Беликов, Кузьма Артемьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Димитрий (в миру Дмитрий Никанорович Беликов ; 19 ( 31 ) октября 1852 , село Посёлки , Карсунский уезд , Симбирская губерния — 10 августа 1932 , Томск ) — деятель григорианского раскола , в котором имел сан митрополита Томского и Сибирского. До 1927 года — епископ Русской православной церкви , архиепископ Томский .
Родился 19 октября 1852 года в селе Посёлки Карсунского уезда Симбирской губернни в семье священника .
В 1874 году окончил Симбирскую духовную семинарию . В 1878 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия за диссертацию: «Спартанская реформа при царях Агисе III и Клеомене III».
В 1878 года становится преподавателем Казанской духовной академии. С 22 ноября 1878 года — приват-доцент кафедры общей и древней гражданской истории Казанской духовной академии . Занимаясь научно-педагогической деятельностью в Казани, специализировался на древней истории.
24 октября 1882 года рукоположён во священника и назначен к Покровской церкви города Казани. С 15 августа 1884 года, исполняющий должность доцента Казанской духовной академии. 25 февраля 1885 года награждён бархатной фиолетовой скуфьёй .
27 сентября 1887 года удостоен стeпeни магистра богословия за диссертацию «Начало христианства у готов и деятельность епископа Ульфилы ». По оценке профессора Ф. А. Курганова, эта работа, являясь первой попыткой полного изложения христианства у готов в отечественной церковно-исторической науке, представляла собой лишь систематизацию фактического материала, заимствованного из западноевропейской литературы . 27 ноября 1887 года утверждён в степени магистра богословия. С 19 декабря 1887 года — доцент Казанской духовной академии .
С 1 мая 1888 года — настоятель церкви при Казанском Родионовском институте благородных девиц и законоучитель .
22 октября 1889 года назначен профессором богословия Императорского Томского университета . Прибыл в Томск весной 1890 года и приступил к преподаванию на медицинском, а впоследствии и на юридическом факультетах. До июля 1906 года входил в состав совета Томского университета. Одновременно состоял заведующим Археологическим и Этнографическим музеями .
С 10 октября 1890 года настоятель церкви во имя Казанской иконы Божией Матери при Императорском Томском университете , где на личные средства обставил ризницу, организовал хор из студентов .
С декабря 1891 года — благочинный домовых при учебных заведениях церквей города Томска . Цензор катехизических поучений, составленных священниками Томской епархии . В Томске, занялся исследованиями в области церковной истории этого региона, в первую очередь, истории старообрядчества , опубликовав ряд трудов на эту тему.
17 апреля 1892 года награждён наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым .
С 1893 года являлся председателем совета Томского епархиального женского училища .
12 апреля 1895 года награждён саном протоиерея .
С августа 1900 года преподаватель богословия и член совета Томском технологическом институте .
С 1902 года на общественных началах преподавал на общеобразовательных вечерних курсах для взрослых .
12 июня 1902 года советом Казанской духовной академии удостоен учёной степени доктора церковной истории за сочинение «Томский раскол: Исторический очерк от 1834 по 1880-е гг.» .
В 1903 году умирает его жена Надежда Степановна. Дети — Борис, Глеб, Нина, Екатерина.
В 1903 году утверждён советом Казанской духовной в звании заслуженного профессора. 18 февраля 1904 года удостоен звания заслуженного профессора Томского университета. В марте того же года за выслугой лет выведен за штат с назначением пенсии в размере прежнего жалованья, с сохранением звания профессора и учебных поручений по кафедре .
В мае 1906 года избран членом Государственною Совета от белого духовенства. Переехал в Санкт-Петербург .
С 8 сентября 1906 года — настоятель Иверской церкви при Санкт-Петербургском женском педагогическом институте , законоучитель института и Константиновской женской гимназии .
С 7 сентября 1907 года — председатель учебною комитета при Святейшем Синоде .
С 5 мая 1908 года — настоятель синодальной церкви Семи вселенских соборов города Санкт-Петеpбypгa. 7 ноября 1908 года награждён митрой .
4 ноября 1913 года уволен oт должности председателя учебного комитета, с оставлением в должности настоятеля синодальной церкви . Служил настоятелем этой церкви до её закрытия в 1918 году.
В начале 1920 года вернулся в Сибирь , был пострижен в монашество с именем Димитрий и возведён в сан архимандрита . В том же году хиротонисан во епископа Омского и Павлодарского . Между 24 и 29 июля 1920 года прибыл на Омскую кафедру. По епархии прошли собрания духовенства и верующих с целью изыскания средств на содержание Епископа и Членов епархиального совета .
Кафедра располагалась в Успенском соборе Омска.
В 1920 году большевики потребовали от него передать в их распоряжение здание, дела и имущество духовной консистории, а также архиерейский дом, в котором сначала разместили психиатрическую больницу, а затем Чрезвычайную комиссию с внутренней тюрьмой .
В августе 1921 года возведён и сан архиепископа .
В апреле 1922 года протестовал против проводившегося властями изъятия церковных ценностей .
В 1922 года формально признал обновленческое ВЦУ. 25 октября 1922 года постановлением обновленческого Сибирского церковного управления уволен на покой. Проживал в Томске . Служил в Покровской церкви села Петухово близ Томска.
8 августа 1923 года назначен председателем учебного комитета при Всероссийском обновленческом Синоде, но участия в деятельности не принимал .
В 1923 года приглашён настоятелем Градо-Томской Сретенской церкви в Томске .
Летом 1923 года принёс покаяние Патриарху Тихону. Тем не менее, сохранил компромиссное отношение к обновленцам. Известно, что 14 сентября 1923 года на предложение обновленцев присоединиться к ним, ответил письмом, в котором высказывался, что, по его мнению — «постановления собора… о семейном епископате и пр… не могут быть безусловной причиной, оправдывающей скорбное церковное разделение… тем более, что назревшие нужды в жизни Русской Церкви требуют удовлетворения в духе церковного возрождения».
24 августа того же года Патриархом Тихоном назначен временным управляющим православными приходами Томской епархии . В том же году назначен правящим архиепископом Томским и Новониколаевским .
С 21 мая 1924 года — член Патриаршего Священного Синода при Патриархе Тихоне .
В 1925 году, во время подготовки к обновленческому собору, он, чуть ли не один из православных архипастырей вошёл в сношения с обновленческим Епархиальным Советом.
В феврале 1926 года находился под арестом .
В 1926 году Заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Пётр (Полянский) , находившийся в заключении, включил его в число трёх архиереев, которым он поручал временное управление церковью (эта «коллегия» так и не приступила к работе).
3 марта 1927 года в условиях частой смены церковного руководства объявил Томскую епархию автокефальной . Был запрещён в служении Заместителем Патриаршего Местоблюстителя архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем) .
1927 — Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским] запрещен в священнослужении.
Запрещению не подчинился и в июне 1927 года перешёл в григорианский раскол , признав власть и оставив у знавших его православных архиереев чувство горького сожаления о его падении. Кафедра располагалась в Троицком соборе города Томска .
Последствия григорианского раскола в Томской епархии ввиду авторитета и влияния архиепископа Димитрия, а также известности в Томске архиепископа Григория, бывшего там ранее ректором духовной семинарии, проявились в большей степени, чем в других регионах Сибири. За архиепископом Димитрием пошло более половины приходов и священнослужителей епархии .
9 июня 1928 года на григорианском съезде духовенства и мирян сибирских епархий ориентации ВВЦС избран митрополитом Томским и Сибирским, председателем Сибирского Областного Церковного Управления и Томского Епархиального Совета. В июле-августе 1928 года постановлением ВВЦС утверждён митрополитом Томским и Сибирским. Одновременно избран членом ВВЦС .
После закрытия в 1930 году томского Троицкого собора он служил в .
С 1931 года митрополит Томский и Западно-Сибирский .
Скончался 10 августа 1932 года от паралича сердца.
Скончался в Томске вне общения с Православной Церковью.
Был похоронен за правым алтарём Благовещенского собора города Томска. В 1934 году, в связи со сносом собора, был перезахоронен на Преображенском кладбище Томска. В 1958 году в связи со сносом Преображенскою кладбища, перезахоронен на Южном кладбище Томска , у могилы отца .