Доисторическая Корея
- 1 year ago
- 0
- 0
Доисторический период в истории Скандинавии охватывает время с момента появления первых людей на этой территории и до появления первых письменных памятников.
Костные останки неандертальцев на территории Скандинавии не обнаружены; сделанные в начале XX века в пещерах находки якобы « мустьерских » каменных орудий подвергаются в настоящее время сомнению. После этого Скандинавия на длительное время скрылась под ледяным щитом.
Кроманьонцы появились в Скандинавии в конце последнего оледенения , примерно 13—14 тысяч лет назад. Это были носители Аренсбургской культуры , охотники-собиратели, обитавшие у самой кромки ледникового щита. В то время часть территории современной Швеции и Норвегии находилась под водой, а линия побережья существенно отличалась от современной. На территории Норвегии обитали носители культуры Бромме . Две указанных археологических культуры настолько похожи друг на друга, что ряд исследователей предлагал объединить их под названием «культура Люнгбю». Процесс таяния ледяного щита, начавшийся в конце верхнего палеолита, продолжается по настоящее время. Этот процесс оказал сильное влияние на ландшафт Скандинавии и особенности развития местных доисторических культур.
Около 10-8 тыс. до н. э. на месте бывшего Балтийского ледникового озера образовалось замкнутое Анциловое озеро .
Палеогенетикам удалось извлечь ДНК трёх человек, живших около 9880-9540 лет назад, из слюны, извлечённой из фрагментов дёгтя с мезолитической стоянки Хасеби-Клев (Huseby Klev) на западе Швеции. У всех трёх индивидуумов мтДНК принадлежала к гаплогруппе U5a 2d [1] .
В результате таяния ледников Анциловое озеро соединяется с Атлантическим океаном; на его месте образуется меньшее по размеру Литориновое море , берега Скандинавии постепенно приближаются к современным очертаниям.
В 7 тысячелетии до н. э., когда северные олени и охотники на них мигрировали на север Скандинавии, её уже покрыли леса. В это время на территории Дании и юга Швеции развивается культура Маглемозе (7500—6000 г. до н. э.), а к северу от неё, в Норвегии и на большей части юга Швеции, развивается культура Фосна-Хенсбака , привязанная в основном к побережью лесной зоны и характеризующаяся использованием огня, лодок и каменных орудий, с помощью которых обитатели этих мест выживали в суровых условиях северной Европы.
Из раскопок в Мутале на восточном берегу озера Веттерн известны останки семи мужчин, живших в эпоху мезолита ∼8000 лет назад. Они имели митохондриальные гаплогруппы U2 и U5 .
Люди культуры Маглемозе жили в лесу и на заболоченных территориях. Они использовали орудия для рыболовства и охоты, изготовленные из дерева, костей и кремнёвых микролитов . Характерными для культуры являются кремнёвые микролиты с острой кромкой, использовавшиеся в качестве наконечников копий и стрел. Начиная с 6000 года до н. э. микролиты встречаются всё реже, и начинается период перехода к культуре Конгемозе (приблизительно 6000—5200 лет до н. э.). Находки, связанные с культурой Конгемозе, характеризуются длинными кремнёвыми отщепами, использовавшимися для изготовления характерных ромбовидных наконечников стрел, скребков, свёрл, шил и зазубренных ножей.
Северные охотники-собиратели следовали за стадами животных и за миграцией лосося, переселяясь на юг зимой и на север летом.
В 6 тысячелетии до н. э. юг Скандинавии был покрыт густыми широколиственными и смешанными лесами. В этих лесах водились такие животные, как тур , зубр , лось и благородный олень . На них охотились люди культуры Конгемозе . Как и их предшественники, они охотились также на морских котиков и ловили рыбу. К северу от культуры Конгемозе, на юге Норвегии и Швеции, обитали другие охотники и собиратели, известные как культура Нёствет-Лихулт , потомки культуры Фосна-Хенсбака . В конце 6 тысячелетия, когда культуру Конгемозе сменила новая культура Эртебёлле на юге, культура Фосна-Хенсбака всё ещё была охотничьей.
Культура Эртебёлле (приблизительно 5300—3950 лет до н. э.) относится к концу мезолита. Её представители также занимались охотой и собирательством.
Переход к неолиту, начавшийся примерно в 5000 году до н. э., привёл к началу ряду технологических новшеств, как, например, появлению керамики. Поселения становятся постоянными, крупными, располагаются обычно в устьях рек.
Сельское хозяйство, в отличие от большей части Европы, появляется позже, чем керамика.
В течение 5 тысячелетия до н. э. культура Эртебёлле заимствовала керамику от своего южного соседа — культуры линейно-ленточной керамики , которая к тому времени уже длительное время занималась земледелием и животноводством. Культуру Эртебёлле сменила культура воронковидных кубков (4000—2700 гг. до н. э.), появившаяся сначала в континентальной Европе и постепенно распространившаяся через территорию современного Уппланда . Эта культура сооружала мегалитические сооружения.
С другой стороны, племена, обитавшие вдоль побережья Свеаланда , Гёталанда , Аландских островов , на северо-востоке Дании и юге Норвегии , освоили новые технологии, в результате чего в этих местах возникла культура ямочной керамики (3200 — 2300 гг. до н. э.) . Затем в середине 4 тысячелетия до н. э. вдоль восточного побережья Швеции возникла культура ямочно-гребенчатой керамики , в рамках которой произошло возвращение к охотничьей экономике (см. также Альвастра (свайный посёлок) ).
Ближе к концу 3 тысячелетия до н. э. культура воронковидных кубков и частично культура ямочной керамики исчезли под натиском пришельцев культуры боевых топоров , которых многие исследователи рассматривают как носителей ранних индоевропейских языков . Пришельцам удалось продвинуться в Скандинавию до Уппланда и Ослофьорда . Новая культура была индивидуалистичной и патриархальной, пастушеской; боевые топоры служили символом социального статуса. Вскоре, однако, появление металлообработки внесло новые тенденции в социальную жизнь, и наступила культура бронзового века.
Примерно в 2800 году до н. э. вместе с культурой шнуровой керамики в Скандинавии появляется металлообработка. На большей части Скандинавии доминирует её региональный вариант, шведско-норвежская культура боевых топоров, представленная не менее чем 3000 захоронениями. От периода 2500—500 гг. до н. э. также сохранилось множество относительно хорошо сохранившихся наскальных изображений ( петроглифов ) в западной Швеции (особенно известны изображения из Танума ) и в Норвегии ( наскальные рисунки в Альте ). Большинство петроглифов было создано в период 2300—500 гг. до н. э. Они изображают эпизоды, связанные с аграрным образом жизни, боевые действия, корабли, скот и т. д. В Бохуслене обнаружены петроглифы с изображениями на сексуальную тематику, они датируются приблизительно 800—500 гг. до н. э.
Протогерманская культура скандинавского бронзового века возникла приблизительно в 1800—500 гг. до н. э. на территории Дании, а также в южной части Швеции и Норвегии. Она создала бронзовое оружие, бронзовые и золотые ювелирные изделия, торговала янтарём с Центральной Европой и Средиземноморьем.
За ней последовали культуры доримского железного века (приблизительно с пятого по первый век до н. э.) и римского железного века (примерно с первого по четвёртый век нашей эры).
Тацит писал примерно в 98 году н. э. о народе, который он называл Suiones , обитавшем на островах в море. Эти свионы имели корабли, отличавшиеся тем, что имели нос с обеих сторон (форма, характерная и для более поздних судов викингов). Название Suiones аналогично англосаксонскому Sweon , а страна этих людей называлась на англосаксонский манер Sweoland (страна свеев). В « Беовульфе » это племя также называется Sweoðeod , откуда и происходит современное название Швеции, а территория Швеции называлась в «Беовульфе» Sweorice («королевство свеев»).
В VI веке н. э. остготский историк Иордан упоминал племя под названием Suehans , идентичное упоминаемым Тацитом Suiones . Также Иордан упоминал то же племя под другим названием, Suetidi , что аналогично древнему названию Швеции Svíþjóð , или, на древнеанглийском, Sweoðeod .
Ряд источников — такие, как « Беовульф », « Перечень Инглингов », « Сага об Инглингах », Саксон Грамматик и Historia Norwegiæ , упоминают несколько свейских королей, живших в 6 веке — таких, как , и Онела , а также ряд . В историчности некоторых из них нет сомнений, несмотря на то, что источники приводят весьма противоречивые сведения, как, например, о смерти короля (см. мифические короли Швеции и полулегендарные короли Швеции ).
В те времена короли были скорее военными предводителями, чем монархами в современном смысле, и на месте будущих Швеции , Норвегии и Дании существовало несколько мелких королевств, границы которых постоянно изменялись по мере того, как короли убивали друг друга и местные собрания утверждали победителей в качестве новых королей. События тех времён ярко переданы в Беовульфе (например, полу-легендарные ) и в скандинавских сагах . Постепенно, однако, свейские короли подчинили себе почти всю территорию современной Швеции, в том числе территории гутнийцев.