Джарахов, Эльдар Казанфарович
- 1 year ago
- 0
- 0
Эльдар Тханевич Саттаров (род. 26 апреля 1973 , Алма-Ата ) — казахстанский писатель, журналист, переводчик. Родился и вырос в Алма-Ате . По происхождению наполовину вьетнамец , наполовину татарин .
В молодости пел в панк-группах , работал статистом на « Казахфильме », в сельском хозяйстве ( виноградарство , оливководство), фабричным рабочим, затем журналистом, редактором, колумнистом. С начала 2000-х издавал собственный журнал «Инвариант», выгодно отличавшийся уровнем интеллектуальной дискуссии . В настоящее время работает переводчиком. Несколько издательств Москвы опубликовали переведённые Саттаровым с английского, французского, испанского и итальянского языков книги по авангардному искусству ( ситуационизм : Ги Дебор , Рауль Ванейгем ; сюрреализм : Антонен Арто ), альтернативному образованию ( Франсеск Феррер ) и философии ( Агамбен ). Составитель русского архива французского мыслителя Жака Каматта , своего друга и учителя .
Художественную литературу начал писать в 2010 году. Сам Саттаров считает, что работает в жанре докуфикшн , но критика отмечает в его прозе присутствие элементов « автофикшн » и редкой традиции « романа идей » . Дебютный роман «Теряя наши улицы» , изданный под литературным псевдонимом Альберт Спьяццатов, был распродан в Алма-Ате, Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Казани , Астане и заслужил положительные отклики критиков и читателей . В романе был описан мир подростковых банд Алма-Аты конца восьмидесятых. Впоследствии в Казахстане на эту же тему было снято несколько кинофильмов («Районы», «Рэкетир» и т. д.). Второй роман, «Транзит Сайгон-Алматы» , вышел в финал литературной премии « Национальный бестселлер -2016» , заняв второе призовое место . Роман стал, возможно, первым образцом пост-иронии в русскоязычной литературе , чем вызвал нешуточные споры среди критиков . По словам Артемия Троицкого , Саттаров стал первым гражданином Казахстана , представленным в российской премии Нацбест . Ответственный секретарь премии, писатель Вадим Левенталь назвал Саттарова открытием года , сравнив его стиль с прозой Доктороу . В 2018 году книга в новой редакции была переиздана в России под названием «Чао, Вьетнам!» издательством «Флюид ФриФлай» в рамках серии «Книжная полка Вадима Левенталя» .
В конце 2020 года вышла последняя часть трилогии Саттарова, «Нить времен» — «роман о путешествии левой идеи в двадцатом веке» от Антонио Грамши и Амадео Бордиги через ситуационистов до личных встреч автора с Жилем Дове и Жаком Каматтом . Роман завершается пророчеством о « потенциальной смерти капитала ».
Помимо русского, Саттаров пишет на английском , его спекулятивный рассказ Mountain Maid был включен в антологию Best Asian Speculative Fiction , изданную в 2018 году в Сингапуре , а в декабре 2020 был переиздан независимым издательством Fox Spirit Books в Великобритании в составе хоррор -сборника Eurasian Monsters , вышедшего под редакцией . В августе 2022 года Саттаров сообщил в интервью казахскому каналу «Абай ТВ», что в январе того же года подписал в Москве контракт на публикацию своего четвёртого романа под названием «Пешки», посвященного глобальному нефтегазовому рынку , но его издание было приостановлено в связи с кризисом, вызванным войной на Украине .