Interested Article - Яфетиды

Современная карта индоевропейских лингвистических ареалов Кентум (синий) и Сатем (красный)

Яфетиды — потомки библейского Иафета , одного из трёх сыновей Ноя. К ним обычно причисляют народы из Европы и Западной Азии ( индоевропейские и кавказские народы).

Библия даёт подробную детализацию только о потомках Гомера (локализованы на юге и севере Большого Кавказа ) и Иавана ( Малая Азия и Греция ).

Род Иафета

У Иафета после потопа было:

  • по одной версии, восемь сыновей (с учётом Елисы) ( Быт. ) .
  • по другой — семь сыновей .

Его потомству Ноем предсказана была блестящая будущность « да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых » ( Быт. ).

В арабских источниках о потомках Иафета сообщается следующее:

По мнению А. П. Лопухина , потомство Иафета — это «Иафетова, или Арийская, раса» .

Первоначальное место расселения

Согласно Книге Юбилеев, первоначальное место расселения яфетидов — северный Вавилон (на территории которого находилось древнее государство Урарту ). После разделения языков они распространились на восток, север и запад и таким образом заселили всю Евразию (за исключением Ближнего Востока, где обосновались семиты — потомки первого сына Ноя — Сима ).

Иафету вышла третья наследственная часть, по ту сторону реки Тины, к северным странам истока её воды, и идёт к северо-востоку вся область Лага и все восточные страны её; и идёт на крайний север, и простирается до гор Кильта к северу, и к морю Маук, и идёт на восток Гадира, до берегов моря; и направляется, пока не подойдёт к западу Пары, и обращается назад к Аферагу, и направляется к востоку, к воде моря Миот, и направляется вдоль реки Тины, к востоку севера, пока не подойдёт к границе её воды, к горе Рафы, и обходит кругом к северу.

Рода

Потомки Гомера

Согласно Быт. , Гомер был первым сыном Иафета и имел трёх сыновей: Аскеназ , Рифат и Фогарма ( Быт. ).

Иосиф Флавий сообщает, что потомков Гомера греки называли галатами, но сам их именует гомарейцами ( киммерийцами ). Народы произошедшие от сыновей Гомера он называет следующим образом: Аскеназ — астаназийцы (у греков — регийцы), Рифат — рифатейцы («ныне пафлагонийцы»), Форгам — форгамейцы (у греков предположительно они назывались фригийцами) .

Ненний связывает имя Гомера с галлами [ источник не указан 328 дней ] .

Армянский историк Мовсес Каланкатуаци даёт более подробное описание: народ произошедший от Гомера он именует каппидокийцами, а отдельные народы, произошедшие от его сыновей: сарматы ( Аскеназ ), савроматы ( Рифат ), кавказские народы ( Фогарма , в оригинале — Торгом) [ источник не указан 328 дней ] .

Армяне и абхазы, а также народы Северного Кавказа и Поволжья считают себя потомками Фогармы (у Иосифа Флавия — фогармейцы). Грузинский историк Леонти Мровели дает подробное описание расселения 8 сынов Фогармы: Гайк ( Армения ), Картлос ( Грузия ), ( Мегрелия ), Бардос , и Эрос (античная Кавказская Албания ), Кавкас и Лекос ( Северный Кавказ ) .

Более поздние свидетельства (в частности письмо хазарского царя Иосифа ), также причисляют к потомкам Фогармы хазар, булгар, тюрков и угро-финские народы [ источник не указан 328 дней ] .

Потомки Магога

Информация о потомках Магога крайне скудна. Большинство древних историков сближают потомков Магога с потомками Гомера, в частности Иосиф Флавий называет «народ Магога» — скифы (которых также связывают с потомками Аскеназа, сына Гомера). Ненний также отмечает, что потомками Магога, помимо скифов были также и готы .

Армянские историки Ованес Драсханакертци и Мовсес Каланкатуаци называют потомками Магога галатов и кельтов.

У арабов Гог и Магог известны под именами Яджудж и Маджудж соответственно .

Потомки Мадая

Имя Мадая уверенно ассоциируется с древним народом мидян. Апокрифическая Книга Юбилеев сообщает нам следующие подробности:

И Мадай увидел страну моря, и она понравилась ему, и он выпросил её себе у Елама и Ассура и Арфаскада, брата его жены, и жил в стране Мидакин (Мидийской стране) вблизи брата своей жены до сего дня; и он назвал своё место обитания и место обитания своих детей Медекин, по имени их отца Мадая.

Потомки Иавана

Согласно Книге Бытия , у Иавана (Явана) было четыре сына: Елиса , Фарсис , Киттим и Доданим . Большинство древних историков уверенно связывают эту ветвь с (эллинами) греками, дарданами и некоторыми другими племенами Балкан и Анатолийского полуострова.

Потомки Фувала

Армянские историки Ованес Драсханакертци и Мовсес Каланкатуаци полагали что потомками Фувала были фессалийцы , обитатели северо-востока Эллады — Фессалии. Книга Юбилеев локализует его потомков вблизи удела Луда (Лидия) — на северо-западе Турции.

Потомки Мешеха

Библия ( Иез. ) упоминает Мешеха (и его род) вместе с Фувалом и Иаваном, из чего некоторые исследователи делают вывод, что первоначальное место расселения его потомков находилось в районе Анатолии (современная Турция ).

Драсханакертци и Каланкатуаци идентифицируют потомков Мешеха с иллирийцами. Ненний и Иосиф Флавий называют их каппидокийцами.

Созвучие имени Мешеха (Мосоха) с названием Москвы породило множество спекуляций на эту тему. Так, в частности В. Н. Татищев среди прочих версий происхождения славян приводит и такую, согласно которой московиты были потомками легендарного Мешеха.

Потомки Фираса

По мнению Иосифа Флавия, седьмой сын Иафета — Фирас (Тирас) был родоначальником фракийцев , союза племён, локализованного на юго-западном побережье Чёрного моря ( Болгария , Румыния , Молдавия , северо-восточная Греция , европейская и северо-западная часть азиатской Турции , восточная Сербия и часть Македонии ).

Альтернативные генеалогии

Данные из внебиблейских источников не всегда совпадают с классической «таблицей народов» из Книги Бытия .

Мнения поздних арабских авторов

Поздние арабские авторы дают следующие списки потомков Иафета:

  • По Мухаммеду Аль-Кальби: Рум, Саклаб, Армини и Ифранджа;
  • По : Юнан, Саклаб, Бургар, Бурджан, Буртас и Фарс ;
  • По Табари: Турк , Саклаб, Яджудж и Маджудж ;
  • По Ибн-Батрику: Турк, Баджнак, Тагазгаз, Тибет, Яджудж и Маджудж, Хазар , Аллан , Абхаз, Санария, Джурджан, Рус и т. д.;
  • По Масуди: Ифранджа, Саклаб, Нукабард, Ашбан, Яджудж и Маджудж, Турк, Хазар, Джалалика и т. д.

Яфетиды в русской традиции

Согласно « Повести временных лет », написанной Нестором Летописцем в XII веке, к яфетидам относятся следующие народы и племена: армяне , русь , чудь , пермь , печера , емь , югра , литва , зимегола , корсь , летгола , ливы , ляхи , пруссы , варяги , свеи , урмане , гуты , англяне , галичане , валахи , римляне , немцы , корлязи , венедийцы , фряги , славяне , балты , финно-угры , германцы , кельты и романские народы .

Примечания

  1. . Дата обращения: 20 апреля 2019. 26 марта 2019 года.
  2. Например, от 1 апреля 2019 на Wayback Machine ,
  3. . Дата обращения: 23 мая 2018. 23 мая 2018 года.
  4. . Дата обращения: 23 мая 2018. 23 мая 2018 года.
  5. Файзрахманов Г. Л. Древние тюрки в Сибири и Центральной Азии. — Казань: Мастер Лайн, 2000. — С. 89. — 188 с. — ISBN 5-93139-069-3 .
  6. Абулгази . . Перевод Г. С. Саблукова.
  7. В других переводах Абульгази, например у , имена сыновей Иафета могут транскрибироваться по-другому.
  8. А. П. Лопухин . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  9. [Иосиф Флавий, phttp://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/01.html от 25 декабря 2019 на Wayback Machine Иудейские древности], I.6]
  10. Мровели Леонти. / Перевод с древнегрузинского, предисловие и комментарии Г. В. Цулая. — М. : Наука, 1979. — С. 44. 31 декабря 2021 года.
  11. Пиотровский М.Б. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 119. — 315 с. — 50 000 экз. ISBN 5-02-016941-2 .
  12. . Дата обращения: 18 ноября 2008. 8 марта 2009 года.

Источники

  • (недоступная ссылка)
  • .
Источник —

Same as Яфетиды