Лосев, Алексей Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Золоче́ние ( золотить ) — технологический процесс и методика покрытия декоративных изделий , столовых приборов , вещей и иных предметов или сооружений тонким слоем металлического или сусального золота — позолотой — в художественно-прикладном и декоративном творчестве , в иконографии , в геральдике , в ювелирном производстве, в зодчестве и реставрационных работах, с целью придания им богатого или роскошного декоративно - эстетического вида, и в некоторых случаях — с целью защиты от разрушения и окисления ( коррозии ) покрываемой золотом поверхности или основы .
Методы золочения могут быть различными: это и нанесение краски или специализированной пасты, приготовленных из металлического пигмента золота (в иконографии или изобразительном искусстве), и наложение на поверхность тонкой фольги из сусального золота , и напыление с металлизацией , гальваника (или гальванизация ), а также некоторые другие . Мастера по золочению называются позолотчиками.
Геродот в своих работах упоминает, что египтяне покрывали позолотой (золотили) изделия из дерева и металлов. Эти артефакты впоследствии были найдены историками в археологических раскопках. Древнегреческие хрисоэлефантинные скульптуры из золота и слоновой кости также изготавливалась методами золочения с нанесением листового золота на деревянную основу. Декоративная позолота использовалась также в украшении пропилеев . Плиний Старший сообщает, что первая позолота появилась в Риме после разрушения Карфагена , при преторе Луции , когда римляне начали украшать позолотой потолки своих храмов и дворцов, и Капитолий стал первым местом, где был использован процесс золочения. Плиний добавляет, что роскошь распространялась так быстро, что за очень короткое время можно было бы увидеть позолоту даже в бедных жилищах. Вследствие сравнительно большой толщины использованного сусального золота в древности, её следы остаются прочными до сих пор. Золочение металлов восходит к IV веку до н. э., свидетельствуют Плиний и Витрувий , использовалось оно также и в период раннего Средневековья (по сообщениям Феофила) . В Европе более распространённым было серебрение, а не позолота, в Китае же наоборот. Древние китайцы освоили золочение фарфора , методы которых позже были освоены французами и другими европейскими гончарами.
Вероятно, уже со времён Древнего Египта в качестве подслоя («подвода» или «подпуска» ) под сусальное золото используется кляр .
Высокотемпературное золочение — одна из наиболее древних техник. На Руси этот способ носил название жжёного злата и широко использовался с IX века . Способ представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота ( амальгамы ) до полного испарения ртути.
Эта технология была широко распространена в архитектуре , наиболее известные примеры: позолота куполов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга (1838—1841) и шпиля колокольни Петропавловского собора там же (1735 и 1744 годы ).
Ещё одним из направлений использования огневого золочения являлась одноимённая техника иконописи на металле. Один из самых известных памятников этой техники — Златые врата Рождественского собора в Суздале .
Достоинство — высокая коррозионная стойкость и долговечность покрытия. Недостаток — высокая токсичность ртути.
Золочение на масляной основе, на мордан или на микстьен и отлип применяется для золочения металлических поверхностей (памятников, оград, куполов, свинцовых фигур), гипсовых и каменных поверхностей, а также для интерьерного золочения. Золочение на мордан получается матовым в случае, если поверхность под нанесение позолоты подготовлена не соответствующим образом либо с ней работает неопытный мастер.
Золочение на клеющей основе применяется на всех грунтах по дереву, по полотну, стеклу и металлу. Гульфарба составляется из лака-мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона , растёртого на льняном масле. Крон к лаку примешивается как подкладка под золото , чтобы оно имело более сильный и глубокий тон. Место для позолоты тщательно подготавливается, так чтобы поверхность, на которую будет накладываться золото, была ровной и чистой.
Дальше эти места прокрашиваются кистью жирным слоем гульфарбы и затем просушиваются. Надо довести просушку гульфарбы до небольшого отлипа, тогда золото будет хорошо к ней приставать и будет иметь хороший блеск. Золото накладывается на гульфарбу лампемзелем, который поверх веерка слегка прижимается ватой. Полируют его не агатом , как позолоту на полимент , а слегка прижимая «притамповывая» и протирая тампоном ваты .
Золочение на глиняной основе или на полименте и полимерах применяется для золочения деревянных поверхностей (иконы, рамы) и только для интерьерного золочения. Это самый трудный, длительный и дорогой вид золочения. Полимент составляют из разведённых в воде и растёртых сиены жжёной , охры и мумии . Засушенная смесь перед позолотой размачивается и разводится на томлёном яичном белке. С конца XVI века таким составом покрывали левкас (грунт) под позолоту. В XVII веке полимент приготовляли из красной глины ( болюса ), мыла , воска , китового жира и яичного белка. Для того чтобы полимент имел сильный красно-коричневый тон, им прокрашивают по одному месту два-три раза. После просушки, когда полимент делается матовым, его стирают чистой суконкой, чтобы полиментная поверхность стала чистой, ровной и блестящей. Затем место, на которое будет накладываться золото, кистью смачивается сорокаградусной водкой, наполовину разбавленной водой.
Золочение с использованием средств на водной основе применяется для золочения деревянных, гипсовых, металлических, полиуретановых и каменных поверхностей, в основном для интерьерного золочения.
В современном виде технология , как правило, основана на принципе гальваники , что позволяет получать тончайшие покрытия из золота. Иногда для этих целей используется сусальное золото . Применяется для золочения различных поверхностей. Позолота как технологический приём широко распространена в ювелирном деле .
Гальванический процесс основан на электроосаждении золота. В основном этим процессом предусматривается применение цианистых электролитов , которые очень вредны. В настоящее время разработаны и получили широкое распространение кислые нецианистые электролиты, которые обеспечивают осаждение блестящих покрытий сплавами золото-кобальт и золото-никель.