Interested Article - Санаин

Санаин ( арм. Սանահին ) — памятник армянской архитектуры , средневековый монастырь, один из главных средневековых культурных центров Северной Армении . Церковный комплекс датирован X—XIII веками. При Санаине были скрипторий , где переписывались книги, библиотека и академия ( чемаран ) . Находился в селе Санаин — ныне в границах города Алаверди ( Лорийская область , Армения). Санаин вместе с монастырём Ахпат внесён в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО .

Монастырь расположен на небольшом горном плато, в каньоне реки Дебед , на высоте 1000 м над уровнем моря всего в нескольких километрах к западу от Ахпата. По другую сторону реки находится город Алаверди , путь от которого в монастырь начинается у древнего Санаинского моста .

История и описание монастыря

План Санаина
Общий вид на монастырь

Точная дата основания монастыря не установлена. Его возникновение, согласно легендам, относится к IV веку . Однако древнейшая постройка, сохранившаяся до наших дней — церковь Аствацацин (церковь Богоматери) — была построена в 951 году. Остальные монастырские здания датируются X—XIII вв. Во второй половине X века рядом с церковью Аствацацин была возведена её увеличенная копия — храм Аменапркич (храм Всеспасителя). Здания соединили перекрытием, и образовалась галерея, которой дали имя известного учёного Григора Магистроса , который преподавал в Санаине философию , риторику и математику .

Санаин владел обширными земельными угодьями, численность братии в X XIII веках доходила до 300—500 человек, среди которых были учёные, деятели культуры. Предполагают, что это были армянские священнослужители, которые были изгнаны из Византии императором Романом I Лакапином . В этот период Санаин приобрёл значение просветительского центра Армении, школа при монастыре была преобразована в Академию, известную в истории Армении как Академия Григора Магистроса Пахлавуни. Большое внимание в ней уделялось изучению гуманитарных наук, здесь преподавали выдающиеся учёные и просветители Средневековья — Теодорос, Вардан , Анания и другие, прозванные Санаинскими .

Монастырь занимает небольшую, около 2 га , территорию, в центральной части которой, вокруг главного храма Санаина — Сурб Аствацацин (ок. 934 г.) — построены церковь Аменапркич (957—962 гг.) и часовня Сурб Григор (1061), здание академии (XI в.), книгохранилище (1063), здание галереи (конец X в.), притвор (1181) и колокольня (XIII в.) .

Церковь Сурб Аствацацин — самая старая из сохранившихся сооружений монастыря. Здание, построенное из базальта , представляет собой крестово-купольный храм с четырьмя со всех сторон. Уцелевшие фрагменты штукатурки со следами росписи позволяют предположить, что интерьер церкви был украшен настенной живописью . С течением веков церковь неоднократно ремонтировалась и частично перестраивалась. Так, в 1652 году был надстроен купол .

Церковь Сурб Аствацацин
Библиотека монастыря
Хачкар — каменный резной крест

Церковь Аменапркич — самый крупный из всех памятников Санаина. В X веке она служила кафедральным собором Лорийского царства . Это сооружение относится к тому же крестово-купольному типу, что и Сурб Аствацацин, от которой её отличают только кладка, выполненная из чисто тёсанных квадров базальта, и детали, обусловленные большими размерами церкви. Памятник этой церкви — помещённая в верхней части восточного фасада скульптурная группа — цари Кюрике I и Смбат II , которые держат в руках модель храма .

Между церквями Сурб Аствацацин и Аменапркич строителями X века был оставлен узкий проход. Однако зодчие вскоре убедились в том, что частые землетрясения в этих местах могут разрушить церкви. Ими было принято находчивое и очень правильное с инженерной точки зрения решение — заполнить пространство между церквями ещё одним сооружением, которое создаст единую объёмно-пространственную композицию, значительно повысит сейсмическую устойчивость группы . Таким сооружением стала школа Академии (кон. X—нач. XI в.), композиция которой представляет каркасную конструкцию однонефной галереи с мощными арками и основой, перекрытую каменными плитами .

С запада к галерее примыкают арочные гавиты (четырёхстолпный 1185 г. и 1211 г.), трёхъярусная башнеобразная колокольня (сер. XIII в.), возвышающаяся над всеми другими постройками, наибольшее в средневековой Армении книгохранилище (1063 г.) с восьмигранным шатром , часовня Сурб Григор ( Святого Григория Просветителя , до 1061 года). Все эти сооружения сгруппированы вокруг старейшей церкви. Единство и компактность комплекса достигнуты благодаря мастерству зодчих, которые в течение трёх веков тщательно перенимали знания и опыт своих предшественников и возводили свои творения с учётом построенных ранее. Фасады большинства зданий гладкие, монолитные. Изнутри все сооружения украшены резьбой по камню, барельефами , другими декоративными элементами, в том числе привнесёнными из светской архитектуры .

Книгохранилище Санаина — крупнейшее средневековое книгохранилище Армении. Возведено оно было на средства и по приказу царевны Грануш. В нём хранились не только манускрипты , но и разная ценная утварь монастыря. Квадратное в плане помещение книгохранилища увенчано восьмигранным шатром. Основной свет в течение дня проникает в помещение через круглое отверстие в его вершине, оно же служит и для вентиляции . Роль шкафов здесь играли десять ниш — разнообразные по величине, форме и высоте. Для защиты помещения книгохранилища от солнца, ветра, дождя и снега, создания перед ним своеобразного климатического «шлюза» — вдоль его южной стены была возведена галерея, которая использовалась не только как место для бесед, но и как усыпальница знатных особ. В ней до сих пор сохранилось надгробие княгини Нарджис, сестры Закаре и Иване Захаридов .

Притвор монастыря в Санаине сооружён на месте более раннего, разрушенного иностранцами и землетрясением. Новое помещение представляет собой квадратный в плане зал, украшенный четырьмя центральными колоннами . Шатёр притвора вытянут по высоте, это впечатление усиливается его восьмигранной формой со световым отверстием, сосредоточивает взгляд зрителя на голубом небе, что виднеется в вышине. В отличие от большинства притворов, двери здесь устроены в северной стене. Это сделало более удобным его связь с другими службами монастыря. Лаконичные внешние формы притвора дошли до нас без существенных изменений. Последним монументальным сооружением монастыря была колокольня — квадратная в плане трёхэтажная башня, увенчанная шестиколонной ротондой , в которой висели колокола. Три её различных по назначению этажа использовались так: первый, сегодня основательно перестроенный, служил монастырским складом; второй, состоящий из трёх небольших пристроек, использовался как храм; в просторном и светлом помещении третьего этажа, вероятно, работали переписчики рукописей .

На территории монастыря, близ основной группы зданий имеется ряд других сооружений — усыпальница князей Закарянов и Аргутинских-Долгоруких 1189 года ; часовня Сурб-Саркис , церковь Сурб-Карапет и др. В ущелье реки Дебед вблизи монастыря Санаин — однопролётный арочный мост (1192), украшенный фигурами диких кошек и посвятительными надписями одной из княгинь из рода Захаридов.

В усыпальнице семьи Захаридов , в частности, похоронен Иван Закарян. Его не менее известный брат, Закарэ, как вероотступник (он принял православие ) лишился права быть похороненным в семейной усыпальнице .

За пределами монастыря сохранилась церковь Сурб Арутюн XIII века. Это миниатюрное, квадратное в плане здание со сводчатым залом и двускатной крышей . От других эта церковь отличается наличием двух алтарных апсид , что делает её, скорее всего, поминальной часовней. Её правый алтарь был посвящён Воскресению , левый — Святому Григорию, в память, вероятно, Григора Тутеворди, чей надгробный хачкар находится на территории монастыря .

К востоку от Санаина на вершине лесистого холма стоит церковь Сурб Карапет . Это небольшая однонефная базилика со сводчатым перекрытием, с северной стороны к ней примыкают два миниатюрных боковых алтаря. Построена церковь в начале XI века и интересна тем, что её нижние части сложены из тёмно-зелёного кварцита кладкой «рыбья кость». Обрамление же проёмов и верхней части церкви сложено из чисто тёсаных блоков базальта .

В Санаине, как и в Ахпате, изучали гуманитарные науки, богословие , занимались живописью , миниатюрами и каллиграфией . Этим обстоятельством во многом объясняется композиционное сходство двух монастырей. Архитектурные детали и декор сооружений имеют так много общего, что это позволяет сделать предположение о принадлежности их мастеров к одной школе. Несомненно, что оба монастырских комплекса представляют собой лучшие образцы эпохи расцвета армянской религиозной архитектуры, уникальный стиль которой сформировался при смешивании византийских и местных кавказских традиций .

Турки-сельджуки в 1064 году, а затем и персы в 1104 году разграбили собор вместе с другими храмами Санаина. Дело довершило землетрясение 1139 года , которое значительно повредило весь ансамбль памятников . Вторжение монголов в 1235 году приводится в качестве причины общего упадка монашеской жизни и последующего распада самого монастыря. После этого и других вторжений, большая часть монастыря была разрушена, в том числе жилые помещения монахов, притвор десятого века, могила Кюрикянов . Следующие реставрации XII—XIX веков, восстановив вид церквей, не вернули им былого великолепия внутреннего убранства .

В 2010 году Санаин посетил премьер-министр Армении Тигран Саркисян , который отметил, что для восстановления монастыря нужна комплексная программа, которая будет разработана межведомственной комиссией во главе с министром культуры Армении Асмиком Погосяном . При этом Саркисян заявил, что также не решён вопрос правового статуса Санаина — несмотря на то, что правительство уже приняло решение передать Санаин Первопрестольному святому Эчмиадзину , однако необходимые правовые процедуры ещё не завершены. По оценкам специалистов, на восстановительные работы Санаинского комплекса необходимо 200 млн. драмов (около 503,6 тыс. долларов США ) .

Галерея

Примечания

  1. от 2 октября 2015 на Wayback Machine / Сост. Г. Г. Кузьмина; Ред. Э. Г. Туманян. — М. , 1974. — С. 8 — 22 с. — 1000 экз.
  2. Б. Н. Аракелян . Санаин // Советская историческая энциклопедия. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961—1976.
  3. . Дата обращения: 16 октября 2010. 26 декабря 2018 года.
  4. Мишель Строгов, Пьер-Кристиан Броше, Доминик Озиас. . — Авангард, 2007. — С. 159—161. — 208 с. — ISBN 978-5-86394-300-8 .
  5. Крогиус В. Р. , Максаковский Н. В.
  6. Санаин // Популярная художественная энциклопедия. Под ред. Полевого В. М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.
  7. . Дата обращения: 15 июня 2010. Архивировано из 28 августа 2007 года.
  8. . Дата обращения: 15 июня 2010. Архивировано из 12 марта 2016 года.

Литература

Ссылки

  • Большая Советская Энциклопедия, статья «Санаин»
Источник —

Same as Санаин