Альбертоник
- 1 year ago
- 0
- 0
Экстаз Блаженной Людовики Альбертони ( итал. Estasi della beata Ludovica Albertoni ) — выдающееся произведение искусства высокого барокко в Риме . Скульптурное надгробие, созданное архитектором и скульптором Джованни Лоренцо Бернини в 1671—1674 годах для римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа по заказу кардинала Паллуцци дельи Альбертони. Кардинал являлся дальним родственником святой Людовики, канонизированной в 1671 году .
Людовика Альбертони (Ludovica Albertoni, 1473 или 1474, Рим — 31 января 1533, Рим) родилась в знатной римской семье. Получила католическое образование. В ранней юности после смерти отца вышла замуж в 1494 году за Джакомо делла Четера, человека с грубым характером, от которого у неё родились три дочери. В годы замужества Людовика посещала церковь Сан-Франческо-а-Рипа, которая находилась недалеко от её дома. Она овдовела в возрасте тридцати двух лет в 1506 году, и в её руках осталось поместье мужа. После того, как имущество было разделено между дочерьми, Людовика отказалась от всего и стала монахиней- терцианкой Ордена Святого Франциска , помогая нуждающимся едой, одеждой, ухаживая за больными. Получила прозвание: «Мать бедных» (Madre dei poveri).
Римляне помнили её подвижничество во время трагического разграбления города ландскнехтами в 1527 году (Sacco di Roma). Её почитали мистиком и, как утверждает церковное предание, у неё были экстатические видения и состояния левитации. Примерно в 1532 году у Людовики проявились признаки болезни, приведшей к смерти 31 января 1533 года в возрасте шестидесяти лет. По её предсмертному желанию, останки Людовики были захоронены в капелле Святой Анны в её любимой церкви Сан-Франческо-а-Рипа. 17 января 1674 года останки были перенесены в большой алтарь той же церкви. У одного из потомков Людовики Альбертони, кардинала Палуццо Палуцци дельи Альбертони, был племянник, который женился на племяннице Папы Климента X, который позволил наследнику взять фамилию понтифика «Алтьери» .
13 октября 1606 года римский Сенат постановил, что дата смерти Людовики Альбертони должна быть отмечена, а в 1625 году римские власти назвали ее покровительницей Рима и приравняли дату её смерти к литургическому празднику . 28 января 1671 года Папа Климент X в базилике Санта-Мария-Маджоре подписал указ о присвоении Людовике Альбертони титула «Блаженной». Затем кардинал заказал обустройство капеллы в церкви Сан-Франческо, которая стала местом её почитания.
После того, как несколько художников соревновались за выполнение работ по оформлению капеллы, заказ получил Дж. Л. Бернини и взялся за проект бесплатно. Ему в это время шёл 71 год, и надгробие Блаженной Людовики стало одной из его последних скульптур. Бернини начал работу в 1671 году, но его заботили два других крупных заказа: надгробие Папы Александра VII и Алтарь Святого Причастия в базилике Святого Петра. Поэтому Бернини смог завершить скульптуру только в 1674 году. Она была установлена на месте 31 августа 1674 года. Некоторые историки подвергают сомнению дату начала работы в 1671 году, указывая на документ, подтверждающий, что Бернини купил белый мрамор для скульптуры 7 февраля 1674 года. Это означает, что работа началась в конце 1673 года, и художник выполнил её за шесть месяцев .
Капелла Палуцци-Альбертони, спроектированная Джакомо Мола в 1622—1625 годах, расположена в левом «рукаве» трансепта церкви. Произведение Бернини часто сравнивают с другим его шедевром — композицией « Экстаз святой Терезы » в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652). Позади скульптуры находится картина Джованни Баттисты Гаулли с изображением Девы Марии с Младенцем и Святой Анны. По сторонам — скульптурные головки херувимов . Из невидимого зрителю окна слева льются потоки света, которые усиливают мистическое впечатление от скульптуры из белоснежного отполированного каррарского мрамора и цветного мрамора покрывала саркофага. На боковых пилонах, предваряющих капеллу, расположены фрески с изображениями святой Клары Ассизской и самой блаженной Людовики, дающей милостыню нищему.
Блаженная Альбертони изображена в состоянии религиозного экстаза , ожидая нисхождения Святого Духа . Согласно одной из версий, Бернини в этом произведении совместил тему тренодии ( итал. trenodia — стенание), характерную для надгробных монументов, с темой иммакулаты ( лат. immaculatus — незапятнанная, чистая) . Скульптура выполнена из мрамора разных цветов: фигура из белого каррарского мрамора, покрывало саркофага — из красного с белыми прожилками. Фигура Людовики Альбертони представлена в момент мистического общения с Богом. Складки её одежд сделаны предельно натуралистично, но они отражают состояние смятения блаженной, её голова откинута назад, глаза полузакрыты. Мрамор обработан настолько искусно, что кажется, будто он окутан лёгкой дымкой и создаёт «световую вибрацию», сфумато . Бернини в этом произведении достигает вершины барочного иллюзионизма, тяжёлый мрамор превращается в мистическое видение. По словам скульптора, произнесённым в связи с другим произведением: « Экстаз святой Терезы » в церкви Санта-Мария-делла-Витториа , но подходящими и к данному случаю, Бернини «сделал мрамор гибким как воск» и этим смог в «известной мере объединить скульптуру с живописью» .