Тринадцать (фильм, 2005)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Блока́да» — полнометражный документальный фильм Сергея Лозницы о военной блокаде Ленинграда , созданный в 2005 году из аутентичной кинохроники Санкт-Петербургской студии документальных фильмов . В картине реконструирован лишь звук — шумы улицы, голоса людей, хруст снега, сигналы воздушной тревоги, взрывов и огня.
Жизнь города, готовящегося к обороне. Траншеи на площадях, меры противовоздушной обороны: развёртывание зенитной артиллерии, аэростатов, светомаскировка.
Первые разрушения от бомбёжки, пожарища. Раненые и погибшие. Разбор руин. Газеты, агитационные плакаты. Доска объявлений о продаже или мене домашней утвари на папиросы и продукты. Застывший на улицах обледеневший транспорт, сани с запелёнутыми трупами. Тела на снегу. Добыча воды из лунок и канав. Разборка деревянных строений на дрова. Братские могилы.
Победа. Городские гулянья, праздничный салют, фейерверки. Казнь немецких солдат на площади.
Ленинградские кинооператоры сразу стали снимать войну как трагедию — впервые в истории фронтовой кинохроники… операторы, совершенно независимо друг от друга, пытались показать, как человек сопротивляется страшным мукам голода, холода и отчаяния…
Хронику снимали оставшиеся в блокированном городе операторы Ленинградской студии кинохроники и « Лентехфильма », а также не эвакуированные операторы « Ленфильма », позже, в апреле 1942 года организованные в Ленинградскую объединённую киностудию . С середины декабря 1941 года, когда совсем не стало электричества и операторы, разобрав камеры и плёнку по домам , продолжали снимать на свой страх и риск, по велению души, без особой надежды увидеть это когда-либо на экранах. Сохранившуюся в архиве студии кинохронику увидел С. Лозница незадолго до своего отъезда в 2001 году в Германию:
Я был потрясён и решил, что с этим надо что-то делать, но два года не мог приступить к работе. Я решил выстроить фильм по вектору умаления жизни и усиления смерти. При этом я старался отбирать только такой материал, который, оставляя за кадром военные усилия и подвиги, показывал обыденную жизнь гражданского населения. Сергей Лозница для « Русской службы Би-би-си » февраль 2006
Кроме архивных материалов от конца августа 1941 года до салюта 27 января 1944 года в честь снятия блокады режиссёром были отобраны фрагменты советских документальных фильмов: « Ленинград в борьбе » (1942), «Приговор народа» (1943), «Подвиг Ленинграда» (1959), « 900 незабываемых дней » (1964).
Я смотрел много фильмов о блокаде, в которых есть текст, музыка. И я понял, что музыка и текст мешают мне вглядываться в изображение. Быстрый монтаж мешает смотреть. Поэтому, планы, которые я брал, я старался использовать их максимальную длину. Что, кстати, было довольно сложно, поскольку сами по себе они довольно короткие. Самый длинный план в картине — 20 секунд. Остальные в среднем 8—9 секунд. Сергей Лозница , «Дирижабль» апрель 2006
Два с половиной года длившаяся блокада умещена автором в почти последовательный годичный цикл: позднее лето сменяет осень, затем наступает зима, а звук делает монтажные соединения в картине практически незаметными
. «Озвучание» выполнялось на литовской студии «Кинема». Какие-то звуки были взяты из архива, недостающие записывались специально. Несмотря на то что время от времени слышны звуки человеческого голоса, речь не артикулирована — слышен её интонационный рисунок, но не слова
.
Работа была осуществлена при государственной финансовой поддержке
Федерального агентства по культуре и кинематографии
.
Коллективная память о блокаде десятилетиями настраивалась на «героическое» и «монументальное» согласно идеократической риторике недавнего прошлого. Лозница предложил иную историческую рецепцию блокадных лет, погрузившись в обыденность запредельного быта и бытия, в который был ввергнут осаждённый город с трёхмиллионным населением.
…показать, что это такое, довериться чистому изображению без всяких подпорок и закадровых пояснений, оставить зрителя наедине с кадром и быть уверенным, что прямое кино сработает, зацепит, разбудит в зрителе референта, о котором он и не подозревал, — такое режиссёрское решение требует огромной концептуальной работы, ни в коем случае не ограниченной лишь формальными задачами.
— Елена Стишова , « Искусство кино » № 5 2006
Хроника для Лозницы — самоценная стихия, и он предельно сужает вторжение в её ткань. Единое слово диктора, наложенное «поверх» изображения, стало бы здесь суетным и нецеломудренным, а для фильма — разрушительным. Кадр ценен здесь сам по себе, и нет нужды делать его красивее или эффектнее, а уж очищать от «лишнего» — прямо святотатство: чем больше будет в нём трепетного «сора жизни», тем точнее будет слепок того… «запечатлённого времени»
— Олег Ковалов , « Сеанс » сентябрь 2007
…последний эпизод публичной казни через повешение потряс многих, но, включив его и финальный титр в «Блокаду», Лозница ясно показывает не альтернативу мифу, а пределы работы с государственным блокадным архивом, пусть и в поисках правды.
— Наталия Арлаускайте, из сборника «Гетеротопии: миры, границы, повествование» 2015