Interested Article - Смерть Марии

«Смерть Марии» — картина итальянского художника Караваджо , одного из крупнейших представителей барокко .

Догматические вопросы о смерти и Вознесении Девы Марии витали в воздухе задолго до картины Караваджо и оставались нерешёнными вплоть до конца XX века, когда сначала в 1950 году папа Пий XII провозгласил догмат о Вознесении Девы, оставив в стороне факт её физической смерти, и лишь 1997 году этот факт был подтверждён Иоанном Павлом II . Однако в католическом мире веками господствовало убеждение, что Мария была принята на небо живой, и это нашло отражение во множестве произведений искусства. Картина Караваджо оказалась последней крупной работой в католическом искусстве, на которой показана смерть Марии без малейшего намёка на Вознесение.

История

Картина была заказана папским адвокатом Лаэрцо Черубини для кармелитской церкви Санта Мария делла Скала в районе Трастевере . Конечный результат работы вызвал отрицательную реакцию. Придворный врач папы Урбана VIII Джулио Манчини счёл, что Караваджо использовал в качестве натурщицы для Девы Марии проститутку, утонувшую в Тибре, или любовницу . Джованни Беллори считал, что неприятие картины вызвано неподобающей позой Девы Марии . Так или иначе, приход отказался принять картину, заменив её картиной Карло Сарачени , одного из последователей Караваджо .

По рекомендации Рубенса , увидевшего в картине одну из лучших работ Караваджо, её приобрёл Винченцо Гонзага , герцог Мантуи . Посол герцога Джованни Маньи устроил недельную выставку картины в своём доме на Виа дель Корсо со строжайшим запретом на копирование . До того, как покинуть Рим, картина выставлялась на две недели в Академии святого Луки , но Караваджо к тому моменту уже сам навсегда сбежал из Рима из-за убийства Рануччо Томассони.

Коллекция герцога была продана английскому королю Карлу I в 1627 году. После казни Карла в 1649 году Английская республика выставила коллекцию на продажу, и её приобрёл известный коллекционер Жабак. В 1671 году он продал её Людовику XIV для королевской коллекции, где она и оставалась вплоть до Французской революции , после которой перешла в собственность государства . В настоящее время картина хранится в Лувре.

Описание

По тематике, серьёзности и фотографическому натурализму картина близка к «Положению во гроб» Караваджо из Ватиканской пинакотеки . Персонажи изображены почти в натуральную величину. Мария, лежащая с откинутой головой, в простом красном уборе, написана с суровым скорбным реализмом. Караваджо полностью отказался от иконографической традиции подчёркивать святость Богоматери, и в её изображении не осталось набожного трепета, свойственного картинам на религиозную тематику, кроме чуть заметного нитевидного нимба .

Композиция выстроена вокруг Марии — центральной темы картины. Её окружают сломленные апостолы с Марией Магдалиной . Остальные персонажи в беспорядке стоят позади. Скученность людей и их манерные позы акцентируют взгляд зрителя на бездыханном теле. Караваджо, мастер мрачных тёмных полотен, избегает маньеристских приёмов изображения многообразия эмоций. Он показывает великую скорбь не выражением лиц, но стремлением спрятать их в ладони, словно утверждая, что настоящее горе — в скорбном молчании, а не бдении плакальщиц. Не следуя каноническим деталям сюжета, Караваджо наполняет приглушённую сцену необыкновенной монументальностью, усиливая драматический эффект кроваво-красным полотнищем в верхней половине картины .

Художник использует малейшие нюансы светотени для придания объёма персонажам и их одеяниям. Но в первую очередь этот приём передаёт физическое присутствие усопшей, лежащей под ярким чистым светом. Распределение освещения заставляет глаз зрителя двигаться от лица Девы к скорбно склонившейся Магдалине, далее к фигурам апостолов и, наконец, ко всей картине целиком .

Влияние

«Смерть Марии» является наглядным примером иконографической революции, устроенной Караваджо на рубеже XVI—XVII веков. Дистанцировавшись от претенциозной маньеристской моды, художник ввёл в искусство новый мощный и энергичный стиль. Он поставил задачу переноса на полотно подлинных человеческих эмоций, не связанных условностями изображения святости, и оказал этим значительное влияние на развитие концепций изобразительного искусства XVII века .

Примечания

  1. Parks, N. Randolph. (англ.) // (англ.) : journal. — 1985. — July ( vol. 127 , no. 988 ). — P. 438—448 . 28 марта 2017 года.
  2. Askew, Pamela. (неопр.) . — Princeton New Jersey: Princeton University Press , 1990. — ISBN 0691039836 .
  3. Langdon, Helen. (неопр.) . — Westview Press , 2000. — ISBN 9780813337944 .
  4. (фр.) — 1975.
  5. . Дата обращения: 9 октября 2015. 28 марта 2014 года.
  6. Friedlaender, Walter. Caravaggio Studies (неопр.) . — 1974. — Princeton, New Jersey: Princeton University Press , 1955. — С. 195—197. — ISBN 0691003084 .
  7. Bellori, Giovanni Pietro. (итал.) . — Rome: Mascardi, 1672. — С. 213. 6 мая 2016 года.
  8. Hibbard, Howard. Caravaggio (неопр.) . — Oxford: Westview Press , 1985. — С. 198—206. — ISBN 9780064301282 .
  9. Graham-Dixon, Andrew. (неопр.) . — (англ.) , 2011. — ISBN 9780241954645 .
  10. Vodret, Rossella; Belinda Granata. Not Only Caravaggio // (неопр.) / Rossella Vodret. — Milan: Skira Editore S.p.A., 2012. — Т. Essays. — С. 64. — ISBN 9788857213873 .
  11. Alfandari, Agnes . . Дата обращения: 17 декабря 2012. 13 февраля 2023 года.

Ссылки

Источник —

Same as Смерть Марии