Interested Article - Ильяс Цудахарский
- 2021-06-05
- 2
Ильяс ибн Махмуд ибн Мухаммад ибн Амир ал-Цудахари (ал-Цудакари) ал- Аматхаркмаки ад-Дарги , или Ильяс Цудахарский ( 1829 , Аметеркмахи , Акуша-Дарго — 1904 / 1905 , Казань , Казанская губерния , Российская империя ), — дагестанский ученый- суфий конца XIX века , внёсший существенный вклад в развитие теории и практики суфизма в Дагестане. Халидийский шейх накшбандийского тариката . В 1888 году сослан царскими властями в ссылку вглубь России, где впоследствии и умер от болезни.
Биография
Родился в селении Аматхаркмаки — отсёлке Цудахара — в семье свободного узденя Мухаммада. Сведения о датах рождения и смерти противоречивы. Согласно письмам современников из его родного села — он родился в 1829 году. По данным, озвученным на конференции памяти Ильяса , он родился в 1836 и умер в 1904—1905 годах. Как указывает исследователь Магомед Абдуллаев , другие источники указывают 1827 и 1908 года соответственно .
Помимо родного даргинского языка, Ильяс знал также кумыкский и арабский . В Цудахаре занимался изучением исламской юриспруденции у Ильяса сына Алибека. Как пишет сам Ильяс, он изучал науки в даргинских сёлах Акуша , Муги , Урахи . Позже проходил обучение также в сёлах Кака-Шура и Доргели . Впоследствии Ильяса заинтересовал накшбандийский тарикат , для изучения которого он стал учеником Ахмеда-Хаджи из Дангули, позже он начал обучаться у Абдурахмана-Хаджи ас-Сугури , от которого получил иджазу накшбандийского тариката .
После смерти Абдурахмана Ильяс стал открыто проповедовать тарикатское учение . К нему отовсюду стекался народ. Его учеником был и шейх Али-Хаджи Акушинский . Царская администрация видела в подобной народной популярности шейха возможность очередного антироссийского восстания, из-за чего в 1888 году Ильяс и ещё 5 шейхов (Мухаммад-Хаджияв Османов из Кикуни, Абдаллах Хаджияв из Гимры , Сулайманхаджжи из Апши , Узун-Хаджи из Салта , Муса Хаджияв из Кукни) были арестованы и сосланы вглубь России .
В архивной справке об аресте Ильяса-Хаджи сказано, что он был сослан в отдалённые места Сибири « за распространение среди населения Дагестана мусульманского учения „тарикат“ и вызывающего крайнее развитие религиозного фанатизма ». После ходатайства они получили разрешение на водворение в одной из внутренних губерний, была предназначена Самарская губерния. В справке также описывают Ильяса: « От роду 60 лет, женат, аттестован как „хороший“ » .
Как пишет Назир ад-Дургели , во время ссылки к нему шли люди со всех концов Дагестана, Казани и других мест . Он дружил с учёными шейхами Казани, Татарии. Исмаил Гаспринский , редактор газеты «Тарджуман», послал ему письмо, в котором он хотел знать о способе переписки Корана мелкими буквами, размером с ладонь. Ильяс ответил на это согласием и отправил в его адрес стихи, выразив благодарность. После этого маленький Коран, который отпечатали в Бахчисарае, получил широкое распространение в других областях .
После более чем шестилетнего пребывания в царской ссылке Ильяс тяжело заболел и находился в таком состоянии целый год. С ним в ссылке находились его дочь Аматулла и сыновья Махмудгаджи и Мухаммадгаджи, которые заботились о нём во время болезни .
Скончался Ильяс 24 апреля 1904 года или в 1905 году в ссылке в Казани , его тело перевезли в Дагестан и похоронили в Парауле .
Две его дочери были замужем и остались на родине: Хаписат — в селении Каракадани Левашинского района и Написат — в селении Тебек Акушинского района .
Труды
Ильяс известен как автор двух трудов: арабоязычное сочинение «Суллам ал-мюрид» ( араб. سلم المرید , в переводе «Лестница мюрида ») и «Кифайа ал-мюрид фи-т-тарика ат-тавхид» («Достаточность для мюрида на пути единобожия ») на кумыкском. Труды издали в Казани в 1904 году . Две рукописные копии «Кифайа ал-мюрид» находятся в параульской джума-мечети .
По своей структуре «Кифайа ал-мюрид» состоит из основных разделов: иман , ислам и ихсан .
- Первый раздел посвящён основным понятиям исламской догматики: веру во Всевышнего, описание Его атрибутов, веру в ангелов, в священные книги и прочее.
- Второй раздел про мусульманское право, включает минимум знаний для вступления в тарикат .
- Третий раздел рассматривает вопросы суфийской этики, а также практики накшбандийского тариката. Подробно рассмотрены порядок и условия покаяния, инициация адептов в тарикат, а также практика индивидуального и коллективного зикра .
В другом сочинении Ильяса — «Суллам алмурид» («Лестница мюрида») приводится сильсиля (цепочка) тарикатских шейхов, начиная от пророка Мухаммада до самого Ильяса Цудахарского . Подробно рассматривается зикр — тайный зикр, громкий, зикр сердцем, правила коллективного зикра, приводятся хадисы про зикр. Шейх разъясняет, что считается «достоверной истиной», «достоверным источником», прикрепляет слова шейхов тарикатов по этой теме .
Память
На месте могилы шейха находится зиярат (место паломничества). 21 октября 2004 года при поддержке главы Махачкалы С. Д. Амирова организован вечер памяти в честь 175-летия со дня рождения Ильяс-Хаджи. Участие в событии приняли главы администраций, научная и творческая интеллигенция и другие. Свои доклады представили: С. Д. Амиров — «Шейх Ильяс-Хаджи Цудахари — видный религиозный, общественно-политический деятель, популярный тарикатский шейх и мусульманский алим»; М. А. Абдуллаев — «Тарикатские воззрения шейха Ильяса-Хаджи» и другие. После выступили религиозные деятели с докладом о накшбандийском тарикате .
Примечания
- ↑ , с. 425.
- , с. 86.
- Шихалиев Ш. Ш. // История, археология и этнография Кавказа. — 2014. — Вып. 3 (39) . — С. 71–79 . — ISSN . 9 июня 2022 года.
- . — М. : Дагестанское книжное изд-во, 2004. — С. 56. — 152 с. — ISBN 978-5-297-01050-5 .
- ↑ , с. 146.
- ↑ , с. 426.
- , с. 145.
- ↑ , с. 427.
- , с. 87.
- , с. 88.
- , с. 89.
- , с. 90.
- , с. 91.
- , с. 84.
- , // История, археология и этнография Кавказа. — 2007. — Вып. 12 . — С. 28–39 . — ISSN . 9 июня 2022 года.
Литература
- Абдуллаев М. А . Шейх Ильяс-Хаджи из Цудахара (1829—1904 гг.) // Мыслители Дагестана. — Мх. : Эпоха, 2007. — С. 424—432. — 768 с.
- . — Мх. : Центр иранистики факультета востоковедкния ДГУ, 2009.
- Назир ад-Дургели . Услада умов в биографиях дагестанских учёных / Шихсаидов А. Р. . — 2012.
- // Исламоведение. — 2009.
- 2021-06-05
- 2