Устоявшееся традиционное прочтение имени этого царя — «Урхилина» (
лув.
U+ra/i-hi-li-na
<-sa>
), однако из-за разночтений в точном значении
лувийских иероглифов
имя также может писаться также как Урахилина
, а иногда и с добавлением характерного для
индоевропейских языков
окончания существительного мужского рода (Урахилинас
, Урхулинас
). Лувийские иероглифические надписи на раковинах из так называемого «форта Салманасара» в Нимруде (
HAMA 9
) содержат имя этого хаматского царя, написанное как «Урхилана»
.
При аккадской передаче лувийского имени обычно используют «Ирхулени» (
аккад.
m
Ir-ḫu-le-e-ni
), хотя из-за разночтений и/или орфографических ошибок резчика часто встречаются в литературе также варианты Ирхулену
, Урхулени
, Урхилени
(как на Балаватских воротах), Ирхулина, Ирхулена.
Несмотря на то, что точное значение его не известно, имя «Урхилина» зачастую трактуют как
хурритское
, опираясь при этом первую часть имени, крайне схожую на лексему хурритских имён в среде хеттской знати (в частности,
Урхи-Тешшуб
)
. Другие исследователи указывают на схожесть имени хаматского царя со словом, засвидетельствованном в
угаритских
текстах —
urhln
, и так же другим словом, встречающемся в
из
Нузи
—
Urhal-enni
, что, возможно, значит «бог есть стойкость»
.
Имя Урхилины, в ассирийском варианте «Ирхулени/Урхилени» было известно исследователям ещё в
XIX веке
, благодаря многочисленным текстам ассирийского царя Салмансара III, упоминавшего царя Хамата среди своих противников. Корректная передача лувийскими иероглифами имени «Урхилина» была сделана в 1913 году
, задолго до расшифровки лувийской письменности с помощью
, открытой в середине 1940-х годов.
Начало правления и строительная деятельность
Время вступления Ирхулени на престол и обстоятельства достоверно неизвестны. Сам он в своих надписях указывает, что престол ему достался от его отца Парты
(лув.
Paritas
или
Paratas
). Среди царственных предков упоминается (
HAMA 4
) также дед Урхилинаса и прадед, имена которых, однако, не называются. Это позволяет говорить о лувийской династии Хамата, насчитывающей минимум пять представителей на троне
.
Описывая события правления Урхилины, иероглифические надписи («
» —
англ.
stones of Hamath
или
Hamathite stones
) сообщают об активном строительстве, развернувшемся по всей стране
. Став царём, Урхилина «воздвиг престол каждому отдельному богу»
. В честь богини
(Pahalati
) он возвёл зернохранилище (
HAMA 8
)
и храм (
HAMA 4
)
, посвящённый также и Богу Бури (
HAMA 5
)
. Вообще, на Ближнем Востоке в оценках современников строительная деятельность царей раннего железного века была настолько престижна и важна, что могла стать и причиной острой полемики
.
Вероятно, в честь богини царь также основывал города
— об этом сообщают несколько разбросанных по Внутренней Сирии каменных плит. На данный момент известны четыре плиты с таким содержанием: «
RESTAN
»
, обнаруженная в 22 км. к югу от Хамы; стела «
TALL ŠṬĪB
»
из места Талль-Штиб к востоку от Хамата; стела из
иракской
деревни Хинес
(
HINES
— вероятно, более поздняя копия хаматской стелы
), в которой, однако, отсутствует имя царя; стела, обнаруженная в основании одного из христианских храмов в
Апамее
(
QAL'AT EL MUDIQ
), что может свидетельствовать о том, что это место было обжито ещё в
позднехеттскую
эпоху
.
Битва при Каркаре
После того как
арамейские
политии на восточном берегу Евфрата были завоёваны ассирийцами,
Салманасар III
, решил, что настало время совершить шаг, так заботливо избегаемый его отцом,
Ашшурнацирапалом II
— обратить оружие против
Дамаска
, наиболее опасного противника для ассирийцев на западе и направился вглубь
Сирии
.
Царство
Хамат
непосредственно граничило с теми районами
Сирии
, которые уже стали объектом ассирийской экспансии. И заинтересованность Урхилины в создании антиассирийской коалиции вполне понятна. Если верить словам Салманасара, то именно его нападение на северные города Хамата вызвало призыв хаматского царя о помощи, ответом на что и стало объединение войск противников Ассирии
.
Получив дань от лояльных правителей, Салманасар вступил без боя в
Халман
(
Алеппо
), а затем захватил и разорил три хаматских поселения — Аденну, Баргу и Аргану, царский город Ирхулени. Выступив из Арганы, он приблизился к
Каркару
, в бассейне среднего течения реки
Оронт
, также описанному в ассирийской хронике как «царский город»
. Армия коалиции сконцентрировалась около Каркара
.
У стен Каркара произошла решающая битва. Салманасар в своих летописях говорит, что он разрушил Каркар и нанёс «поражение от Каркары до Гильзау», наголову разбив антиассирийскую коалицию, войска которой понесли потери в 14 тысяч воинов. Но, очевидно, на самом деле победа, которую приписывает себе Салманасар, была весьма сомнительной. О своих потерях ассирийский царь промолчал, но они, вероятно, были весьма велики. Фактически, итогом этого противостояния стало отступление ассирийских войск, которые не только не двинулись далее, на
Хамат
и
Дамаск
, но даже вынуждены были вернуться обратно в Ассирию
.
Поздние отношения с Ассирией
В течение 8 лет после Каркара ассирийцы не смели совершать походы в Сирию, не считая разведывательных набегов 849 и 848 годах до н. э. В 845 году до н. э. Салманасар III созвал общее ополчение и выступил против Сирии, но снова без успеха. Ассирийцы не прорвались к Дамаску, да и Хамат был задет ими не в очень значительной степени
.
Однако опасная для ассирийской экспансии коалиция сирийских и палестинских правителей сохранялась недолго. Вскоре между
израильским
царём
Ахавом
и
Бен-Хададом
, участниками южно-сирийского союза, началась
и в сражении под
израильтяне были разбиты, а Ахав погиб, его семейство было вскоре уничтожено. Новый царь Израиля
Иегу
(Ииуй), узурпировавший престолу у сына Ахава
Иорама
, подчинился Ассирии и прислал Салманасару III богатые дары.
Затем, около 841 года до н. э., смерть постигла самого Бар-Хадада II (известного также как Хадад-Эзер и Адад-Идри): согласно Библии, один из его приближенных по имени
Азаил
, воспользовавшись тяжёлой болезнью царя, придушил его мокрым одеялом и сам захватил престол. К этому времени из коалиции явно вышел
Арвад
, установивший хорошие отношения с ассирийским царем
. Таким образом, антиассирийская коалиция сирийский царей распалась, чем не замедлил воспользоваться Салманасар.
В 841 году до н. э. он наносит серьёзный удар по Дамаску, в котором произошла смена правителя. Примечательным в этой связи является то, что описывая поход на Дамаск, ассирийский царь не упоминает Хамат и его царя. Это позволяет исследователям заявлять, что ассирийская армия напрямую атаковала Дамаск, беспрепятственно пройдя по территории Хаматского царства
, которое, кажется, было отделено от коалиции принуждением или, возможно, дипломатическими методами
.
Вероятно, в поздние годы Ирхулени поддерживал отношения с
Ассирией
. Об этом могут свидетельствовать фрагменты нескольких раковин, найденные в ходе раскопок
Кальху
. Семь из них
содержат надпись
лувийскими иероглифами
«Урхилана царь»
(
HAMA 9
). Наиболее популярная версия рассматривает раковины как детали
кастаньет
(точнее,
кротал
) или
трещотки
, доставленные в Кальху как
вотивные предметы
, дипломатические дары или же часть добычи
. Однако точное предназначение этих раковин и пути, коими они попали в ассирийскую столицу — открытый вопрос
.
Ирхулени на престоле Хамата наследовал его сын, носящий лувийское имя
, который известен благодаря «хаматским камням», осветившим его строительные труды (согласно текстам, он «построил» или «перестроил» укрепления в своём царстве, особенно в столице), и переписке с правителем при
евфратского
княжества
Мардук-апил-уцуром
.
Более века спустя ассирийский царь
Саргон II
на своей установленной в Хамате стеле (
BOROWSKI
stele
, она же Бейрутская стела
), празднуя завоевание Емафа, утверждал, что наложил на ассирийцев, поселившихся там, дань и налоги, «подобные тем, которые цари моих отцов [т. е. Салманасар III] наложили на Ирхулени хаматянина»
. Подобное утверждение кажется маловероятным, учитывая, что Салманасар III, подробно описывавший свои свершения, не преминул был упомянуть этот факт в своих многочисленных сохранившихся записях, но оно может отражать положение, при котором Урхилина достиг своего рода согласия с Ассирией
.
Примечания
↑
Trevor Bryce:
The World of the Neo-Hittite Kingdoms; A Political and Military History
. Oxford, New York 2012, стр.
.
(англ.)
Gerard Gertoux
. Jonah vs King of Nineveh: Chronological, Historical and Archaeological Evidence.
Lulu.com
, 2015. стр.
.
(англ.)
↑
John David Hawkins «
от 12 июня 2020 на
Wayback Machine
»
(англ.)
// SYRIA Supplément IV — Le fleuve rebelle. Géographie historique du moyen Oronte d'Ebla à l'époque médiévale. 2016. Beyrouth, Presses de l'Ifpo.
↑
David Hawkins,
Halet Çambel
. Corpus of Hieroglyphic Luwian Inscriptions: Inscriptions of the Iron Age (3 v.), part 2. — Walter de Gruyter, 2000. стр.
.
(англ.)
↑
R. D. Barnett «Hamath and Nimrud: Shell Fragments from Hamath and the Provenance of the Nimrud Ivories»
(англ.)
// British Institute for the Study of Iraq. IRAQ Vol. 25, No. 1, 1963, С. 81—85.
↑
Shigeo Yamada. The Construction of the Assyrian Empire: A Historical Study of the Inscriptions of Shalmanesar III (859-824 B.C.) Relating to His Campaigns to the West. — BRILL, 2000. стр.
—
.
(англ.)
↑
Edward Lipiński. The Aramaeans: Their Ancient History, Culture, Religion. — Peeters Publishers, 2000. стр.
.
(англ.)
↑
F.Q. Gröndahl, Die Personennamen der Texte aus Ugarit. R.: Päpstliches Bibelinstitut, 1967. стр. 204 и 210.
(нем.)
I. J. Gelb
, P. M. Purves, A. A. MacRae.
Nuzi Personal Names
(NPN) // The University of Chicago Oriental Institute Publications (OIP) LVII; Chicago, 1943. стр. 273.
(англ.)
H. Th. Bossert
«Die H-H Inschrift von Malkaya» // Orientalia 27, № 4, 1958, С. 325–350. — стр.
.
(нем.)
↑
Trevor Bryce
«The Routledge Handbook of the Peoples and Places of Ancient Western Asia: The Near East from the Early Bronze Age to the fall of the Persian Empire» —
Routledge
, 2009. «Hamath» стр.
.
(англ.)
Woudhuizen Fred.
от 13 июля 2020 на
Wayback Machine
. Dutch Archaeological & Historical Society. стр. 322.
(англ.)
K. Lawson Younger Jr. «A Political History of the Arameans: From Their Origins to the End of Their Polities» (Archaeology and Biblical Studies). SBL Press, 2016. стр.
.
(англ.)
K. Lawson Younger Jr. «A Political History of the Arameans: From Their Origins to the End of Their Polities» (Archaeology and Biblical Studies). SBL Press, 2016. стр.
.
(англ.)
Charles Burney. Historical Dictionary of the Hittites. — Rowman & Littlefield, 2018. стр.
.
(англ.)
↑
от 25 января 2021 на
Wayback Machine
(англ.)
на сайте проекта «Hittite Monuments».
Klagegesang — Libanon // редактор(ы): Michael P. Streck, A. Bramanti, J. Fechner, M. Greiner, S. Heigl, N. Morello.
Walter de Gruyter GmbH
& Co KG, 2020. стр.
.
(англ.)
Mark W. Chawalas «Inland Syria and the East of Jordan Region in the First Millennium B.C.E. before the Assyrian intrusions» // The Age of Solomon: Scholarship at the Turn of the Millennium.
редактор(ы): Lowell K. Handy. BRILL, 1997. стр.
(англ.)
.
David Hawkins,
Halet Çambel
. Corpus of Hieroglyphic Luwian Inscriptions: Inscriptions of the Iron Age (3 v.), part 2. — Walter de Gruyter, 2000. стр.
.
(англ.)
Herbert Niehr. «Religion. From the Euphrates to Mediterrarean». // The Aramaeans in Ancient Syria. редактор(ы): Herbert Niehr. BRILL, 2014. стр.
.
(англ.)
Вейнберг И. П.
Рождение истории. Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н. э.
—
М.
:
Наука
, 1993. Глава IV. «
от 29 ноября 2020 на
Wayback Machine
».
James F. Osborne «
от 3 мая 2022 на
Wayback Machine
»
(англ.)
// Cambridge Archaeological Journal 24 (2), С. 195-214, 2014. стр. 205.
от 9 января 2020 на
Wayback Machine
(англ.)
на сайте проекта «Hittite Monuments».
от 9 января 2020 на
Wayback Machine
(англ.)
на сайте проекта «Hittite Monuments».
Yutaka Ikeda «Royal Cities and Fortified Cities»
(англ.)
// British Institute for the Study of Iraq. IRAQ Vol. 41, No. 1, 1979, С. 75—87.
Садаев Д. Ч. История древней Ассирии // Ответственный редактор
Г. М. Бауэр
—
М.
: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1979. Часть I. Глава V. Второе возвышение Ассирии (Новоассирийское царство). Раздел «
от 2 февраля 2020 на
Wayback Machine
».
John Malcolm Russell. The Writing on the Wall: Studies in the Architectural Context of Late Assyrian Palace Inscriptions. — Eisenbrauns, 1999. стр.
.
(англ.)
The bronze ornaments of the palace gates of Balawat (Shalmaneser II, B.C. 859-825) edited, with an introduction by Samuel Birch; with descriptions and translations by Theophilus G. Pinches.
(англ.)
Katzenstein H. J. The History of Tyre. From the beginning of the second millenium B.C.E. until the fall of the Neo-Babylonian empire in 539 B.C. — EJerusalem, 1973. стр. 179–180.
(англ.)
K. Lawson Younger Jr. «A Political History of the Arameans: From Their Origins to the End of Their Polities» (Archaeology and Biblical Studies). SBL Press, 2016. стр.
.
(англ.)
Daniel Isaac Block.
Israel: Ancient Kingdom Or Late Invention?
— B&H Publishing Group, 2008. стр.
.
(англ.)
Peter Roger Stuart Moorey. Ancient Mesopotamian Materials and Industries: The Archaeological Evidence. Eisenbrauns, 1999. стр.
.
Bryce, Trevor.
. — Oxford New York : Oxford University Press, 2012. — P.
. —
ISBN 0199218722
.
K. Lawson Younger Jr. «A Political History of the Arameans: From Their Origins to the End of Their Polities» (Archaeology and Biblical Studies). SBL Press, 2016. стр.
от 18 июля 2021 на
Wayback Machine
.
(англ.)
↑
John David Hawkins «
от 16 августа 2020 на
Wayback Machine
»
(англ.)
// From the Upper Sea to the Lower Sea. Studies on thehistory of Assyria and Babylonia in honour of A. K. Grayson. редактор(ы): Grant Frame, Linda S. Wilding, Albert Kirk Grayson. Leiden, Nederlands Instituut voor het Nabije Oosten, 2004. С. 152–164.
John David Hawkins. Inscriptions of the Iron Age: Part 1: Text, Introduction, Karatepe, Karkamis, Tell Ahmar, Maras, Malatya, Commagene. Part 2: Text, Amuq, Aleppo, Hama, Tabal, Assur Letters, Miscellaneous, Seals, Indices. Part 3: Plates. —
Walter de Gruyter
, 2012. стр.
.
(англ.)
Jacob Lauinger and Stephen Batiuk «
от 19 августа 2020 на
Wayback Machine
»
(англ.)
// Zeitschrift für Assyriologie 105(1), 2015. С. 54—68. — стр. 65.
Eckart Frahm «Samaria, Hamath, and Assyria’s Conquests in the Levant in the Late 720s BCE» //
. Редактор(ы): Shuichi Hasegawa, Christoph Levin, Karen Radner.
De Gruyter
, 2018. стр.
.
(англ.)