Interested Article - Иванов, Сергей Васильевич
- 2020-06-28
- 1
Серге́й Васи́льевич Ивано́в ( 16 июня 1864 , Руза , Российская империя — 16 августа 1910 , д. Свистуха , Дмитровский уезд, Московская губерния , Российская империя ) — русский живописец , академик Императорской Академии художеств .
Биография
Ранние годы
Сергей Иванов родился 4 (16) июня 1864 , в городке Руза Московской губернии в семье акцизного чиновника. Художественные наклонности у него проявились рано, однако его отец считал, что художника из сына не выйдет и, не видя разницы между живописью и черчением, прочил сына в инженеры. Так после окончания уездного училища в 1875 году в возрасте 11 лет Сергей, по воле отца, поступил в Константиновский межевой институт .
Институт тяготил его, и по совету П. П. Синебатова, сослуживца отца, «вечного студента» Академии художеств и с благословения В. Г. Перова , высоко оценившего его рисунки, 14-летний Сергей Иванов как «вольный посетитель сверх контингента» с осени 1878 года начинает заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества , куда в следующем году поступил, оставив межевой институт. В училище Иванов занимался до 1882 года. Среди его наставников были И. М. Прянишников , Е. С. Сорокин .
С 1882 по 1884 год Сергей Иванов учился в петербургской Академии художеств . Там были написаны «Слепцы» (1883, ЕМИИ ).
Занятия в Академии проходили успешно, однако неудовлетворенность академическими порядками и материальные затруднения вынудили Иванова, уже перешедшего в последний, натурный, класс, покинуть Академию и переехать в Москву . В 1884 Сергей возвратился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и закончил его в 1885 году.
К последнему периоду обучения относятся картины «Больная» (1884, местонахождение неизвестно), «У кабака» (1885, местонахождение неизвестно), «К помещице с просьбой» (1885; местонахождение неизвестно), «У острога» (1884—1885, ГТГ ), «Агитатор в вагоне» (1885, ГЦМСИР ). К этому времени относится начало работы над темой переселенчества (цикл 1885—1890 гг.).
Переселенческая тема (1885—1889)
Уже на последних курсах Сергей Иванов обращается к острым социальным проблемам. В частности, его внимание привлекло характерное для русской деревни последней четверти XIX века явление: во второй половине 1880-х годов началось переселение в Сибирь . После реформы 1861 года возникла необходимость в решении земельного вопроса. Правительство видело выход в переселении безземельных крестьян в этот обширный малозаселённый край. Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель». В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о « Беловодье » или « », навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. Трагедия безземельных крестьян, уходивших со своих исконных мест, из центральных губерний на окраины страны — в Сибирь и сотнями гибнущих в пути, — вот основная мысль цикла картин Иванова. Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах.
Испросив в Московском художественном обществе свидетельство на «проезд и жительство» в ряде губерний от Московской до Оренбургской , Иванов расстается с училищем, не получив даже свидетельства на звание учителя рисования. С этого времени Иванов становится своеобразным летописцем трагического явления в жизни русского пореформенного крестьянства.
В 1885—1889 Иванов проехал по Самарской, Саратовской, Астраханской и Оренбургской губерниям и по личным впечатлениям создал серию живописных работ, рисунков и литографий — «Переселенцы», в которых правдиво показал трагическую судьбу крестьян.
Художественный критик Сергей Глаголь (псевдоним С. С. Голоушева) так рассказывает об этом периоде жизни и творчества Иванова:
… Десятки вёрст прошёл он с переселенцами в пыли русских дорог, под дождём, непогодой и палящим солнцем в степях, много ночлегов провёл с ними, заполняя свой альбом рисунками и заметками, много трагических сцен прошло перед его глазами, и в голове его сложился ряд картин, действительно способных нарисовать эпопею русских переселений.
В картинах и рисунках Иванова предстают ужасающие сцены переселенческой жизни. Надежда и отчаяние, болезни и смерть рядом с людьми, странствующими по просторам России. В эти годы написаны картины: «На новые места. Русь идёт!» (1886, Зарайский кремль ; эскиз 1885, НХМ РБ ), «Переселенцы. Ходоки» (1886, БГХМ им. М. В. Нестерова ), «Обратные переселенцы» (1888, Национальная галерея Республики Коми) и первая серьёзная картина художника «В дороге. Смерть переселенца» (1889, ГТГ ), принёсшая молодому художнику известность.
Следующим разделом социальной эпопеи Иванова была «арестантская серия». Работа над ней по времени иногда смыкалась с «переселенческим циклом»; тогда же художник создал: «Беглый», эскиз (1886, ГТГ), «Бунт в деревне» (1889, ГЦМСИР ), «Отправка арестантов» (1889, ГЦМСИР ), «Бродяга» (1890, местонахождение неизвестно). Картина «Этап» (1891, картина погибла, вариант в Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева) словно подытоживает «арестантскую серию».
На рубеже 1889—1890 годов Сергей Иванов наряду с Серовым , Левитаном , Коровиным — признанный лидер среди московских художников молодого поколения. Тогда же он посещал поленовские «рисовальные вечера», которые организовывали В. Д. Поленов и его супруга, и находил там поддержку и одобрение.
Период исторических произведений
С середины 1890-х годов начинается новый период в творчестве художника, связанный с созданием исторических произведений. В исторической живописи Иванова есть черты, роднящие его с искусством Сурикова и Рябушкина . Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты («Смута», 1897, Музей-квартира И. И. Бродского); «По приговору веча», 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. Иванов чутко улавливает живописные искания времени; его произведения этих лет приобретают особую колористическую звучность.
В 1899 году Сергей Иванов был принят в « Товарищество передвижников ». В настоящее время его, наряду с Архиповым , Рябушкиным, причисляют к «поздним передвижникам» , то есть ко второму поколению художников-передвижников, существенно обновивших изобразительный язык представителей старшего поколения .
Однако поиск иных тем и способов выражения внутреннего состояния продолжался. Иванов, неудовлетворенный (по его словам) «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души». Он постепенно, возможно, под влиянием работы на пленэре изменил свой рисунок и палитру. Это произошло в 1903, в годы создания Союза русских художников , в котором Иванов сыграл определённую роль. Художник обратился к историческому жанру, писал портреты своих близких, иллюстрировал книги. Он оставался художником-реалистом, несмотря на наступившие времена поисков, модерна , отказа от предметного искусства.
Иванов выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья — в духе стиля модерн — почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия» (Приезд иностранцев в Москву XVII столетия, 1901); «Царь. XVI век» (1902), Поход москвитян. XVI век, 1903). В них художник по-новому взглянул на историческое прошлое родины, изображая не героические моменты событий, а сцены быта из древнерусской жизни. Некоторые образы написаны с оттенком иронии , гротеска . В 1908-13 годах выполнил 18 работ для проекта « Картины по русской истории ».
Революционные годы — последние годы
В 1905 году Сергей Васильевич стал обладателем почетного звания академика.
Своеобразные черты нервного «протоэкспрессионизма» с особой силой проступили у него в образах первой русской революции , в том числе в знаменитой картине «Расстрел» (1905, Историко-революционный музей «Красная Пресня», филиал ГЦМСИР ), поразившей современников пронзительно отчаянным звучанием протеста.
Во время вооруженного восстания 1905 года в Москве он был его свидетелем и участником — оказывал помощь раненым в уличных боях студентам прямо в здании Московского университета на Моховой улице . Сохранились его рисунки жандармов и казаков, которые во время восстания квартировали в Манеже , возле Кремля . Картину, о которой пойдет речь, Иванов не показал даже своим близким. Поэтому неизвестно точно, как он хотел её назвать. Картину после смерти художника обнаружила его жена и показала её на посмертной выставке под названием «Эскиз», хотя это законченная работа. Название «Расстрел» картина получила уже при советской власти .
Позже художник работает над картиной «Едут! Карательный отряд» (1905—1909, ГТГ ).
Он преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1899—1906), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900/1903-1910).
Был участником выставок Московского общества любителей художеств (1887, 1889, 1894), Товарищества передвижников (1887—1901), «36 художников» (1901, 1902), «Мир искусства» (1903), Союза русских художников (1903—1910).
Плодотворно работал и как мастер офорта и литографии, а также как иллюстратор произведений Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и др.
Умер Иванов в возрасте 46 лет от сердечного приступа 3 (16) августа 1910 года у себя на даче в деревне Свистуха на берегу речки Яхромы.
Галерея
-
«Переселенцы. Ходоки». 1886 .
-
«Торг в стане восточных славян».
-
«Съезд князей в Уветичах», 1910
-
«Смотр служилых людей», не позднее 1907
-
«На сторожевой границе Московского государства». 1907 . Картина для издательства И. Н. Кнебеля. Местонахождение неизвестно.
-
« Юрьев день ». 1908 .
-
«Жильё восточных славян.» 1909
-
«Стрельцы»
-
«Смутные времена»
-
«Баскаки». 1909
Примечания
- , с. 81.
- (неопр.) . Радиостанция « Эхо Москвы » (24 июня 2007). Дата обращения: 8 апреля 2013. 2 апреля 2015 года.
- (неопр.) . Русская живопись . сайт «Энциклопедия русской живописи». Дата обращения: 8 апреля 2013. 29 апреля 2013 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 9 июня 2008. 20 апреля 2008 года.
Литература
- «1989. Сто памятных дат». Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988. Статья В. Петрова.
- А. Ф. Дмитриенко, Э. В. Кузнецова, О. Ф. Петрова, Н. А. Федорова. «50 кратких биографий мастеров русского искусства». Ленинград, 1971 г. Статья А. Ф. Дмитриенко.
- С. Н. Кондаков. . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 (Часть биографическая). — С. 81. — 459 с.
Ссылки
- 2020-06-28
- 1