Interested Article - История Беэр-Шевы

Город Беэр-Шева , расположенный на юге Израиля , имеет древнюю историю. Впервые упоминается в Библии .

Медный век (4—3 тысячелетия до н. э)

Раскопки в колодце Абу-Матар, вход в подземное жилище

В период халколита на берегах вади Беэр-Шева существовала т. н. беэр-шевская культура , от которой сохранилось 7 объектов, из них три находятся в пределах города: колодец Абу-Матар, колодец Цафад (район Неве-Ной) и руины Батар . По некоторым мнениям, эти поселения никак не были связаны между собой, по другим, они являлись частями большой разбросанной деревни, причём каждая часть специализировалась на производстве разных орудий: в Абу-Матар плавили металл , а в Цафад изготавливали предметы из кости , камня и слоновой кости . Интересно развитие в этой культуре жилья, которое на ранних этапах характеризовалось подземными помещениями, что уникально для Палестины (некоторые исследователи усматривают в этом доказательство того, что население этих жилищ пришло в данный регион из мест, где почва позволяла строить подобное жильё) . На первом этапе выкапывались большие залы, служившие для ночлега и хранения, вход в которые был через дворик на склоне холма, где занимались ремеслом ; из-за величины помещений, выкопанных в мягком лёссе , своды часто обрушались, поэтому на следующем этапе жители перешли к строительству небольших подземных помещений, которые соединялись узкими коридорами . После этого все объекты были заброшены на некоторое время. На третьем этапе строения являлись полуподземными, то есть землянками — это были круглые помещения, обычно устроенные на месте обрушения подземных залов. И, наконец, на последнем этапе появились настоящие каменные надземные дома . Существует мнения, что подземные помещения никогда не являлись жилыми, а лишь служили складами . Количество жителей поселений на каждом этапе оценивается в примерно 200 человек .

В Беэр-Шеве были сделаны и другие находки, выделяющие её из остальных археологических объектов Палестины: например, известные статуэтки из слоновой кости, изображающие мужчину с углублениями на лице (видимо, символизировавшие волосы), и женщину с подчёркнутыми половыми органами, названную «беэр-шевской Венерой », а также другие предметы из этого материала . Слоновая кость, несомненно, доставлялась из Африки , что указывает на связь с Египтом ; а базальтовые инструменты, которые не могли быть изготовлены в Беэр-Шеве, демонстрируют наличие связей с северным Ханааном .

Ещё можно отметить то, что в Беэр-Шеве найдены свидетельства существования металлургии , самые древние в Израиле. В основном, там выплавлялись медные предметы среднего качества. Выплавка производилась в небольших печках радиусом 30-40 см и высотой 12-15 см, которые были сделаны из глины, укреплённой соломой .

Экономика данной культуры была основана на культивации пшеницы и ржи и разведении овец и коз .

Культура медного века исчезла в Беэр-Шеве и остальном Ханаане около 3150 года до н. э. так же внезапно, как и появилась. В бронзовом веке, в течение около 2000 лет, этот район был полностью заброшен .

Библейский период (около 1200 — около 500 до н. э.)

Тель-Беэр-Шева в наши дни

Беэр-Шева неоднократно упоминается в Библии в качестве самого южного города колена Иуды и всего Ханаана, например в выражении «от Дана до Беэр-Шевы» (3 Царств 5:5). В тот период в Негеве существовали, в основном, большие неукреплённые поселения, и Беэр-Шева была значительным центром активности в регионе. Библейская Беэр-Шева расположена восточнее современной, в Тель-Беэр-Шева , далее указаны культурные слои при раскопках этого теля .

На первом этапе ( IX слой ) в каменистом холме вырубались ямы для жилья, работы и хранения; вероятно, рядом стояли и простые жилые постройки. На следующем этапе ( VIII слой ) в ямах добавились стены, рядом были возведены каменные строения. Считается, что эти слои относятся к XII веку до н. э. .

После этого вершину холма разровняли и на ней было воздвигнуто поселение с овальным укреплением ( VII слой ). Жилые дома были возведены изнутри и прилегали к стенам крепости. В конце XI века поселение разрослось за пределы укрепления в сторону колодца. От укрепления был найден только юго-восточный угол. Видимо, опасное время продолжалось недолго, потому что в следующем, VI-ом слое , дома были построены на месте разобранного укрепления. После этого слоя, вероятно, в начале царствования Давида , что соответствует первой четверти 10 века до н. э., холм вновь разровняли и там возвели настоящий укреплённый город .

В четырёх верхних слоях ( V-I ) Беэр-Шева являлась большим укреплённым городом, административным и религиозным центром Негева. Особенно заметна толщина укреплений, сопоставимая с городами, бо́льшими в 5 раз. Колодец специально был оставлен за стенами, для использования караванами и прохожими . V слой полностью погиб в большом пожаре , поэтому есть много находок того времени. Видимо, это являлось следствием экспедиции в Ханаан фараона Шешонка , возможно, город упоминается в его списках под названием «Хегер Аврам». Впоследствии (IX-ый век) город был восстановлен по первоначальному плану, не считая мелких изменений .

В позднеизраильский период город был полностью перестроен . Из-за масштабных раскопок и малого размера теля, на сегодняшний день Тель-Беэр-Шева является наиболее сохранившимся из израильских городов того времени. Жилые дома занимали около двух третей площади города: существовало 60 домой, вмещавших в себя около 500 человек. Остальная территория была занята улицами, укреплениями, складами, системой водоснабжения и святилищем . Город был превосходно спланирован для того времени: он был возведён на вершине холма, предоставлявшем возможность наблюдения и обороны и прохладу в жаркие дни; ни один дом не выходил за линию улицы; в III слое укрепления были перестроены и усилены и улучшена система водоснабжения, представляющая собой квадратную шахту со ступенями, позволяющими спуститься до уровня подземных вод . Улицы расходятся веером от главных ворот, ещё одна идёт по его окружности . Площадь у городских ворот являлась центром города, где происходила торговля, суды и прочая общественная деятельность. В городе была система дренажа , уводящая дождевую воду через улицы за город, в колодец (по другим данным, колодец относится к более позднему периоду ). Кроме обогащения колодца дождевыми водами, система предотвращала разрушение глинобитных домов. Главным зданием города был склад, где хранилось в основном зерно , он состоял из трёх залов, средний из которых являлся проходом; эта находка прояснила назначение подобных зданий, раскопанных ранее во многих израильских городах, и названных конюшнями, так как в них были найдены лишь кольца для привязывания скотины, а до раскопок в Тель-Беэр-Шева не было замечено следов зерна . Самое роскошное здание города — двухэтажный дворец правителя . Были найдены фрагменты «рогатого жертвенника », самого большого и красивого в Израиле; их нашли вделанными в стену склада, это, скорее всего, было сделано во время религиозной реформы царя Езекии . II слой был разрушен во время похода ассирийского царя Синаххериба в 701 году до н. э., и это место пустовало до постройки персидского укрепления через 300 лет после этого .

Римско-византийский период (63 год до н. э. — 634 год н. э.)

В эллинистическую эру в Беэр-Шеве существовали только маленький сторожевой пост и храм, разрушенные Александром Янаем при захвате этих мест .

В римский и византийский периоды город стоял на месте нынешнего старого города , на Тель-Беэр-Шева были найдены руины византийской церкви. С римских времён почти не осталось свидетельств, в то время Беэр-Шева уступила звание регионального центра таким городам как Газа или Мемфис , к тому же при постройке города в XX веке турки использовали камни с развалин, поэтому сведения о Беэр-Шеве того времени основаны, в первую очередь, на письменных источниках .

Беэр-Шева была пограничным городом между Иудейским царством и набатейскими районами . Когда в 63—64 г. до н. э. Помпей захватил Иудею , она стала римским пограничным городом . Веспасиан и последующие императоры стали строить на границах империи укреплённый барьер — лимес ( лат. limes ), и Беэр-Шева стала его частью. После 268 года, при иллирийских императорах, город достиг вершины своего процветания: регион стал безопасным, торговля процветала, здесь был центр епархии . После вторжения персов Беэр-Шева сильно пострадала, а после арабского вторжения вовсе исчезла с карты: остались только руины домов и соборов, которые видели путешественники и в XIX веке .

Со времени арабского вторжения в VII веке (632) в Беэр-Шеве не существовало постоянных поселений, она была предана забвению. Европейские исследователи не могли указать её расположение, некоторые считали, что она находилась на месте Бейт-Гуврин , и только в 1806 году исследователь Зетцен определил её настоящее местонахождение .

Возрождение Беэр-Шевы в Османский период (1900—1917)

Беэр-Шева в османский период, снимок с минарета
Беэр-Шева в 1920-е годы в месте переправы

С окончанием строительства Суэцкого канала в 1869 году власти Османской империи осознали важность упрочения своего присутствия на отдаленных пустынных территориях, заселённых кочевыми племенами бедуинов. Время от времени враждовавшие между собой и с оседлыми крестьянами Хевронского нагорья и Газы бедуины Негева неохотно подчинялись центральным властям вследствие слабого контроля с их стороны в районах их расселения. Решением проблемы было признано создание отдельного округа ( kaza ) с административной столицей на стыке территорий трёх наиболее крупных племен — (англ.) на юге, (англ.) на востоке и Тарабин на западе .

Местом строительства была выбрана местность, именуемая бедуинами Бир ас-Саба ( араб. بئر السبع ‎) — Семь колодцев . Наличие неглубокого водоносного слоя, позволявшего относительно легко поставлять воду для нужд планируемого города, и удобная переправа через реку в месте пересечения нескольких основных дорог, стали главными решающими факторами в пользу выбора этого места. Название закладываемому турецкими властями городу Birüssebi или Beerşeba было дано в созвучии с арабским названием места .

В 1890 году турки, при помощи немецких консультантов, построили на этом месте полицейский форт .

По разным источникам, для создания города власти приобрели у бедуинов между 1000 и 2500 дунамов земли и стали продавать землю желающим поселиться там, бедуинам, строившим там постоянные жилища, земля передавалась бесплатно . По одному источнику, архитекторами, спроектировавшими город, являлись два турка, которым помогали иностранцы — швейцарец и немец. Они хотели построить современный город с сетью перекрещивающихся улиц, игнорируя местные условия, что впоследствии затрудняло прокладку городской инфраструктуры . Большинство домов было построено из камней византийских развалин или из добытых на местной каменоломне (ныне — геологический парк).

Первым построенным зданием была Сарайя ( мэрия ), построенная вторым наместником, Мухаммадом Джар-Аллой .

Официальные данные о численности населения в период османского правления отсутствуют. В 1903 году, по описанию профессора Шейнфельда, в городе было 38 готовых домов и 12 в процессе строительства, на главной улице работали 12 лавок, а население города составляло 300 человек. По данным американского географа (англ.) , посетившего город в 1909 году и встречавшегося с официальными лицами, здесь было 800 жителей . То же число указывается и в изданном в 1912 году во Франции издательством Карла Бедекера путеводителе по Палестине и Сирии . Артур Руппин , ссылаясь на официальные источники сообщал, что в 1916 году численность населения города составляла 3000 жителей.

Появились многие общественные здания: мечеть (1906), школа для бедуинских детей (1913), дом наместника, станция и железная дорога в Иерусалим и Дамаск .

Первая мировая война дала толчок развитию города, который служил для турок южной военной базой для войны с британцами , находившимися в Египте. Для этой цели были построены укрепления, дороги, обычные и железные , население города выросло ещё больше .

В 1916 году для прокладки военной железной дороги, ведущей на Синай был построен железнодорожный мост длиной 190 метров через вади Беэр-Шева . До 70-х годов XX века он являлся самым длинным мостом в Израиле . В 2017 году полотно моста было восстановлено для пешеходного и велосипедного движения между частями парка Нахаль Беэр-Шева .

Подмандатная Беэр-Шева (1917—1948)

Реконструкция штурма Беэр-Шевы австралийскими кавалеристами

В Первую мировую Беэр-Шева играла для турок ту же роль, что и для римлян: она являлась восточным опорным пунктом в южной линии обороны, начинавшейся в Газе , и построенной в 1917 году; она хорошо подходила для этой роли, так как она контролировала дороги и в ней было много колодцев .

Командующий Египетским экспедиционным корпусом был сэр Арчибальд Мюррей, но после провала двух лобовых атак на мощно укреплённую Газу, его сменил на посту генерал Алленби , которого послали в Египет после неудач на западном фронте. Алленби решил атаковать Беэр-Шеву . Благодаря эффективной дезинформации и молниеносной атаке австралийской лёгкой кавалерии он добился успеха, и вслед за Беэр-Шевой пал южный фронт осман, а потом — и вся Палестина .

Подмандатная Беэр-Шева, 1938

При английском правлении развитие города остановилось, многие организации, работавшие на военные нужды, стали ненужными, нарушились связи между городом и окружающими племенами . В первую очередь британцы занялись восстановлением разрушенных инфраструктур и колодцев, так как стала остро ощущаться нехватка воды. Беэр-Шева всё же продолжала играть роль торгового центра — каждую среду действовал базар , на который приезжали торговцы не только с округи, но даже из Египта, Саудии и Ирака . В 1928 году в городе действовало 14 мастерских, в большинстве из них работало не более четырёх человек .

В 1937 году был опубликован план развития города, в котором была предусмотрена большая часть для жилого сектора и выделен участок на востоке для промышленности. Англичане устроили в городе военное кладбище, разобрали железную дорогу, построили школы и полицейскую станцию ( тегарт ) . На перекрёстке Уджа-эль-Хафир - Курнуб была построена таможня , и с 1929 года бедуины, въезжавшие в город, должны были оставлять там оружие. После ликвидации железной дороги были отремонтированы и заасфальтированы грунтовые дороги, ведущие в Беэр-Шеву .

Как и предыдущая война, Вторая мировая дала городу стимул к развитию — снова появились военные базы, а жители стали подрядчиками, строителями и поставщиками британской армии . Заводы и магазины тоже процветали, возросший спрос привёл к росту доходов горожан и окрестных крестьян. В 1931 году в городе было 2959 жителей .

Население города выросло с 2356 человек в 1922 году до 6490 в 1946 .

Беэр-Шева в составе Государства Израиль (1948 — наши дни)

По решению ООН Беэр-Шева отходила арабскому государству . В начале Войны за независимость в ней базировались нерегулярные арабские подразделения. В мае 1948 года в город вошли египтяне , а 21 октября Беэр-Шева была взята израильской армией в ходе операции «Моше» (являвшейся частью операции « Йоав ») .

Дети на фоне нового района, 1948/1949

Первые два года существования государства царила неопределённость относительно развития города и региона, не была выработана правительственная политика, поэтому всё определяли местные инициативы. После войны в городе селили демобилизованных солдат (население в конце 1949 года — 200 человек), но новых репатриантов не посылали; в феврале 1950 года был учреждён городской муниципалитет , и в Беэр-Шеву стали направлять репатриантов . В результате политики рассредоточения населения страны город стремительно рос — с 8.300 человек в 1950 до 20.500 в 1955 и 65.200 в 1965 году . В 70-е годы рост населения затормозился и даже наблюдался отрицательный баланс, но в 90-е годы, во время Большой алии , развитие возобновилось и в городе поселилось около 35.000 новых репатриантов .

Городское планирование Беэр-Шевы всегда характеризовалось многочисленными ошибками и пренебрежением реальной ситуацией: турки решили построить в пустыне город по римско-европейской модели , проигнорировав ландшафт и речное русло ; первые израильские архитекторы города собирались создать город-сад , разделённый на концентрические замкнутые районы (Алеф, Бет, Гимель) , в результате чего на окружающих холмах были построены районы, совершенно оторванные друг от друга, сообщение между которыми заметно страдало во время зимних дождей . Позже власти поняли, что допустили ошибку, и стали стягивать всю деловую и прочую активность в нынешний городской центр .

В 1949 году военный госпиталь был передан организации « », в то же время в городе открылась клиника больничной кассы « Клалит ». Уже в начале 50-х годов стало ясно, что больница не справляется с быстрым ростом населения (в 1952 — 50 коек при населении 14.500 человек). Председатель « Клалит » Моше Сорока поддержал идею мэра Давида Тувияху открыть в городе больницу. При содействии Американской организации портных, пожертвовавшей крупную сумму, и несмотря на недовольство премьер-министра Бен-Гуриона , считавшего, что больницы должно строить государство, а не больничные кассы, в 1956 началось строительство новой городской больницы. В 1959 была открыта больница «Сорока» .

Беэр-Шева в середине 80-х годов

В 1965 году принял первых студентов «Институт высшего образования», в 1970 официально превратившийся в Негевский Университет, с 1974 — Негевский Университет имени Бен-Гуриона .

В мае 1979, через две недели после подписания мирного договора, город посетил президент Египта Анвар Садат .

Город меньше пострадал от терроризма, чем многие центральные города Израиля . В 2004 году, во время Интифады Аль-Аксы , в городе произошёл крупный теракт, в результате подрыва двух автобусов террористами-смертниками ( ХАМАС ) погибло 16 человек и было ранено 100. Это был первый теракт такого рода в Беэр-Шеве . В 2015 году террорист убил сержанта АОИ на центральной автобусной станции города, и, воспользовавшись его оружием, открыл огонь по пассажирам, ранив около 10 человек . В марте 2002 года терорист, поддерживавший ИГ , задавил и зарезал четверых в торговом центре «Биг». Террорист был бедуином, гражданином Израиля .

Во время операции « Литой свинец » город пострадал от ракет, занятия в школах были временно прекращены . В 2011, при обострении ситуации на южной границе, ракетные обстрелы привели к гибели одного и ранении нескольких жителей . После долгого перерыва, на фоне эскалации напряжения на границе с сектором Газа, город был вновь обстрелян в 2018 году. 17 октября ракета разрушила частный дом, жертв удалось избежать .

В 2017 году прекратил работу «Бедуинский базар», который проводился раз в неделю со времён османского владычества .

В 2019 году в парке «Нахаль Беэр-Шева» был официально открыт крупнейший в Израиле искусственный водоём. Его площадь составляет 90 дунамов (22,5 акра) и он является вторым по размеру водоёмом страны после Тивериадского озера . Бюджет проекта составил около 100 миллионов шекелей. Озеро заполняется очищенными сточными водами . Рядом возведут новый район на 4500 квартир .

Хронология местной власти

Здание мэрии Беэр-Шевы

В 1948—1950 годах городом управляла военная администрация, глава — Михаэль Ханегби .

С 1950 года в городе сменилось 8 мэров :

  • Давид Тувиягу: 1950—1961 ;
  • Зеэв Зризи: 1961—1963 ;
  • Элиягу Нави: 1963—1986 ;
  • Моше Зильберман: 1986—1989 ;
  • Ицхак Рагер: 1989—1997 ;
  • Давид Бунфельд: 1997—1998 ;
  • Яаков Тернер : 1998—2008 .

В 2008 году на муниципальных выборах победил Рувик Данилович (р. 1971), в прошлом — близкий соратник Тернера .

Первый мэр города, Давид Тувияху, был назначен на эту должность премьер-министром Давидом Бен-Гурионом . В его время была заложена основа городской инфраструктуры. Второй мэр, Зеэв Зризи , избранный на эту должность членами горсовета в 1961 году, был отстранён через два года из-за политического кризиса (конфликта между городскими отделениями партий МАПАМ и МАПАЙ ); с 1963 по 1978 год являлся заместителем мэра. Следующие полгода городом управляла особая комиссия под руководством Матитьяху Адлера. На досрочных выборах (1963) победил Элияху Нави из партии МАПАЙ , он находился у власти самое продолжительное время из всех мэров — 1963—1986. В 1979 году он принимал египетского президента Анвара Садата во время его исторического визита в Израиль . В 1989 году мэром был избран представитель « Ликуда » Ицхак Рагер, на следующих выборах победивший как кандидат от независимого списка. Он руководил городом до своей смерти от рака в 1997 году .

В 1998 году на выборах победил кандидат от независимого списка «Единая Беэр-Шева» («Беэр-Шева ахат») (который поддержала партия « Авода ») Яаков Тернер . В 2003 году был переизбран на второй срок . Объявил о своей поддержке партии « Кадима » после её создания в 2005 году. После двух каденций, в 2008 году, Тернер проиграл на выборах своему заместителю и соратнику Рувику Даниловичу, баллотировавшемуся во главе независимого списка «Дерех Хадаша» («Новый путь») и получившему 60,39 % голосов . На предыдущих выборах молодёжный список Даниловича «Кадима Беэр-Шева» («Беэр-Шева, вперёд!») получил 7 мест в горсовете, и Данилович был назначен заместителем мэра и ответственным за образование . На выборах в 2013 году Данилович получил более 90 % голосов. В 2015 году он был награждён экологической премией «Зелёный глобус» за деятельность на посту мэра города . В 2018 году Данилович был переизбран на третий срок, набрав 92 % голосов .

См. также

Примечания

  1. מדריך ישראל (השרון דרום מישור החוף וצפון הנגב) / דוד אלון (עורך). — ירושלים: כתר, משהב"ט- הוצ"ל, 1979. — С. 272—283.
  2. Ya’akov Baumgarten. (англ.) . Israel Antiquities Authority . Дата обращения: 19 февраля 2017. 20 февраля 2017 года.
  3. (англ.) . www.mfa.gov.il (17 ноября 1999). Дата обращения: 20 апреля 2020. 10 ноября 2017 года.
  4. , p. 27.
  5. , p. 28.
  6. Jonathan M. Golden. . — New York: Oxford University press, 2004. — С. 208—209. — 412 с. — ISBN 978-0-19-537985-3 .
  7. . Дата обращения: 23 февраля 2017. 20 февраля 2017 года.
  8. , p. 29.
  9. Shugar A.N. (англ.) . www.researchgate.net . Дата обращения: 27 января 2017.
  10. , p. 30.
  11. , p. 30-37.
  12. , p. 30—31.
  13. , p. 32.
  14. , p. 33.
  15. Ya’akov Y. Baumgarten. (англ.) . antiquities.org.il . Дата обращения: 20 апреля 2020. 20 февраля 2017 года.
  16. Roger S. Nam. (англ.) . — Leiden: Koninklijke Brill NV, 2012. [ Portrayals of Economic Exchange in the Book of Kings — Roger S. Nam — Google Books]
  17. , p. 35.
  18. (англ.) . www.mfa.gov.il (29 июля 1998). Дата обращения: 20 апреля 2020. 4 октября 2015 года.
  19. , p. 37.
  20. Peter Fabian, IAA and Yitzhak Gil’ad. . Israel Antiquities Authority . Дата обращения: 19 февраля 2017. 20 февраля 2017 года.
  21. Yael Abadi-Reiss and Davida Eisenberg-Degen. (англ.) // Hadashot Arkheologiyot. — 2013. — 20 November. — ISSN . 20 февраля 2017 года.
  22. , p. 39.
  23. , p. 49.
  24. , p. 55.
  25. , p. 57.
  26. , p. 58.
  27. , p. 84.
  28. Huntington, Ellsworth. (англ.) . Houghton Mifflin company (1911). Дата обращения: 20 апреля 2020.
  29. Karl Baedeker. (фр.) . — 4. — Paris: P. Ollendorff, 1912. — С. 167. — 458 с. 19 февраля 2017 года.
  30. , p. 145.
  31. Cotterell, Paul. Chapter 3 // The Railways of Palestine and Israel (неопр.) . — Abingdon, UK: Tourret Publishing, 1986. — С. 14—31. — ISBN 978-0-905878-04-1 .
  32. , p. 64—66.
  33. , p. 133—134.
  34. (ивр.) . המועצה לשימור מבנים ואתרי התיישבות (2005). Дата обращения: 3 декабря 2020. 26 декабря 2020 года.
  35. . Дата обращения: 22 июля 2021. 27 июня 2012 года.
  36. דני בלר. (13 марта 2017). Дата обращения: 3 декабря 2020. 29 июня 2021 года.
  37. , p. 65.
  38. Robyn Van-Dyk. (англ.) . www.awm.gov.au (30 октября 2007). Дата обращения: 20 апреля 2020. 17 апреля 2017 года.
  39. . Дата обращения: 21 января 2013. 1 февраля 2013 года.
  40. , p. 69.
  41. , p. 69-70.
  42. , p. 74—75.
  43. , p. 86.
  44. . Дата обращения: 30 июня 2022. 13 сентября 2019 года.
  45. , p. 77.
  46. , p. 70.
  47. / E. Mills. — Jerusalem, 1932. — С. 18.
  48. , p. 76.
  49. Карта раздела Палестины
  50. אנציקלופדיה «מפה» ‏‎. — ‏ מפה ‏‎, 2000. — Т. 1. — С. 120.
  51. , p. 120.
  52. רוני סופר. (ивр.) . www.ynet.co.il (6 сентября 2009). Дата обращения: 18 апреля 2020. 7 мая 2021 года.
  53. , p. 148—150.
  54. Nufar Avni et al. (англ.) //  Cities 53:18-29. — 2016. — April.
  55. הדר שדר ורוברט אוקסמן ‏‎. // ‏ קתדרה: לתולדות ארץ ישראל ויישובה ‏‎. — 2003. — Апрель ( № 107 ). — С. 81—114 . — ISSN . 18 января 2021 года.
  56. (англ.) . Оф.сайт больницы « Сорока » . Дата обращения: 3 июля 2017. 11 июля 2017 года.
  57. (англ.) . Ben-Gurion University of Negev . Дата обращения: 3 июля 2017. 12 августа 2014 года.
  58. ירון אנוש ואריה רפופורט. // מעריב : газета. — 1979. — 28 мая. 28 июля 2017 года.
  59. // Schenectady Gazette. — 1979. — 28 мая.
  60. (англ.) . Дата обращения: 16 апреля 2022. 15 апреля 2022 года.
  61. (англ.) . Дата обращения: 16 апреля 2022. 19 мая 2021 года.
  62. (англ.) . Дата обращения: 16 апреля 2022. 21 апреля 2022 года.
  63. ארצי חלפון. (ивр.) . Ynet (31.08.04). Дата обращения: 16 апреля 2022. 16 апреля 2022 года.
  64. אילנה קוריאל. (ивр.) . Ynet (22 марта 2022). Дата обращения: 23 апреля 2022. 16 апреля 2022 года.
  65. אורי בינדר. (ивр.) . www.nrg.co.il . Дата обращения: 20 апреля 2020. 17 апреля 2015 года.
  66. (ивр.) . www.nrg.co.il (20 августа 2011). Дата обращения: 20 апреля 2020. 17 апреля 2015 года.
  67. (ивр.) . www.ynet.co.il (20.08.11). Дата обращения: 20 апреля 2020. 14 мая 2020 года.
  68. . ria.ru (17 октября 2018). Дата обращения: 25 января 2019. 25 января 2019 года.
  69. . www.vesty.co.il (17 октября 2018). Дата обращения: 25 января 2019. 25 января 2019 года.
  70. ynet אילנה קוריאל וכתבי ‏‎. (ивр.) . ynet (17 октября 2018). Дата обращения: 25 января 2019. 26 января 2019 года.
  71. , p. 282.
  72. . www.newsru.co.il (19 февраля 2017). Дата обращения: 2 марта 2021. 3 мая 2021 года.
  73. אילנה קוריאל. (ивр.) . ynet (19.02.17). Дата обращения: 2 марта 2021. 7 февраля 2021 года.
  74. . www.israeleco.com (31 августа 2015). Дата обращения: 25 января 2019. 25 января 2019 года.
  75. Лев Петрушевский. . stop-news.com (5 сентября 2015). Дата обращения: 25 января 2019. 25 января 2019 года.
  76. David Israel. (15 октября 2019). Дата обращения: 16 апреля 2022. 27 июня 2020 года.
  77. יעקב לוי. (англ.) . beersheva.mynet.co.il (09.04.21). Дата обращения: 16 апреля 2022. 9 декабря 2021 года.
  78. אורלי גנוסר. (20 ноября 2021). Дата обращения: 16 апреля 2022. 18 ноября 2021 года.
  79. (ивр.) . www.ynet.co.il (2 декабря 2018). Дата обращения: 25 января 2019. 26 января 2019 года.
  80. א חלילי. (иврит) // דבר : газета. — 1950. 16 июля 2020 года.
  81. (ивр.) . www.beer-sheva.muni.il . Дата обращения: 19 апреля 2020. 16 июля 2020 года.
  82. נועה גבאי. (ивр.) . www.b7net.co.il (22 октября 2017). Дата обращения: 19 апреля 2020. 16 июля 2020 года.
  83. David Tidhar. (ивр.) (1971). Дата обращения: 19 апреля 2020. 20 октября 2015 года.
  84. אורי דרומי. (7 октября 2011). Дата обращения: 24 февраля 2017. 18 февраля 2017 года.
  85. רמי שני. (16 ноября 2012). Дата обращения: 19 апреля 2020. 16 июля 2020 года.
  86. דני בלר. (ивр.) . www.makorrishon.co.il (12 ноября 2011). Дата обращения: 19 апреля 2020. 16 июля 2020 года.
  87. חנינא פורת. (ивр.) . www.news1.co.il (7 сентября 2017). Дата обращения: 19 апреля 2020.
  88. מירן שפילברג. (ивр.) (11 сентября 2008). Дата обращения: 24 февраля 2017. 18 февраля 2017 года.
  89. ירון אנוש ואריה רפופורט. (иврит) // מעריב : газета. — 1979. — 28 במאי. 28 июля 2017 года.
  90. www.nytimes.com . — Некролог И. Рагера в New York Times. Дата обращения: 29 февраля 2020. 28 декабря 2017 года.
  91. אילן מרסיאנו. (ивр.) (29 октября 2003). Дата обращения: 24 февраля 2017. 18 февраля 2017 года.
  92. אילנה קוריאל. (ивр.) (12 ноября 2008). Дата обращения: 27 июля 2017. 28 июля 2017 года.
  93. (ивр.) (4 января 2011). Дата обращения: 28 июля 2017. 28 июля 2017 года.
  94. (ивр.) (21 июня 2015). Дата обращения: 24 февраля 2017. 18 февраля 2017 года.
  95. אילנה קוריאל. (ивр.) . www.ynet.co.il (31 октября 2018). Дата обращения: 25 января 2019. 26 января 2019 года.

Литература

  • ספר באר-שבע (иврит) / בעריכת יהודה גרדוס ויהודה שטרן. — ירושלים: כתר, 1979.
  • אנציקלופדיה «מפה» ‏‎ (иврит) . — ‏ מפה ‏‎, 2000. — Т. 1. — С. 120—125.
  • ארץ הנגב — אדם ומדבר — חלק ב' (иврит) / בעריכת אבשלום שמואלי ויהודה גרדוס. — אוניברסיטת בן-גוריון - החוג לגאוגרפיה, אוניברסיטת תל אביב - החוג לגאוגרפיה, מכון לחקר המדבר שדה בוקר, הוצאה לאור משרד הבטחון, 1979.
  • אנצקלופדיה לתולדות ארץ-ישראל (иврит) . — מודן/משרד בטחון הוצאה לאור, 1986. — Т. כרך א'.
  • (иврит) / עריכה: גדעון ביגר ואלי שילר, יעץ: פרופ' יהודה גרדוס. — ירושלים: אריאל, 1991.
  • איתן גלעד. נתונים דמוגרפיים באר-שבע (иврит) . — עיריית באר-שבע (היחידה לסקר ולמחקר עירוני), אוניברסיטת בן-גוריון, 1974.
  • מדריך ישראל (השרון דרום מישור החוף וצפון הנגב) (иврит) / דוד אלון (עורך). — ירושלים: כתר, משהב"ט- הוצ"ל, 1979. — С. 259—283.
  • אבינעם דנין, אבי ארבל. לקסיקון כרטא החי והצומח בארץ-ישראל (иврит) . — ירושלים: כרטא, 2002. — P. 236. — ISBN 965-220-505-2 .

Ссылки

Источник —

Same as История Беэр-Шевы