рус.
Чудо архистратига Михаила, Чуды, Чудо, Михаил-чудо, Первая братчина, Михайлов день
,
Михайловские утренники
,
Михайловские заморозки
,
Первые Михайловские морозы
;
белор.
Цуда, Чуда
,
Цуды, Міхайла
,
укр.
Михаила Чудотворця
,
полес.
Чудо, Чудо-Михайло, Чудо Михайлово
;
серб.
Ранђел Други, Ранђелица
.
Обряды восточных славян
В этот день повсеместно проходили братчины
— сельские праздники, где решались внутренние вопросы сельского общества. По своей значимости они занимали второе место после
Никольской
. В иных местах братчину проводили через день — на
Осенние оспожинки
.
В древнее время
[
когда?
]
на
решались семейные и частные дела
. После примирений предлагались взаимные угощения, переходящие как бы в особое празднество, известное под именем братчин, где водворялось дружество, миролюбие и братство
.
Крестьяне называли общину «миром», или «обществом» («обчеством»
). Официально, в бумагах властей и помещиков, тоже писали обычно «общество», а не община
.
Община решала вопросы в интересах крестьян, насколько это было возможно в конкретных условиях. При этом ей нужно было постоянно учитывать и интересы отдельного хозяйства, и всей общины в целом. Необходимость постоянно решать все сложности, связанные со взаимоотношением хозяйства отдельной семьи и жизни селения в целом, общины, и создавала основу для накопления обильного социального опыта
.
В эти дни поселяне ставят общим миром
[
где?
]
[
когда?
]
в церкви большую свечу и служат молебен о ниспослании на них всяких благ. После угощают за свой счёт поселян из своего околотка; остатки от стола раздают нищим; хлебные крохи бросают на воздух, чтобы нечистые духи не портили ни деревьев, ни полей
.
Пастухи с этого дня перестают пасти коров
.
[
где?
]
Теперь хозяева сами пасут или привязывают к вбитому колу возле дома. «Пастух пасціў до Міхайла. А послі Міхайла ужэ кідае, ужэ людзі самі пасуць» (полесье)
.
В деревне
Мотоль
Брестской области
на «Цуды» девушки гадали на женихов. Надо было молча пройти на перекрёсток дорог, стать на колени, девять раз прочитать молитву «
Отче наш
», затем оторвать листок
подорожника
со словами
:
Ты, святой падарожнік, ты стаіш пры дарозе, бачыш старога й малого, пакажы мне мілога
Домой нужно было вернуться молча, листок подорожника положить под подушку
[
где?
]
[
когда?
]
.
Астапенко Н. Я.
Жемчужины народной мудрости: пословицы, поговорки и сходные с ними народные выражения. — Смоленск: Смоленское книжное изд-во, 1959. — 168 с.
Лозка А. Ю.
Беларускі народны каляндар
(белор.)
. —
Мн.
: Полымя, 2002. — 238 с. —
ISBN 98507-0298-2
.
(белор.)
Мельникова М. И.
Крестьянская ментальность как архетип русской души. — Ставрополь: Юркит, 2006. — 236 с. —
ISBN 5-87580-113-1
.
Некрылова А. Ф.
Круглый год. —
М.
: Правда, 1991. — 496 с. —
ISBN 5-253-00598-6
.
/ Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. —
М.
: Наука, 1999. — 725 с. —
ISBN 5-88590-309-3
.
Словарь русских говоров Сибири / Сост. Н. Т. Бухарева, А. И. Фёдоров; Под ред. А. И. Фёдорова. — Новосибирск: Наука, 2002. — Т. 3, О–П. — 488 с. —
ISBN 5-02-031858-2
.
Снегирёв И. М.
О народных русских пословицах, относящихся к законодательству и старинным судебным обычаям // Альманах «Радуга», литературный и музыкальный альманах на 1830 г. —
М.
, 1830.
Терещенко А. В.
Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. —
СПб.
: Типография военно-учебных заведений, 1848. — Т. 5. Простонародные обряды: Первое марта. Встреча весны. Красная горка. Радуница. Запашка. Кукушка.... — 181 с.
Толстой Н. И.
Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. —
М.
: Наука, 1986. — 286 с. — (Институт славяноведения и балканистики АН СССР).
Юдина Н. А.
Энциклопедия русских обычаев. —
М.
: Вече, 2000. — 510 с. —
ISBN 578380813X
.
.
Слава у Срба. — Београд: Вук Караџић, 1991. — 357 с.
(сербохорв.)