Боброва, Екатерина Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Екатери́на Алекса́ндровна Те́лешева (Телешо́ва, Телешёва) ; ( 1804 — 1857 ) — русская балерина, любимая ученица Дидло и Е. И. Колосовой .
В начале XIX века Екатерина, — наследница обедневшего дворянского рода , — поступила в Петербургское театральное училище . Впервые она, тогда ещё ученица театрального училища, появилась на петербургской сцене в балете своего учителя Шарля Дидло « Зефир и Флора » в 1820 году. После окончания училища её принимают солисткой в труппу петербургского Большого театра, где Телешова вскоре занимает ведущее положение. Она с успехом танцует в балетах Дидло . В 1824 году исполняет партию Волшебницы в балете Шольца по поэме А. С. Пушкина « Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника ».
На сцене выступала одновременно с другой, тоже изящной танцовщицей Верой Зубовой ; обе были талантливы, обе красивы, обе имели массу поклонников, сначала подруги по школе, позднее соперницы за сердце Милорадовича.
Телешова была изящная, привлекательная женщина: высокого роста стройная брюнетка, она была пантомимной танцовщицей с чрезвычайно выразительной мимикой, притом обладала замечательной лёгкостью в танцах. Она особенно отличалась в балетах « » на музыку Монсиньи , «Федра и Ипполит» Кавоса и , в комедии «Батюшкина дочка», в опере « Фенелла » Обера . Несмотря на успех в балете, она была известна своей привязанностью к драматическому искусству. Родственница известной Е. И. Ежовой , «домоправительницы» князя Шаховского , Телешова пользовалась расположением закулисного начальства, и услужливый Дидло назначал ей те роли, которые ей нравились.
В 1827 году Телешова получила звание придворной танцовщицы. О её таланте один из современников писал :
…При самой очаровательной наружности имела она столько чувств и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя.
О Екатерине Телешовой неоднократно упоминает в своей книге театральный актёр, критик и историк балета А. А. Плещеев (1858—1944 ).
Её покровителем и любовником, фактически гражданским мужем, был граф, генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Андреевич Милорадович , именно с её квартиры он отправился на Сенатскую площадь в день мятежа декабристов , где был убит Каховским .
В период связи с Милорадовичем Телешова стала «закулисной султаншей». Говорили даже, что из-за неё погибла другая талантливая балерина Анастасия Семёновна Новицкая (1790—1822) , которая отказалась играть в одном спектакле с ней второстепенную роль: якобы Милорадович так напугал её своими угрозами посадить в смирительный дом, что она слегла в постель и вскоре умерла. В Екатерину был влюблён Александр Грибоедов , тогда офицер гусарского полка, который посвятил ей в связи с исполнением ею танца Золмиры в балете « Руслан и Людмила », поставленном на сцене 8 [ уточнить ] декабря 1824 года:
О, кто она? — Любовь, харита,
Иль пери для страны иной
Эдем покинула родной,
Тончайшим облаком обвита?
И вдруг — как ветр её полет!
Звездой рассыплется, мгновенно
Блеснет, исчезнет, воздух вьет
Стопою свыше окрыленной…
Эти обстоятельства привели к серьёзному конфликту Грибоедова с Милорадовичем, который разрешила только смерть последнего.
Телешова состояла в гражданском браке с богачом (1790—1876), от которого имела пять сыновей и дочь Екатерину, получивших фамилию Телешовых.
Екатерина Телешова оставила сцену в 1842 году в возрасте тридцати восьми лет. Умерла в 1857 году, пережив свою сценическую славу.
Скончалась Е. А. Телешева 4 января 1858 г. Погребена 7 января 1858 г. в Воскресенском Новодевичьем монастыре. (ЦГИА С.-Петербурга. Фонд 19, опись 124, дело 778, листы 154-об. - 155.)
Карл Брюллов пригласил её позировать для картины «Итальянка у фонтана» , а Орест Кипренский запечатлел её портрет в образе одной из балетных героинь — Зелии из балета «Приключение на охоте» (1828) . Также Телешова изображена на картине Григория Чернецова « Парад 6 октября 1831 года в Петербурге » (1837).