Interested Article - Тейхмюллер, Густав

Гу́став Тейхмю́ллер ( нем. Gustav Teichmüller , 19 ноября 1832 , Брауншвейг 22 мая 1888 , Дерпт ) — немецкий философ -идеалист и историк философии, профессор Юрьевского университета , создатель философской доктрины персонализма , именуемой также спиритуализмом или панпсихизмом . Оказал влияние на развитие философии в России, где явился основателем Юрьевской философской школы .

Биография

Густав Тейхмюллер родился в Брауншвейге в семье офицера, закончил местную гимназию. В 1852 году поступил в Берлинский университет , где под руководством профессора А. Тренделенбурга изучал античную философию . В 1856 году получил степень доктора философии в Галле , занимался частным преподаванием. В 1858—1859 годах, состоя домашним учителем в семье прусского посла в России генерала Вертера , преподавал древние языки в петербургской школе Св. Анны. В Петербурге женился на одной из своих учениц, которая, однако, вскоре по выезде за границу умерла . В 1860 году покинул Россию, был приват-доцентом в Гёттингене , где познакомился с Р. Г. Лотце , оказавшим влияние на его философские взгляды . С 1867 года был профессором в Гёттингене, с 1868 — в Базеле , был избран деканом философского факультета. В 1870 году был приглашён на должность профессора в Дерптский университет , где преподавал до конца жизни. Скончался в 1888 году в Дерпте .

В период работы в Дерпте Тейхмюллер написал свои основные философские сочинения и создал свою оригинальную философскую систему. Здесь у него сложился круг последователей, который иногда называют Юрьевской философской школой. В число его учеников входили Е. А. Бобров , В. Ф. Лютославский , Я. Ф. Озе и другие . Идеи Тейхмюллера получили признание главным образом в России, где оказали влияние на таких мыслителей, как А. А. Козлов , С. А. Аскольдов , Н. О. Лосский и В. С. Шилкарский .

Учение

Как историк философии, Тейхмюллер выделял четыре основных философских направления: позитивизм , материализм , идеализм и четвёртое, основателем которого он считал Г. В. Лейбница и которое называл персонализмом ; к этому последнему направлению он причислял и себя. Значительная часть сочинений Тейхмюллера посвящена критике трёх других философских направлений, основанных, по его мнению, на неправильном толковании понятия бытия .

Понятие бытия является ключевым в философии Тейхмюллера. Согласно Тейхмюллеру, источником этого понятия является интеллектуальная интуиция , соотносящая между собой элементы непосредственного сознания. Анализируя непосредственное сознание , мы обнаруживаем в нём три элемента: содержание сознания, его деятельности и связующее их «я» . Таким образом мы получаем понятие трёх родов бытия: бытия идейного, бытия действительного и бытия субстанционального. К области идейного бытия относятся идеи , составляющие содержание сознания, например, тёплое и холодное, чёрное и белое, круглое и квадратное. К области действительного бытия относятся деятельности сознания, например, акты ощущения, памяти, внимания, желания и т. п. Наконец, к области субстанционального бытия относится само наше «я», объединяющее в себе свои деятельности и их содержания . Субстанциональное бытие является основой двух других, ибо «я» присутствует во всех своих деятельностях и объемлет все их содержания. Отсюда выводится общее понятие бытия, определяемое как «сознание субстанцией самой себя, своих деятельностей и их содержания в их взаимном отношении и единстве» .

Понятие о внешнем мире строится нами по аналогии с нашим «я» и понимается как множество подобных нам субстанциональных единств. Все субстанции существуют вне пространства и времени; пространство и время суть только перспективные формы порядка, в которых наше «я» размещает содержания своих деятельностей . Так называемый материальный мир есть лишь бессознательная проекция субстанцией вовне чувственных образов, возникших вследствие её взаимодействия с другими субстанциями. Все субстанции состоят между собой в отношении координации, так что деятельность одной производит изменения в деятельностях других. Субстанции находятся на разных ступенях самосознания : субстанции с развитым самосознанием становятся личностями , отсюда и само учение Тейхмюллера именуется «персонализмом» .

Ошибку других философских систем Тейхмюллер видел в том, что они ищут подлинную реальность не в бытии мыслящего субъекта, а в чём-то ином. Так, материализм полагает единственной реальностью материальные вещи , то есть созданные самим же субъектом проекции своих чувственных ощущений. Идеализм, начиная с Платона и кончая Гегелем , ищет реальность в общих понятиях , которые суть лишь продукты мысли того же субъекта. Наконец, позитивизм вообще отказывается от поиска сущностей и субстанций и признаёт реальностью одни лишь явления , отрицая и то, что в них является, и того, кому они являются. Таким образом, все три направления отрицают того несомненного носителя всяческой реальности, который дан нам в непосредственном сознании и которого мы именуем словом «я» .

Сочинения

  • «Aristotelische Einteilung der Verfassungsformen», 1859;
  • «Die Einheit der Aristotelischen Eudämonie», 1859;
  • «Aristotelische Forschungen», 1867—1873;
  • «Unsterblichkeit der Seele», 1874;
  • «Studien zur Geschichte der Begriffe», 1874;
  • «Neue Studien zur Geschichte der Begriffe», 1876;
  • «Die Platonische Frage», 1876;
  • «Darwinismus und Philosophie», 1877;
  • «Frauenemancipation», 1877;
  • «Die Reihenfolge der Platonischen Dialoge», 1879;
  • «Das Wesen der Liebe», 1880;
  • «Paedagogisches», 1881;
  • «Die wirkliche und die scheinbare Welt», 1882;
  • «Die Religionsphilosophie», 1886;
  • «Neue Grumdlegung der Psychologie und Logik», 1889;

в русском переводе:

  • «Дарвинизм и философия», Юрьев, 1894;
  • «Бессмертие души», Юрьев, 1895;
  • «Действительный и кажущийся мир». Казань, 1913.

Примечания

  1. Петруня О. Э. 26 апреля 2013 года. // С. А. Аскольдов. Гносеология: Статьи. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 200 с.
  2. Лосский Н. О. Типы мировоззрений // Н. О. Лосский. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. — 408 с.
  3. Козлов А. А. Настоящее положение панпсихизма, истинного преемника идеализма в развитии философского знания // Своё слово. — С.-Петербург, 1898, № 5.
  4. Ивлева М. И. Философская школа Юрьевского университета и её место в российской философской культуре // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 4. — С. 35—40.
  5. Бобров Е. А. от 14 марта 2014 на Wayback Machine // Философия в России. Материалы, исследования, заметки. Выпуск 1. — Казань, 1899.
  6. Козлов А. А. от 14 марта 2014 на Wayback Machine // Вопросы философии и психологии. — М., 1894. — Год V, кн. 4—5.
  7. Бобров Е. А. от 12 марта 2014 на Wayback Machine . — Казань, 1898.
  8. С. Алексеев. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Литература

  • Алексеев С. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Козлов А. А. // Вопросы философии и психологии. — М., 1894. — Год V, кн. 4—5.
  • Бобров Е. А. . — Казань, 1898.
  • Бобров Е. А. // Философия в России. Материалы, исследования, заметки. Выпуск 1. — Казань, 1899.
  • Румер И. Б. // Вопросы философии и психологии. — М., 1914. — Кн. 124. — С. 384—399.
  • Румер И. Б. // Вопросы философии и психологии. — М., 1915. — Кн. 126. — С. 62—105.
  • Хайнер Швенке . Теория познания как онтология. Новый взгляд на философию Густава Тейхмюллера // Исследования по истории русской мысли: ежегодник за 2006—2007 гг. / под ред. М. А. Колерова и Н. С. Плотникова. — М.: Модест Колеров, 2009. — С. 211—239.
  • Хайнер Швенке Интернациональный философ: О научном архиве Густава Тейхмюллера (1832—1888) в Базеле // Исследования по истории русской мысли: ежегодник за 2006—2007 гг. / под ред. М. А. Колерова и Н. С. Плотникова. — М.: Модест Колеров, 2009.
  • // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  • Петруня О. Э. // С. А. Аскольдов. Гносеология: Статьи. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 200 с.
Источник —

Same as Тейхмюллер, Густав