Родился в музыкальной
еврейской
семье: отец — Александр Кусевицкий — отставной военный музыкант и мелкий ремесленник, мать — Анна Барабейчик — пианистка
. У Сергея была сестра Анна (1866—1945), три родных брата — Адольф, Александр (?—1941)
и Николай (1876—1942)
— и единокровный брат Соломон (1902—?, от второго брака отца). Мать умерла от
туберкулёза
в 1877 году, и воспитанием детей занимался отец
. Сергей обучался игре на скрипке, виолончели, фортепиано под руководством местного педагога Марии Фёдоровны Розенберг. В 1881 году семья приняла
лютеранство
, чтобы иметь право проживания вне пределов
черты оседлости
(так называемое «
»)
. В семнадцатилетнем возрасте Кусевицкий получил стипендию московского миллионера и мецената
К. К. Ушкова
для продолжения учёбы в Музыкально-драматическом училище при
Московском филармоническом обществе
.
С 1894 года — контрабас в оркестре
Большого театра
. В 1903 году дебютировал в
Германии
. В 1905 году, после женитьбы на
Наталии Константиновне Ушковой
, дочери мецената К. К. Ушкова, получив за ней огромное приданое, Кусевицкий демонстративно ушёл из оркестра Большого театра и опубликовал в московской газете «
Русское слово
» нашумевшую статью под названием «Новые
илоты
». В статье он в очень резких выражениях, с приведением цифр и фактов, обвинил
Дирекцию императорских театров
в бесчеловечной эксплуатации музыкантов оркестра, отдающих всё своё время и силы за ничтожный гонорар, обрекающий их самих и их семьи на полуголодное существование
.
По инициативе Рахманинова
в 1909 году Кусевицкий, вложив начальный капитал, основал
Российское музыкальное издательство
. Рахманинов возглавил художественный совет издательства, а Кусевицкий на первых порах занялся организационной работой. Вскоре издательство приобрело широкую известность в России, а затем и в мировом масштабе. В издательстве были впервые опубликованы партитуры многих сочинений
А. Скрябина
,
С. Прокофьева
,
И. Стравинского
, позднее и самого Рахманинова.
В том же 1909 году Кусевицкий основал в Москве собственный оркестр, который с успехом концертировал в Европе. После
Революции
Кусевицкий руководил
симфоническим оркестром
в
Петрограде
(1917—1920), затем переехал в
Париж
, где с 1921 по 1928 годы проходили известные «Концерты Сергея Кусевицкого». Дружил с Прокофьевым, Стравинским,
Равелем
,
Обуховым
.
В годы
Второй мировой войны
Кусевицкий стал первым в США исполнителем
Седьмой симфонии
Д. Д. Шостаковича
. Обращаясь к публике перед началом концерта, Кусевицкий сказал: «Я заявляю о моей вере в человечество, потому что надеюсь на победу России… Симфония Шостаковича является посланием веры и победы человеческого духа над смертью. Мы должны быть благодарны этому великому народу, который через тягчайшие страдания ведёт нас к надежде, свету и воскрешению»
. Весь сбор с концерта (11 тыс. долларов) был перечислен в
фонд помощи России
. В 1946 году возглавил созданный по его инициативе Американо-советский музыкальный комитет. Хлопотал о гастролях своего оркестра в СССР, однако
ЦК ВКП(б)
отклонил ходатайство
Всесоюзного общества культурных связей
(ВОКС), мотивируя решение тем, что оркестр Кусевицкого «слишком велик» и в его составе наверняка будут «разведчики и другие враждебные элементы». Кусевицкий приглашал приехать в Бостон
С. С. Прокофьева
,
Д. Ф. Ойстраха
. Гастроли Бостонского симфонического оркестра в СССР, как и гастроли Д. Ойстраха с Бостонским оркестром США, состоялись уже после смерти Кусевицкого
.
Занимался преподаванием дирижёрского мастерства. Среди учеников Кусевицкого был
Леонард Бернстайн
. Некоторое время секретарём Кусевицкого была Генриетта Леопольдовна Гиршман (до Революции — жена московского миллионера
В. О. Гиршмана
).
Племянники Кусевицкого (сыновья его брата Адольфа Александровича (1867—1939) и Раисы Давыдовны Кусевицких) — американский дирижёр
Фабиан Севицкий
и доктор медицинских наук, профессор Иосиф Адольфович Кусевицкий (1896—?)
.
Некоторые премьеры
Произведения, премьерами которых продирижировал Сергей Кусевицкий:
В 1936 году открыл ежегодные летние концерты Бостонского симфонического оркестра, переросшие затем в Тэнглвудский музыкальный фестиваль и открытый в 1940 году
Тэнглвудский музыкальный центр
— одну из важнейших летних музыкальных школ США. В 1942 году учредил Музыкальный фонд Кусевицкого, из его средств вручается международная музыкальная премия.
Сергей Кусевицкий — автор ряда композиций для контрабаса, в том числе множества технических этюдов, концерта для контрабаса с оркестром, а также произведений для симфонического оркестра, в том числе «Passacaille sur un thème Russe», «Prelude and Fugue in C Major, No. 17», переложений произведений других композиторов для контрабаса
.
Именем Кусевицкого названа
малая планета
(
1799 Koussevitzky
).
Так же имя композитора носит и детская музыкальная школа в г. Вышний Волочек. Где и преподавали ему его первые уроки музыки.
Семья
Первая жена (1902—1905) — балерина Надежда Петровна Галат.
Третья жена (с 15 августа 1947 года)— Ольга Александровна Наумова (17 июля 1901, Самара — 5 января 1978, Нью-Йорк) — дочь
Александра Николаевича
и Анны Константиновны Наумовых, племянница его предыдущей жены Н. К. Кусевицкой
.
Литература
Блестящий успех С. Кусевицкого //
Новое русское слово
.— Нью-Йорк, 1928.— 6 февраля (№ 5489).— С. 1.
Первое исполнение оперы-оратории
Стравинского
«Царь Эдип»
в Нью-Йорке (Бостонский симфонический оркестр с С. Кусевицким) // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1928.— 10 марта (№ 5522).— С. 3.
Концерт Кусевицкого и
Прокофьева
// Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1933.— 10 января (№ 7289).— С. 3.
Н.
Пятигорский
и Кусевицкий // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1940.— 16 марта (№ 9901).— С. 3.
Ф.
Последнее выступление С. Кусевицкого // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1940.— 6 апреля (№ 9921).— С. 3.
Кусевицкий и
Сибелиус
// Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1941.— 14 января (№ 10203).— С. 3.
Вейнбаум М
. На разные темы: С. А. Кусевицкий: (Дирижер и человек) // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1941.— 29 марта (№ 10276).— С. 3.
Г. Т.
Два концерта Бостонского симфонического оркестра: Под управлением Сергея Кусевицкого // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1942.— 11 января (№ 10554).— С. 4.
Ло-ский В.
Блестящий концерт Сергея Кусевицкого // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1942.— 14 марта (№ 10615).— С. 3.
Мейендорф А. Л
. С. А. Кусевицкий — за защиту родины // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1942.— 22 сентября (№ 10805).— С. 3.
Ло-ский В.
С. А. Кусевицкий в Нью-Йорке // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1943.— 14 ноября (№ 11223).— С. 4.
Ло-ский В.
Концерты Кусевицкого: Конец сезона // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1944.— 6 апреля (№ 11367).— С. 3.
Поляков-Литовцев С.
Кусевицкий // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1944.— 20 мая (№ 11711).— С. 2.
С. А. Кусевицкий о влиянии музыки на будущую мирную конференцию // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1944.— 28 июля (№ 11780).— С. 2.
Вейнбаум М
. На разные темы: С. А. Кусевицкий: К его семидесятилетию // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1944.— 29 июля (№ 11781).— С. 3.
Манусевич В
. Моцартовские концерты в Тэнглевуде // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1944.— 13 августа (№ 11796).— С. 4.
Ло-сский В.
Концерт Кусевицкого // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1945.— 22 марта (№ 12018).— С. 3.
Лурье А
. Летние концерты Кусевицкого // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1945.— 26 августа (№ 12173).— С. 4.
Сергей Кусевицкий и
Шостакович
// Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1945.— 14 октября (№ 12222).— С. 1.
Ло-ский В.
Концерт С. А. Кусевицкого: Пятая симфония
Прокофьева
// Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1945.— 22 ноября (№ 12260).— С. 3.
Седых А
. День Кусевицкого // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1946.— 7 июля (№ 12488).— С. 2.
С. А. Кусевицкий требует запрещения книги — «Кусевицкий» [М. Смита] // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1947.— 13 февраля (№ 12709).— С. 2.
Биография С. А. Кусевицкого разрешена к продаже // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1947.— 7 марта (№ 12731).— С. 2.
Гунст Е.
,
проф
. К приезду С. А. Кусевицкого в Европу //
Русская мысль
.— Париж, 1947.— 30 августа (№ 20).— С. 3.
С. А. Кусевицкий покидает Бостонский оркестр в 1949 году // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1948.— 10 апреля (№ 13134).— С. 2: портр.
Железнов М
. Блестящий концерт памяти
Ф. И. Шаляпина
// Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1948.— 16 апреля (№ 13140).— С. 3.
Герб Л
. Что вспомнилось на концерте Сергея Кусевицкого // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1948.— 18 ноября (№ 13355).— С. 3.
Концерты С. А. Кусевицкого /
Ло-ский В
.;
А. С.
[
Седых А.
] // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1949.— 18 января (№ 13416).— С. 3.
Вейнберг Я
. Кусевицкий // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1949.— 16 апреля (№ 13504).— С. 3.
Манусевич В
. Творчество С. А. Кусевицкого // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1949.— 17 апреля (№ 13505).— С. 4.
Ло-ский В.
Концерты С. А. Кусевицкого // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1949.— 21 апреля (№ 13509).— С. 3.
Лурье А
.
Кусевицкий // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1949.— 17 июля (№ 13596).— С. 8.
Кашук М.
Беркширские музыкальные торжества и С. А. Кусевицкий // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1949.— 28 июля (№ 13607).— С. 3.
С. А. Кусевицкий в Израиле // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1950.— 16 марта (№ 13838).— С. 2
Свет Г.
Музыкальный фестиваль на берегу
Генисаретского озера
// Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1950.— 9 апреля (№ 13862).— С. 5.
С. А. Кусевицкий в Нью-Йорке // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1950.— 15 июня (№ 13929).— С. 1.
Седых А
. Скончался С. А. Кусевицкий // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1951.— 6 июня (№ 14286).— С. 1, 3: портр.
Похороны С. А. Кусевицкого // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1951.— 9 июня (№ 14289).— С. 2.
Троцкий И
. Венок на могилу С. А. Кусевицкого // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1951.— 10 июня (№ 14290).— С. 2, 8.
Кашук М
. С. А. Кусевицкий // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1951.— 14 июня (№ 14294).— С. 3.
Открытие «Фонда Кусевицкого» в Париже // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1952.— 6 июня (№ 14650).— С. 2.
Сабанеев Л
.
Мои встречи // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1955.— 24 апреля (№ 15702).— С. 2.
Вейнбаум М
. С. А. Кусевицкий //
Вейнбаум М
. На разные темы.— Нью-Йорк, 1956.— С. 235—242.
Седых А.
Кусевицкий и
Тэнглвуд
// Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1959.— 9 августа (№ 16943).— С. 8.
Свет Г
. Сергей Кусевицкий: К 90-летию со дня рождения // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1964.— 1 августа (№ 18772).— С. 3.
Сабанеев Л
. Памятка о С. А. Кусевицком (1874—1951) // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1964.— 6 сентября (№ 18808).— С. 7.
Сабанеев Л.
Памяти Сергея Кусевицкого: По случаю 90-летия со дня его рождения (1874—1964) // Русская мысль.— Париж, 1964.— 10 сентября (№ 2202).— С. 4—5.
Белостоцкий Б.
Концерт фонда им. Кусевицкого // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1973.— 19 мая (№ 22985).— С. 3.
Седых А.
Заметки редактора: Столетие С. А. Кусевицкого // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1974.— 23 июля (№ 22375).— С. 3: портр.
100-летие С. А. Кусевицкого [Празднование в
Беркширском Музыкальном центре
] // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1974.— 28 июля (№ 22380).— С. 3 (Хроника).
Leichtentritt H.
Serge Koussevitzky, the Boston Symphony Orchestra, and the new American music. — New York: AMS Press, 1978.
Астров Анатолий Васильевич.
Деятель русской музыкальной культуры С. А. Кусевицкий. — Л.: Музыка, 1981. — 192 с.
Каплан Р
. Там русский дух... // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1987.— 13 сентября (№ 27513).— С. 5.
Кошкин-Юрицын В.
Без вести пропавший / [Предисл.
А. Грант
; Пер. с англ.] // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1989.— 11-12 марта (№ 27976).— С. 17: портр.
Прицкер М
. Русское искусство открывает сезон в Бостоне // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1991.— 18 октября (№ 28787).— С. 16.
Юзефович В.
«Лучшее оркестровое произведение последних 25 лет» // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1995.— 29 августа (№ 29982).— С. 19.
Сергей Кусевицкий. Русские годы. — М.: Языки славянской культуры, 2004.— 441 с.: ил., портр.—
ISBN 5-9551-0037-7
Понятовский С. П.
Оркестр Сергея Кусевицкого. — М.: Музыка, 2009. — 256 с.—
ISBN 978-5-7140-0741-5
Сергей Прокофьев. Сергей Кусевицкий. Переписка. 1910—1953 / Подготовка публикации и текст комментариев: В. Юзефович. — М.: Дека-ВС, 2011.— 531 с.: ил., портр.—
ISBN 978-5-901951-28-6
Юзефович В.
Сергей Кусевицкий. Годы в Париже. Между Россией и Америкой. — М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. — 488 с.—
ISBN 978-5-98712-127-6
/ Edited, introduced, and annotated by Victor Yuzefovich // The Musical Quarterly. — 2002. — Vol. 86, № 4. — P. 750—885.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 15 июня 2014. Архивировано из
26 августа 2014 года.
от 9 января 2009 на
Wayback Machine
: Фамилия матери иногда неверно указывается как Воробейчик.
(недоступная ссылка)
(недоступная ссылка)
(неопр.)
. Дата обращения: 6 августа 2010.
9 июня 2010 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 27 января 2017.
26 января 2017 года.
. Николай Александрович (1876—1942) и Ревекка Наумовна (1876—1954) Кусевицкие, их дочь Сабина Николаевна (1914—1993) и зять С. М. Балакирский.
(рус.)
Дата обращения: 11 октября 2022.
11 октября 2022 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 27 января 2017.
8 июня 2021 года.
(недоступная ссылка)
См. интервью С. А. Кусевицкого Леону Аркину в ежедневной
нью-йоркской
газете «Форвертс» (
) от 27 сентября 1924 года (
(недоступная ссылка)
): «
Yes, I was born a Jew. But when I was six years old my parents embraced Christianity in order to be able to maintain their right of residence and not be ruined
».
(неопр.)
. Дата обращения: 6 августа 2010.
10 июня 2008 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 3 мая 2016.
2 октября 2014 года.
↑
Иванян Э. А.
Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. —
ISBN 5-7133-1045-0
.
(неопр.)
. Дата обращения: 27 января 2017. Архивировано из
2 июля 2016 года.
Скончалась Ольга Кусевицкая // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1978.— 8 января (№ 24461).— С. 1: портр.;
Мельник С. Г.
от 14 июля 2014 на
Wayback Machine