Interested Article - Базилика Святых Петра и Павла (Вышеград)

Базилика Святых Петра и Павла (Капитульный храм Св. Петра и Павла) ( чеш. Bazilika svatého Petra a Pavla; Kapitulní chrám sv. Petra a Pavla ) — католический капитульный костёл в Вышеграде ( Прага ) в неоготическом стиле . Костёл является приходским и капитульным храмом Королевского коллегиального капитула Святых Петра и Павла на Вышеграде . С 25 марта 2003 года обладает титулом малой базилики .

История

Король Вратислав II и Древо Иессеево . Вышеградский кодекс , 1085 год

Возникновение храма в Вышеграде во многом связано с борьбой за власть между князем Вратиславом II и его братом Яромиром , епископом Пражским, во второй половине XI века . Как писал хронист, «Король не желал считать брата равным себе, а епископ не хотел быть ниже брата... Иногда непримиримость между ними доходила до такой степени, что король иногда в праздничные дни не имел при себе епископа, который должен был возлагать корону на его голову». Вратислав, желая создать новый центр власти, избрал своей резиденцией Вышеград , где решил учредить и церковную организацию, независимую от Пражской епархии . В результате в 1070 году был учреждён независимый от пражского епископа Вышеградский капитул , подчинявшийся непосредственно римскому папе (капитул оставался независимым до 1763 года ), и заложен костёл Святых Петра и Павла по образцу римского храма Петра и Павла. Строительство храма, видимо, продолжалось до 1080 года . Если верить хроникам, князь Вратислав лично участвовал в строительстве храма, доставив 12 корзин камней для фундамента .

Костёл был возведён в виде базилики в романском стиле и предназначался в том числе для погребения в нём короля Вратислава II и членов королевской семьи. Считается, что в 1092 году король Вратислав был похоронен в этом храме, однако археологические исследования не привели к обнаружению здесь его останков .

В 1129 году храм был существенно расширен. В 1249 году в храме случился пожар, после которого костёл в основном утратил свой романский облик и был восстановлен в виде раннеготической трёхнефной базилики . В 1295 году к базилике был пристроен нартекс , вероятно, с западной стороны, остатки которого были полностью снесены в 1888 году .

При императоре Карле IV в 1369 году в результате масштабной реконструкции костёл получил облик готического трёхнефного храма с капеллами в боковых нефах . Во время гуситских войн в 1420 году Вышеград был захвачен гуситами и храм Святых Петра и Павла при этом был существенно повреждён. В 1495 году после окончательного восстановления храм был заново освящён .

В 1575 году итальянский архитектор и мастер Бенедикт работали над сводом по всей видимости главного нефа , а в 1576 году храм был перестроен в ренессансном стиле . В 1678 году в барочном стиле была построена колокольня, а в 1708 1711 и 1723 1730 годах была проведена реконструкция храма (прежде всего, свода и фасада) в стиле барокко . Автором барочного проекта был чешский архитектор итальянского происхождения Ян Сантини , а руководство работами осуществлял Франтишек Максимилиан Канька . В 1740 1741 годах находящаяся в южной части пресвитерия капелла Святой Анны была перестроена, а после 1764 года в неё была перенесена чудотворная статуя Девы Марии Шанцовской, которой с тех пор посвящена эта капелла (так называемая «Шанцовская капелла») .

Последней перестройкой храма стала начатая в 1885 году реконструкция в неоготическом стиле . Её автором был известный архитектор Йосеф Моцкер . В ходе реконструкции был расширен пресвитерий, созданы ризница и хранилище, барочный главный неф стал неоготическим и вновь получил свой свод . Роспись пресвитерия и Шанцовской капеллы осуществил венский художник (1835—1907). На тимпане над главным входом храма в 1901 году был вырезан рельеф на тему «Страшного суда» . Строительство закончилось в 1902 1903 годах , когда были возведены две неоготические передние башни, названные «Адам» и «Ева», проект которых был выполнен архитектором , а также была отстранена барочная колокольня, возведённая в 1678 году . После завершения реконструкции храм обрёл его нынешний внешний облик .

Во время реконструкции после 1887 года была вновь перестроена Шанцовская капелла. Капеллу подняли на один этаж, в ней вновь были проделаны окна в неоготическом стиле, потолок был преобразован в готический крестовый свод . Стены капеллы были расписаны Карлом Йобстом сценами из жизни Девы Марии. Свод люнет капеллы были расписаны и его супругой Марией Урбановой. Неоготические алтарь и скамьи были сделаны по проекту Моцкера в 1894 1895 годах

В 1988 1994 годах интерьер храма был существенно переделан, что потребовало немалых затрат. 25 марта 2003 года папа Римский Иоанн Павел II наделил капитульный храм Святых Петра и Павла титулом малой базилики .

Скульптурный элемент над
боковой дверью базилики
Вид на Вышеград и базилику со стороны Влтавы Тимпан над главным входом в базилику.
«Страшный суд», . 1901 год
Фасад базилики, неоготические
башни «Адам» и «Ева»

Описание

Храм представляет собой трёхнефную псевдобазилику в неоготическом стиле с капеллами и ризницами в боковых нефах , глубоким закрытым пресвитерием и двумя симметричными башнями по бокам главного фасада. Неоготический фасад базилики богато украшен, помимо прочего, порталами и башенками. На фасаде базилики находится памятная доска, повествующая крещении 14 чешских князей в 845 году в Регенсбурге .

Интерьер базилики изобилует украшениями в форме стенных орнаментов и фигурных росписей в стиле модерн , выполненных профессором и его супругой Марией Урбановой в 1902 1903 годах . Пресвитерий расписан фресками венского художника , воспроизводящими сцены из жизни Святых апостолов Петра и Павла . Стена левого бокового нефа содержит фреску в стиле барокко , на которой изображён предполагаемый облик Вышеграда в 1420 году .

Стеклянные витражи храма были изготовлены по проекту . Главный алтарь базилики был вырезан в 1884 1889 годах резчиком по проекту Йосефа Моцкера . На алтаре изображены святые апостолы Петр и Павел и святые Кирилл и Мефодий .

В первой капелле справа находится каменный саркофаг в романском стиле XII века . Легенда гласит, что в нём находятся останки святого Лонгина, но на самом деле в нём был погребён один из представителей династии Пршемысловичей . В результате археологических исследований в этой капелле был найден образ Девы Марии с младенцем Иисусом, датируемый периодом правления Карла IV ( 1346 1378 ) .

Во второй капелле слева находится алтарь чешских покровителей, украшенный в начале XX века резчиком Яном Кастнером в стиле модерн . В третьей капелле справа на алтаре между образами Святого Вацлава и Святой Людмилы находится знаменитое панно Девы Марии Дождевой — памятник готической живописи середины XIV века . Панно хранилось в коллекциях императоров Карла IV и Рудольфа II . Этот образ вероятно был привезён Карлом IV из Италии, где проходила его коронация, а в 1606 году панно было подарено храму Святых Петра и Павла в Вышеграде. Согласно преданию, образ Девы Марии Дождевой был написан самим евангелистом Лукой . Во времена засухи к образу Девы Марии приходили процессии с мольбами о дожде .

В Шанцовской капелле находится чудотворная полихромная статуя Девы Марии с младенцем, вырезанная из дерева в 1725 году в стиле барокко резчиком Шимоном Талером. Статуя располагается на алтаре под балдахином между меньшими по размеру статуями Святой Цецилии и Святой Екатерины , созданными в XIX веке . В восточной стене капеллы находится ниша, в которой помещается стеклянный ларец с костями предполагаемых останков членов династии Пршемысловичей , могилы которых были разорены, а кости разбросаны по всему кладбищу в 1420 году .

Главный алтарь базилики Фреска в стиле барокко с предполагаемым
обликом Вышеграда в 1420 году
Один из сводов базилики Одна из фресок в стиле модерн
Вышеградское кладбище в ареале базилики

Вышеградское кладбище

Кладбище в ареале храма Святых Петра и Павла существовало уже в 1260 году . В XVII веке здесь было кладбище прихода Вышеградского капитула . В 1869 году кладбищу был дан статус национального. Авторами первых мраморных надгробных памятников на южной и восточной стороне были скульпторы А. Барвитиус и , ученик Йозефа Зитека . По проекту Виегла были возведены неоренессансные аркады по границам кладбища. Центральная аллея Вышеградского кладбища ведёт к пантеону (построен за храмом в 1889 1893 годах по проекту А. Виегла), в котором покоятся известные деятели чешской национальной культуры и науки ( Альфонс Муха , Отакар Маржак , Йосеф Вацлав Мысльбек , Богумил Кафка и многие другие) .

См. также

Примечания

  1. Козьма Пражский . Книга Вторая, Глава 41 // / Пер. с чешск. Г. Э. Санчука. — М. , 1962. 10 мая 2012 года.
  2. .
  3. .
  4. , Kaple P. Marie Šancovské v bazilice sv. Petra a Pavla.
  5. . gcatholic.org. 18 марта 2016 года.
  6. Dominique Auzias, Jean-Paul Labourdette. . — Paris, 2011. — С. 219.
  7. . Spolek Svatobor. 18 марта 2016 года.
  8. . Spolek Svatobor. 18 марта 2016 года.
  9. . Spolek Svatobor. 18 марта 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Базилика Святых Петра и Павла (Вышеград)