 1935 ), «Штурм Перекопа», «Штурм Перекопского вала» и др.). Однако «Красный цикл» уравновешивается другим циклом, посвящённым казацкой доблести XVII века, Освободительному восстанию гетмана Богдана Хмельницкого : «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев в 1648 г.» ( 1929 ), «Бой Богуна с Чернецким под Монастырищем» ( 1931 ), «Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким» ( 1934 ), «Гетманцы» ( 1934 ) и другие. Впрочем, и картины о Гражданской войне отнюдь не производят впечатления пропагандистски-коммунистических.

Нет у него какого-либо очернения, окарикатуривания Белых бойцов. Заслуживает, в данной связи, внимания неоконченное полотно Самокиша, «Поединок» ( 1938 ), где сошлись в смертельной схватке донской офицер и кавалерист-будённовец. Ещё секунда — и оба они падут замертво! Жертвами братоубийственной войны… И — будь эта работа анонимной — никто и не пытался б разгадывать, не стал бы задаваться вопросом: а на чьей же стороне симпатии автора? — Михаил Девлеткамов // газета «Достоинство». — 1998. — №10.

Самокиш сохранял связи с опальными украинскими интеллигентами 1930-х годов. Примечательна цитата из письма, отправленного Самокишу в июле 1936 года опальным академиком Д. И. Яворницким :

Многоуважаемый Николай Семёнович! В Ваши края едет на службу в Красную армию молодой врач Д. И. Якимюк. Это добрый казак , которого я хорошо знаю, так как жил у меня два года. Очень прошу Вас, дорогой Николай Семёнович, приласкайте его, как своего сына… Покажите ему шедевры своей кисти…

Во время немецкой оккупации Крыма ( 1941 1944 ) Самокиш оставался в Симферополе , где проживал по ул. Жуковского, 22. С 1 сентября 1942 года ему была назначена персональная пенсия в размере 230 рублей. До своей смерти он руководил объединением художников . Скончался 18 января 1944 года в Симферополе. Последние годы жизни Н. Самокиша были омрачены весьма бедственным положением: чтобы как-то выжить в условиях гитлеровской оккупации, художник был вынужден продавать свои работы немецким и румынским офицерам. Похоронен на . Могила находится у Храма Всех Святых; внесёна в государственный реестр недвижимых памятников Украины Постановлением Кабинета министров Украины от 03.09.2009 года за № 928, охранный номер 010002-Н . Выходившая в Симферополе русская коллаборационистская газета « Голос Крыма » поместила на своих страницах сочувственный некролог.

Награды и премии

Память

  • Постановлением Совнаркома Крыма № 192 от 28 июня 1937 года «О реорганизации студии имени академика Н. С. Самокиша в Государственное среднее художественное училище имени заслуженного деятеля искусств академика Н. С. Самокиша» на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище .
  • Указом Верховного Совета РСФСР «О переименовании населённых пунктов Крымской области» от 18 мая 1948 г. село Караджанай было переименовано в село Самокиши (в 1970-х годах из-за близости построенного титанового завода было расселено) .
  • В 1960 году именем Н. С. Самокиша была названа также одна из улиц в центре Симферополя (бывш. ул. Кооперативная) .
  • В Харькове есть переулок Самокиша (между улицами Данилевского и Культуры, рядом со ст. метро «Научная» ).
  • В 1962 году в Харькове, на доме № 37 по ул. Дарвина, где в 1929—1941 годах жил художник, установлена мемориальная доска (скульптор Ю. П. Варвянский) .
  • В 1993 году улица Тарасовская боковая во Львове была переименована в улицу Самокиша .

Галерея

Сочинения

  • Альбом полей сражений: 1854—1855 / Н. С. Самокиш. — Петроград, [1904]. — 58 с.
  • — Киев, 1910.
  • / сост. Н. С. Самокиш. — Харьков; Санкт-Петербург, 1912. — 40 с.

Примечания

  1. Nikolai Semenovich Samokish // (нидерл.)
  2. V. P. Tsel’tner Nikolay Samokish [Samokisha] // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2018. — ISBN 978-1-884446-05-4
  3. (нидерл.)
  4. Именно так в ряде источников: в 1890 году (с некоторым разночтением — указывается также 1889 год или просто возраст — 29 лет — см. от 29 января 2008 на Wayback Machine Православное информационное агентство «Русская линия», а также от 29 января 2008 на Wayback Machine на сайте от 19 июля 2006 на Wayback Machine ) за работу «Табун рысистых маток» (некоторые источники дают здесь иное название — «Табун на водопое») получил звание академика, с 1913 года — действительный член Академии художеств («Самокиш Николай Семёнович», БСЭ ).
  5. В статье БСЭ «Самокиш Николай Семёнович» и во многих других источниках указывается, что Самокиш — лауреат Государственной премии, однако в 1941 году присуждалась не Государственная премия СССР , а Сталинская премия . Таким образом, Н. С. Самокиш — лауреат Сталинской премии .
  6. Полканов А. И. Николай Семенович Самокиш: к 100-летию со дня рождения. 1860—1960. — Симферополь: Крымиздат, 1960. — 120 с.
  7. Статья от 8 декабря 2008 на Wayback Machine , Сайт художников Верхней Масловки и НП "Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД».
  8. Кириков Б. М. Архитектура Петербургского модерна. Общественные здания. — СПб. : Коло, 2011. — 592 с.
  9. Россия в её прошлом и настоящем. 1613—1913. — М.: Типография Б. Смирновой, 1915. — 1244 с.
  10. Радде Г. И. 23000 миль на яхте Тамара. Путешествие Их Императорских Высочеств Великих Князей Александра и Сергия Михайловичей в 1890—1891 гг. В 2-х томах. — Санкт-Петербург, Типография Эдуарда Гоппе. Том 1, 1892. — 226 с. плюс илл.; том 2, 1893. — 211 с. плюс илл. (Даты путешествия постоянно неточно цитируют. Здесь проверено по титульному листу первого тома.)
  11. Шаров І. Ф., Толстоухов А. В. Художники України: 100 видатних імен (укр.) . — К. : АртЕк, 2007. — С. 32—33. — 480 с. — ISBN 966-505-134-2 .
  12. Маковкин А. Е. / Художник Н. Самокишъ. Изданіе 1-го Нерчинскаго полка Забайкальскаго казачьяго войска. — Санкт-Петербургъ: Тов-во Р. Голике и А. Вильборг, 1907 год. Одна из иллюстраций: «Знамя 1-го Нерчинского полка Забайкальского казачьего войска».
  13. МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век. . www.maslovka.info. Дата обращения: 17 июня 2018. 18 июня 2018 года.
  14. Ильина Т. Н. // Война и оружие: Новые исследования и материалы: в 4-х частях / Ред. Е. М. Пожидаева. — СПб. : ЦОП ФГБУ « ВИМАИВиВС » Минобороны России . — Т. 2. — С. 220. — (Труды V Международной научно-практической конференции 14—16 мая 2014 года). — ISBN 978-5-7937-1082-4 .
  15. Комментарий к работе и другие картины — на странице проекта
  16. Скляренко Г. Я. (укр.) // Актуальні проблеми мистецької практики і мистецтвознавчої науки : журнал. — 2010. — Вип. 3 . — С. 118—128 . 8 марта 2022 года.
  17. Тинченко Я . от 29 января 2008 на Wayback Machine Параллели Истории, Киевские Ведомости, № 104 (3490), Вторник, 24 Мая 2005.
  18. Савицкая С., Восстановление народного признания, Расследование «ММ», газета «Молодёжь Московии». Марк Домащенко (7 мая 1906 года — 26 апреля 1988 года) — художник-баталист. С 13 лет служил в Красной Армии, потом в Советской. В 1949—1956 годы был репрессирован. Большинство картин уничтожено после ареста. Затем реабилитирован. После освобождения отбитыми на допросах пальцами уже не мог создавать монументальных полотен, но продолжал рисовать. Организовал школу военных художников и до конца жизни проповедовал идеи добра и любви к своему Отечеству
  19. Андреева Л. Ю., от 13 марта 2013 на Wayback Machine , Учёные записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского, Серия «Филология. Социальные коммуникации», Том 25 (64) № 1 (2012), Часть 1. С. 3—13
  20. Многие источники утверждают, что до 1941 года в течение длительного времени Н. С. Самокиш жил и работал и в Харькове, и в Симферополе. Например, в биографии Ю. В. Волкова (1921 г.) читаем: «украинский живописец и график. … Учился в Симферопольском художественном техникуме (1936—1940) у Н. Самокиша». Это не противоречие, а указание на высокую мобильность, проявившуюся у Н. С. Самокиша ещё в молодости и сохранившуюся до преклонных лет.
  21. С 2004 года Харьковская академия дизайна и искусств , первоначально Харьковский художественный институт , затем Харьковский художественно-промышленный институт ХХПИ) — см. статью Высшие учебные заведения Харькова
  22. Яськов В. , от 1 октября 2007 на Wayback Machine , «Волга» 1999, № 11.
  23. Акмен И. Р., Дзюбенко П. А., Леонидова Е. Н . от 27 сентября 2019 на Wayback Machine // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. — 2015. — № 3 (14). (дата обращения: 23.11.2020).
  24. Шуліка В. В. Розписи М. С. Самокиша та С. І. Васильківського в будинку І. Х. Бойка: історія та проблеми збереження (укр.) // Бюлетень 11. — Львів: Львівська філія ННДРЦУ, 2010. — С. 187—193 .
  25. Андреева Л. Ю. от 16 июня 2022 на Wayback Machine // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Исторические науки. — 2012. — № 2 (дата обращения: 16.06.2022).
  26. Соболевская Т. В. Старая Ялта . Дата обращения: 22 июня 2020. 4 января 2022 года.
  27. . Крымское республиканское отделение Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» .
  28. Кружко Л. П. Н. С. Самокиш и Перекоп // Материалы Международной науч.-практ. конференции «Н. С. Самокиш и его ученики» / КРУ «Бахчисарайский ист.-культ. заповедник»; сост. И. Б. Арбитайло, Е. И. Лазаренко. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. — С. 245—246. — 538 с.
  29. Поляков В. Е. Улицы Симферополя. Справочник-путеводитель. — Симферополь: Таврида, 1994. — С. 71. — ISBN 5-7707-2934-1 .
  30. Соловьёв В. О., Бахтина С. А., Раенко Л. В., Сидоров В. И. Мемориальные доски Харькова. Мемориальные доски, посвящённые отдельным личностям // . — Харьков, 2014. — С. 153. — 185 с. 19 февраля 2018 года.
  31. Лемко І., Михалик В., Бегляров Г. (укр.) . — Львів: Апріорі, 2009. — С. 157. — 526, [1] с. — ISBN 978-966-2154-24-5 . 9 июля 2022 года.

Литература

  • Самокиш, Н. . — СПб. : Изд. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1908. — 70 с. — онлайн доступны записки Н. С. Самокиша из этой книги.
  • Самокиш, М. Як я став художником. Довідка. Життьовий шлях майстра. — Київ, 1937. (укр.)
  • Лапидус, Н. Николай Самокиш. — М. : Белый город, 2006. — 48 с. — (Мастера живописи).
  • Ткаченко, В. Я. Н. С. Самокиш. Жизнь и творчество. 1860—1944. — М. : Иск-во, 1964. — 130 с.
  • Яценко, В. Ф. Николай Самокиш. — Киев: Мистецтво, 1979. — на украинском, русском, английском языках, 98 репродукций.
  • Ляшенко, С. В. Монументальные живописные работы Н. С. Самокиша // Научные труды. В. 28. Проблемы развития отеч. иск-ва / РАХ; Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; науч. ред. В. А. Леняшин, сост. О. А. Резницкая, А. И. Шаманькова. — СПб. , янв. — март 2014. — С. 169—178.
  • Лазарев С. Е. Образ Степана Разина в изобразительном искусстве // Преподавание истории в школе. 2016. № 8. С. 29-34.
  • Кондаков C. Н. : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 175. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. — OCLC .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1900. — Т. XXVIIIa. — С. 218–219.

Ссылки

  • на официальном сайте Российской академии художеств
  • на сайте .
  • Аксенова Г. В. , Православный образовательный Портал .
  • .
  • на сайте
  • на сайте .
  • на портале редакции «Воскресный день» издательства « Белый город »
  • Бурачек М. . — Х. , 1930. (укр.)
  • Краски Русско-японской войны / Битва Гвардий —
  • Рисунки Самокиша «Мотивы украинского орнамента»
  • Альбом «Из украинской старины». Самокиш и Васильковский
Источник —

Same as Самокиш, Николай Семёнович