Капелла Святого Петра в оковах
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Святого Петра в Галликанту — католическая церковь в Иерусалиме , воздвигнутая на месте, где согласно современной католической и, возможно, начальной средневековой христианской традиции произошло отречение апостола Петра от Иисуса Христа , а согласно более поздней средневековой (православной и католической) традиции на этом месте апостол Пётр оплакивал своё отречение. Ранее на этом месте было построено 3 церкви. Современный храм сооружён в неовизантийском стиле французским архитектором Этьеном Бубе в 1924—1931 годах . Ныне — это действующая католическая церковь, в которой служат монахи из ордена ассумпционистов .
Церковь находится на восточном склоне горы Сион в Иерусалиме непосредственно за стенами Старого города . Название Галликанту непосредственно относится к евангельским текстам об отречении апостола Петра от Иисуса Христа , так как слово Gallicantu переводится с латыни как «пение петуха» (gallus — петух, cantus — пение).
И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать. Мк.
На месте, на котором находится церковь апостола Петра в Галликанту, ранее было построено 3 церкви :
Согласно Евангелиям отречения апостола Петра произошло во дворе дома первосвященника Каиафы , местоположение которого до настоящего времени точно не установлено. Первое упоминание о церкви апостола Петра в Иерусалиме даёт архидьякон Феодосий (530 год) . Он располагает эту церковь на месте дома первосвященника Каиафы приблизительно в 50 пассусах ( лат. passus — двойной римский шаг) или 75 метрах (1 пассус равен около 1.5 метра ) от святого Сиона ( Сионской горницы ) . Также около 530 году церковь апостола Петра на месте дома Каиафы в виде большой базилики, расположенную недалеко от Сионской горницы, упоминается в сборнике «Краткое описание Иерусалима» . В настоящее время предполагается, что наиболее вероятным местоположением этой церкви (и, соответственно, дома Каифы) является армянский монастырь Спасителя, находящийся на вершине горы Сион , вне южной стены Старого города , в 50 метрах на север от Сионской горницы. Археологические раскопки на этом месте, произведённые в XX веке, выявили остатки византийской церкви VI века .
В то же время, на основании того, что паломник Феодосий указывает расстояние между Голгофой и святым Сионом ( Сионской горницей ) равное около 200-м пассусам (правильно — 450), предполагается, что данной церковью может является византийская церковь V века, находившаяся на месте современной церкви апостола Петра в Галликанту , расположенную в 250-х метрах от Сионской Горницы.
Начиная с первой половины IX века , паломники начинают упоминать о церкви апостола Петра, построенную на месте, где апостол Пётр оплакивал своё отречение, как правило, определённо располагая её на месте современной церкви апостола Петра в Галликанту. Об этом свидетельствуют греческий монах (первая половина IX века), англосаксонец Сивульф (1102—1103), русский игумен Даниил (1106) и другие .
Монах Епифаний, упоминая о доме первосвященника Каиафы на вершине горы Сион (неподалёку от Сионской горницы), также пишет :
Вне же города направо, близ стены, есть церковь, где Пётр выйдя плакал горько. Направо от церкви на расстоянии трёх полётов стрелы находится Силоамская купель.
Англосаксонец Сивульф дополнительно упоминает о пещере, в которой скрылся апостол Пётр после своего отречения :
Под стеною города извне, на склоне Сионской горы, находится церковь св. Петра, называемая Петлоглашение (Пение петуха), где он, отрёкшись от Господа, скрылся в очень глубокой пещере, как это можно видеть, и горько оплакивал свою вину.
Русский игумен Даниил упоминает о тридцати двух ступенях в эту пещеру :
И оттуда (от горы Сион), к востоку, опять же близко есть место на склоне горы, где находится очень глубокая пещера: спуск в неё — тридцать две ступени. В этой пещере Пётр горько оплакивал своё отречение. Над этой пещерой создана церковь во имя святого апостола Петра.
В 1888 году на месте церкви апостола Петра в Галликанту были начаты археологические раскопки под руководством католического ордена ассумпционистов, которые получили во владение этот участок в 1887 году. В результате этих раскопок были обнаружены руины византийской церкви V века (фундамент, колонны, византийские мозаики), а под ней 6-метровую глубокую яму в форме шахты и другие подземные пещеры, примыкающие к глубокой яме с одной стороны и расположенные на 3 метра выше её. На основании характеристик этой ямы и соседних пещер был сделан вывод, что здесь была тюрьма: глубокая яма служила тюремной камерой, а подземные пещеры — караульным помещением и местом бичевания заключённых. Предполагается, что ранее в этих пещерах была иудейская гробница, впоследствии преобразованная в каменоломню. Время устроения тюрьмы точно не установлено (относится к иудейскому или римскому периодам Иерусалима) .
В отверстии на вершине глубокой ямы были обнаружены 3 выгравированных креста, а на её стенах ещё 11 крестов (7 красных и 4 чёрных) и силуэт молящегося человека внизу стены . Так как эта глубокая яма находилась непосредственно под византийской церковью, то она, очевидно, отождествлялась средневековыми паломниками с глубокой пещерой, в которой апостол Пётр оплакивал своё отречение.
Позади церкви при раскопках были обнаружены древние каменные ступени, образующие лестницу, ведущую в Кедронскую долину . Древность ступеней позволяет утверждать, что по ней ходил Иисус Христос . Также рядом с храмом были обнаружены остатки водных цистерн, мельницы, служебных помещений .
Из предметов при раскопках были обнаружены коллекция весов и мер , которыми пользовались первосвященники, каменный блок с надписью по-еврейски: «это — приношение за грехи» . Считается, что этот каменный блок отмечал место, куда евреи клали свои жертвоприношения для священников. В настоящее время этот камень находится над дверью в сувенирный магазин около храма, но надпись на нём нечёткая. Также при раскопках были найдены монеты с изображением императоров Феодосия II (408—450), Маркиана (450—457), Льва I Великого (457—474), что помогло датировать постройку византийской базилики V веком .
На основании произведённых археологических раскопок, а также слишком близкого расположения армянского монастыря Спасителя (предполагаемое место дома Каиафы) к дому, в котором собирались апостолы ( Сионская горница ) — расстояние между ними всего 50 метров, католики приняли решение, что дом Каиафы находился рядом с церковью апостола Петра в Галликанту, а в глубокой яме (тюремной камере), находящейся под храмом, содержался Иисус Христос до допроса у Каиафы. Также католики считают, что в расположенных рядом с ямой подземных пещерах (караульном помещении) бичевали Иисуса Христа, о чём сообщает современная надпись над входом в пещеры: « Согласно иерусалимской традиции IV века, не записанной в Евангелиях, Иисус был подвергнут бичеванию, не только Пилатом, но и Каиафой » . Эта традиция основывается на свидетельстве неизвестного паломника из Бордо ( 333 год ), который упоминает о столбе, находящемся на месте дома первосвященника Каиафы, у которого бичевали Христа . Впоследствии этот столб был перенесён в базилику Святой Сион (Сионскую горницу). Бордосский путник располагает дом Каиафы на горе Сион, но без указания его местоположения на ней.
Также католики считают, что в этой тюрьме содержали и бичевали апостолов Петра и Иоанна за их проповедь об Иисусе Христе после Его Воскресения ( Деян. ) .
Церковь состоит из трёх уровней — верхней церкви, нижней и крипты .
Во внутреннем дворе находится скульптурная композиция, представляющая сцену отречения Петра. На куполе церкви установлена позолоченная фигурка петуха.