Interested Article - Католицизм во Вьетнаме

Вьетнамские католики, фотография 1885 года
Иезуит Александр де Род , создатель вьетнамского алфавита
Святой Пьер Дюмулен-Бори , замученный в ходе гонений на христиан во Вьетнаме

Католицизм во Вьетнаме . Католическая церковь Вьетнама — часть всемирной Католической церкви. Вьетнам имеет существенное по меркам региона католическое население. По данным сайта catholic-hierarchy в 2005 году число католиков в стране составляло 5 миллионов 658 тысяч человек (6,9 % населения) . Различные оценки католического населения Вьетнама сделанные в 90-х годах XX века дают цифры от 5,9 до 8 миллионов человек (7,9 — 10,3 % населения) .

История

Первыми католическими миссионерами во Вьетнаме были португальцы в начале XVI столетия . Первые миссионерские усилия не приносили существенных результатов, ситуация изменилась после прибытия во Вьетнам иезуитов в начале XVII века, первая миссия во Вьетнаме была открыта иезуитами в 1615 году . В 1620—1630 годах большой вклад в распространение христианства во Вьетнаме внёс французский иезуит Александр де Род , создавший вьетнамский алфавит . Вплоть до своего изгнания в 1630 году де Род сумел обратить в христианство около 6 тысяч человек, включая несколько вельмож . В 1665 году открыта первая семинария , а в 1668 году рукоположены первые католические священники из числа местного населения . В 1670 и 1672 годах были проведены первые местные церковные соборы, основным вопросом которых были разногласия между французскими и португальскими миссионерами.

В XVIII веке важное значение для вьетнамской истории имела деятельность епископа Пьера Пиньо де Беэна , члена миссионерской конгрегации Парижское общество заграничных миссий . В 1773 году он создал вьетнамско-латинский словарь и опубликовал католический катехизис на вьетнамском языке . После того как тэйшоны уничтожили всех членов династии Нгуен , кроме 15-летнего Нгуен Фук Аня, епископ Пиньо де Беэн оказал последнему поддержку. Благодаря настойчивости Пиньо де Беэна Франция оказала военную помощь Нгуэн Фук Аню, который, опираясь на неё, смог одержать победу и стать императором под именем Зя Лонг . Однако несмотря на усиление позиций католицизма в стране обратить в христианство императорский двор Пиньо не удалось. В 1802 году Католическая церковь Вьетнама состояла из трёх епархий :

  • Епархия северо-восточного Вьетнама: 140 000 католиков, 41 священник-вьетнамец и 4 священника-иностранца
  • Епархия северо-западного Вьетнама: 120 000 католиков, 65 священников-вьетнамцев и 46 священников-иностранцев
  • Епархия центрального и южного Вьетнама: 60 000 католиков, 15 священников-вьетнамцев и 5 священников-иностранцев

Периоды благожелательного отношения к христианству со стороны вьетнамских правителей периодически сменялись гонениями. Всего согласно ряду источников в периоды гонений было убито около 130 тысяч вьетнамских христиан . Особенно серьёзные гонения католики Вьетнама претерпели в XIX веке в период правления императора Минь Манга (1820—1840), а также его преемников Тхьеу Чи (1841—1847) и Ты Дык (1847—1883). Убитые в ходе этих гонений священники Андрей Зунг Лак , Иосиф Маршан , Жан Шарль Корне , Пьер Дюмулен-Бори , Валентин Фаустино Беррио-Очоа и Аристи , Жан-Луи Боннар , Франсуа Изидор Гажелен , Хосе Мельхор Гарсия-Сампедро Суарес , Хосе Мария Диас Санхурхо , Михаил Хо Динь Хи , Августин Шёффлер и ряд других были позднее причислены Католической церковью к лику святых как мученики . Гонения на католиков прекратились только после превращения Вьетнама во французскую колонию .

В 1933 году был рукоположен первый католический епископ из числа этнических вьетнамцев — Нгуэн Ба Тонг . Разделение в 1954 году Вьетнама на контролируемый коммунистами Север и поддерживаемый западными державами Юг привело к бегству около 670 тысяч католиков с коммунистического Севера . В Сайгоне того времени католики составляли 14 % населения .

В 1960 году была реорганизована структура епархий, которая стала состоять из 17 епархий и трёх архиепархий . В первые годы независимости Южного Вьетнама президентом страны был Нго Динь Зьем , принадлежавший к католическому меньшинству. Им были созданы условия для лёгкого продвижения католиков по гражданской и военной службе, они обладали преимуществом при распределении земель, деловых контрактов и налоговых послаблений. Часто преференции для католиков сопровождались дискриминационной политикой в отношении буддистов . Однажды Нго, забывшись, сказал одному из высокопоставленных офицеров, исповедовавших буддизм: «Давайте своим офицерам-католикам самые деликатные должности. Им можно доверять» . Многие служащие республиканской армии обратились в католическую веру в надежде на скорое развитие карьеры . Буддийские военные, отказывавшиеся от перехода в другую конфессию , напротив, могли не получить повышения .

Некоторые католические священники контролировали собственные вооружённые формирования . С помощью них католики могли осуществлять насильственное обращение в свою веру, грабить и разрушать пагоды некоторых регионов, в которых правительство предпочитало не замечать этого . Буддийские деревни массово обращались в католичество для получения материальной помощи или во избежание принудительного переселения . Помощь, присылаемая Соединёнными Штатами , распределялась неравномерно в пользу деревень с преобладанием католиков . Римско-католическая церковь вскоре стала крупнейшим землевладельцем в стране. Церковь обладала исключительными правами при приобретении новых участков, и её собственность была исключена из плана земельной реформы . Бело-золотой ватиканский флаг нередко вывешивался во время проведения крупных мероприятий , а в 1959 году Нго Динь Зьем посвятил свою страну Деве Марии . Итогом всего стал буддистский кризис и убийство Нго Динь Зьема .

После объединения страны по окончании Вьетнамской войны католики подвергались преследованиям со стороны коммунистического режима, были сожжены многие храмы, репрессировано большое число священников . В 1976 году Святой Престол назначил первого вьетнамского кардинала в истории — Иосифа Марию Чинь Ньы Кхюе , впоследствии этого звания были удостоены ещё 5 человек: Иосиф Мария Чинь Ван Кан , Павел Иосиф Фам Динь Тунг , Франсуа Ксавье Нгуен Ван Тхуан , Иоанн Батист Фам Минь Ман и Пётр Нгуен Ван Нён . Кардинал Нгуен Ван Тхуан был арестован коммунистическими властями и находился в заключении с 1975 по 1988 год, 9 лет из которых он провёл в одиночной камере . В 2007 году Ватикан начал процесс подготовки его беатификации .

Начиная с 90-х годов XX века под влиянием процессов, связанных с распадом СССР и закатом мирового коммунистического движения, вьетнамское правительство начало проводить политику осторожного и постепенного ослабления давления на католиков .

Современное состояние

Число католиков в стране превышает 5 миллионов человек , по данным конференции католических епископов Вьетнама их число составляет 8 миллионов человек . Во Вьетнаме функционируют 23 епархии и три архиепархии-митрополии: архиепархия Ханоя , архиепархия Хошимина и архиепархия Хюэ . По данным на 2005 год во Вьетнаме насчитывалось 2 228 приходов, служили 2 668 священников . Католические епископы Вьетнама объединены в национальную Конференцию католических епископов .

Главная святыня страны , которая имеет статус национального паломнического центра . Базилике в Ла Ванге также присвоен почётный титул малой базилики наряду с ещё тремя храмами Вьетнама .

Дипломатические отношения между Святым Престолом и Вьетнамом никогда не устанавливались. Ватикан представляет во Вьетнаме не нунций , а , то есть специальный представитель, не имеющий дипломатического статуса. По данным на 2014 год апостольским делегатом во Вьетнаме был архиепископ . Взаимные отношения осложняет вопрос церковной собственности, которая полностью, включая бывшее здание резиденции папского представителя, была конфискована коммунистическими властями . В 2009 году состоялась встреча папы Бенедикта XVI с президентом Вьетнама Нгуеном Минь Чьетом , на которой было заявлено о «существенном прогрессе в двусторонних отношениях» . В октябре 2014 года после встречи премьер-министра Нгуен Тан Зунга с папой Франциском обе стороны заявили о намерении в ближайшем времени установить дипломатические отношения .

Большое число вьетнамских католиков проживает за пределами страны, в диаспоре. Так только в Соединённых Штатах из общего числа в 1 миллион вьетнамцев около трети, то есть примерно 300 тысяч, исповедуют католицизм . Национальные вьетнамские католические общины существуют во многих странах мира, в России вьетнамская католическая община существует при храме Святого Людовика Французского .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 7 ноября 2014. 18 декабря 2016 года.
  2. . Дата обращения: 7 ноября 2014. Архивировано из 28 октября 2014 года.
  3. . Дата обращения: 7 ноября 2014. 24 мая 2019 года.
  4. «Вьетнам» // Католическая энциклопедия . Т.1. М.:2002. Ст. 146—150
  5. . Дата обращения: 7 ноября 2014. 1 сентября 2014 года.
  6. . Дата обращения: 7 ноября 2014. 7 ноября 2014 года.
  7. Mantienne Frédéric Monseigneur Pigneau de Béhaine. — 128 Rue du Bac, Paris: Editions Eglises d’Asie, 1999. — ISBN 2-914402-20-1
  8. , с. 291.
  9. , с. 280–282.
  10. , с. 9.
  11. , с. 210.
  12. , с. 199.
  13. , с. 993.
  14. , с. 91.
  15. , с. 933.
  16. , с. 5–6.
  17. . Дата обращения: 7 ноября 2014. Архивировано из 7 ноября 2014 года.
  18. . Дата обращения: 7 ноября 2014. 23 октября 2014 года.
  19. . Дата обращения: 7 ноября 2014. 2 июля 2015 года.
  20. . Дата обращения: 7 ноября 2014. 7 ноября 2014 года.
  21. . Дата обращения: 7 ноября 2014. 7 ноября 2014 года.
  22. . Дата обращения: 7 ноября 2014. 17 июля 2014 года.
  23. . Дата обращения: 7 ноября 2014. 7 ноября 2014 года.
  24. . Дата обращения: 7 ноября 2014. 6 октября 2014 года.
  25. . Дата обращения: 7 ноября 2014. Архивировано из 23 октября 2014 года.
  26. . Дата обращения: 7 ноября 2014. Архивировано из 29 ноября 2014 года.

Литература

  • Новакова О. В. Религиозная жизнь вьетнамского общества и католическая церковь в XXI в.(Проблемы интеграции и адаптации) //Индокитай на рубеже веков (политика, идеология). М., ИСАА МГУ. — 2001.
  • Лютик Е. В. //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. — 2009. — №. 115.
  • Мурашева Г. Ф. //Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. — 2014. — №. 22.
  • Оань Ч. Т. К. //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. — 2011. — №. 2.
  • Новакова О. В., Александр де Род //Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. — 2015. — №. 27.
  • [in английский] (1967), , Praeger Publishers
  • Fall, Bernard B. The Two Vietnams: A Political and Military Analysis. — 1963.
  • Gettleman, Marvin E. Vietnam: History, documents and opinions on a major world crisis. — New York: Penguin Books, 1966.
  • Harrison G. Diem's other crusade // The New Republic . — 1963-1. — № 22.06.1963 .
  • Harrison G. South Vietnam: Whose funeral pyre? // The New Republic . — 1963-2. — № 29.06.1963 .
  • Jacobs, Seth (2006), Cold War Mandarin: Ngo Dinh Diem and the Origins of America's War in Vietnam, 1950–1963 , Lanham: Rowman & Littlefield, ISBN 0-7425-4447-8
  • Tucker, Spencer C. Encyclopedia of the Vietnam War. — Santa Barbara: ABC-CLIO, 2000. — ISBN 1-57607-040-9 .
  • Warner, Denis. . — New York: Macmillan, 1963.

Ссылки

Источник —

Same as Католицизм во Вьетнаме