Interested Article - Голова медведя

«Голова медведя» — небольшой рисунок Леонардо да Винчи , размером 7 × 7 см, созданный в начале 1480-х годов.

Рисунок, возможно, был частью большего листа, откуда впоследствии был вырезан. Считается, что он мог служить наброском для горностая на знаменитой картине « Дама с горностаем ». Провенанс прослеживается начиная с британского художника Томаса Лоуренса . После его смерти в 1830 году рисунок был продан на аукционе Christie's за 3,5 доллара. С 2008 года по 2021 год входил в состав частной « Лейденской коллекции » Томаса Каплана . В 2021 году продан владельцем снова на аукционе Christie’s уже за 12,2 млн долларов, что сделало этот набросок самым дорогим рисунком да Винчи.

Описание

Рисунок выполнен на куске бледно-розовой бумаги 7 × 7 см серебряным карандашом . На нём крупным планом изображена голова медведя. В верхней части наброска Леонардо сделал гораздо меньше линий, чем в нижней, из-за чего визуально кажется, что свет падает на макушку зверя, отбрасывая тень на мохнатую нижнюю часть морды. Лёгкие контуры головы также заметно контрастируют с плотными штрихами, создающими тени под глазами медведя. Искусствовед Алекс Дж. Маккарти отмечает: «При помощи разнообразных линий и беглых штрихов художник создал ощущение, будто существо живое» .

В левом нижнем углу имеется подпись Leonard de Vinci (первые две буквы имени утрачены). Это одна из немногих подписанных работ мастера и одна из восьми, находящихся в частных коллекциях . Примерная дата создания — начало 1480-х годов, предположительно до переезда художника из Флоренции в Милан около 1482 года .

Летиция Массон ( англ. Laetitia Masson ) — специалист по рисункам старых мастеров аукционного дома Christie’s — считает, что, судя по размеру, рисунок был частью большего листа с другими набросками мастера, откуда он, вероятно, был вырезан .

Искусствоведы связывают «Голову медведя» ещё с тремя рисунками животных (кошки и собаки, этюдами собачьих лап и шагающего медведя), вероятно, сделанных с натуры. То, что да Винчи мог рисовать медведя с натуры говорит его хорошее знание анатомии животного, так в « Атлантическом кодексе » он пишет: «Я расскажу о лапах каждого животного, чтобы показать, в чём они различны; так, у медведя пальцы на задних лапах соединяются у плюсны » .

Наиболее очевидное сходство «Голова медведя» имеет с эскизами собачьих лап, находящихся в Национальной галерее Шотландии и с шагающим медведем из музея Метрополитен (см. иллюстрации) . Считается, что все они входили в один или несколько альбомов для зарисовок художника, которые Леонардо впоследствии использовал для работы над полноценными картинами. Однако в настоящий момент картина, на которой мастер нарисовал медведя, неизвестна. Существует версия, что этот рисунок служил наброском горностая для картины « Дама с горностаем ». Да Винчи, никогда не видевший горностая, для его написания мог слегка удлинить голову медведя .

Происхождение

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем . 1489—1490. Дерево, масло. 54 × 40 см. Национальный музей, Краков . Инв. MNK XII-209

Провенанс рисунка можно проследить до британского художника Томаса Лоуренса . После его смерти в 1830 году работа была передана дилеру Сэмюэлю Вудбёрну. В 1860 году он продал её через аукционный дом Christie’s Чамберсу за 2,5 фунта стерлингов (3,5 доллара). В 1936 году приобретён капитаном Норманом Колвиллом. После смерти Колвилла в 1974 году работа входила в собрание фонда The N. R. Colville Will Trust (галерея Johnny van Haeften Ltd., Лондон), где оставалась до 2008 года .

Впервые на публике «Голова медведя» была выставлена в Лондоне в Burlington Fine Arts Club в 1937 году. Спустя год искусствовед Бернард Беренсон включил эту работу в обновлённую версию своей книги «Рисунки флорентийских художников». С тех пор работа да Винчи была представлена на многих крупных выставках: Милан , Палаццо дель Арте (1939 год), Лондон , Королевская академия , выставка к 500-летию со дня рождения да Винчи (1952 год), Ноттингем , Городская картинная галерея (1983 год), Лондон, Галерея Хейворда (1989 год), Лондон, Национальная галерея (2011—2012). На последней выставке, называвшейся «Леонардо да Винчи: художник при миланском дворе», рядом с рисунком была представлена картина «Дама с горностаем» (см. иллюстрацию) , для изображения которого, как отмечалось выше, художник мог использовать «Голову медведя» .

Лейденская коллекция

Рембрандт ван Рейн . «Отдых молодого льва». Около 1638—1642 г. Бумага, чёрный и белый мел. 11,5 × 15 см. Лейденская коллекция

В 2008 году рисунок приобрёл американский инвестор Томас Каплан для своей частной « Лейденской коллекции ». Коллекция состоит только из голландской живописи (реже графики) XVII века, и рисунок да Винчи стал в ней единственным исключением. Сам Каплан пояснял, что «Голова медведя» интересно перекликалась с рисунком Рембрандта «Отдых молодого льва» (см. иллюстрацию) , став ценным дополнением коллекции . Во время выставок рисунки да Винчи и Рембрандта располагались рядом. В 2018 году «Голова медведя» выставлялась в Москве в ГМИИ им. А. С. Пушкина и в Санкт-Петербурге в Государственном Эрмитаже в рамках экспозиции «Эпоха Рембрандта и Вермеера . Шедевры Лейденской коллекции». Московскую выставку посетили свыше 275 тысяч человек (она стала рекордной по посещаемости музея за последние пять лет ), а в Эрмитаже — более 1,15 млн человек .

В 2017—2019 годах выставки Лейденской коллекции состоялись также в Лувре , Национальном музее Китая в Пекине , [en] в Шанхае и в Лувре в Абу-Даби .

Продажа

В июле 2021 года рисунок был продан на аукционе Christie’s за рекордную стоимость в 8,86 млн фунтов стерлингов (12,2 млн долларов США), что сделало этот набросок самым дорогим рисунком да Винчи. Предыдущий рекорд стоимости рисунка Леонардо да Винчи был поставлен в 2001 году на этом же аукционе. Тогда работа «Лошадь и всадник» была продана за 8,1 млн фунтов (11,5 млн долларов США) .

Специалист по торговле старыми мастерами Жан-Люк Барони ( англ. Jean-Luc Baroni ) назвал итоговую стоимость продажи абсурдной. Он добавил, что если бы его попросили оценить рисунок, он оценил бы его примерно в 2 миллиона долларов. «Вы покупаете имя. Это не имеет ничего общего с любовью к рисункам. Ну, хорошо, это Леонардо, но он такой крошечный. Это — почтовая марка», — отметил Барони. С ним не согласен другой специалист по торговле старыми мастерами Стивен Онгпин ( англ. Stephen Ongpin ). Онгпин считает, что изначальная оценка Christie’s (первоначальная оценка аукционного дома составила 11—16,5 млн долларов) была правильной, так как учитывала рекордную цену за рисунок Леонардо «Лошадь и всадник», установленную 20 лет назад .

На текущий момент имя покупателя неизвестно, но Стивен Онгпин отмечает, что есть только один-два частных коллекционера и один-два музея, способных приобрести рисунок за такую цену .

Примечания

  1. , с. 104.
  2. . Коммерсантъ. Официальный сайт издания . ИД Коммерсантъ (9 июля 2021). Дата обращения: 9 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  3. . Esquire. Официальный сайт (9 июля 2021). Дата обращения: 9 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  4. . ТАСС, информационное агентство (8 июля 2021). Дата обращения: 9 июля 2021. 8 июля 2021 года.
  5. . Tochka Zрения (3 июля 2021). Дата обращения: 10 июля 2021. 7 августа 2021 года.
  6. . Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина . Дата обращения: 30 мая 2018. Архивировано из 9 июля 2021 года.
  7. Ирина Мак. . Lenta.ru (31 марта 2018). Дата обращения: 9 июля 2021. 8 апреля 2018 года.
  8. Ксения Коробейникова. . Московский комсомолец (27 марта 2018). Дата обращения: 9 июля 2021. 1 мая 2018 года.
  9. , с. 235.
  10. (англ.) . Christie`s, официальный сайт аукционного дома (8 июля 2021). Дата обращения: 9 июля 2021. 8 июля 2021 года.
  11. Мария Волуйская. Аргументы и Факты (10 июля 2021). Дата обращения: 10 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  12. (англ.) . Лейденская коллекция. Официальный сайт . Дата обращения: 10 июля 2021. 10 июля 2021 года.
  13. . РИА-Новости (20 июля 2018). Дата обращения: 8 ноября 2018. 8 ноября 2018 года.
  14. (англ.) (pdf). Официальный сайт Лейденской коллекции . Дата обращения: 2 марта 2019. Архивировано из 19 февраля 2019 года.
  15. Мария Портнягина. . Издательский дом Коммерсантъ (26 марта 2018). Дата обращения: 31 мая 2018. 8 июля 2018 года.
  16. Елена Мирошниченко. . Взгляд, официальный сайт (8 июля 2021). Дата обращения: 9 июля 2021. 8 июля 2021 года.
  17. Наталья Кандаурова. . artchive.ru . Дата обращения: 17 июля 2021. 17 июля 2021 года.
  18. . МИР 24, официальный сайт телеканала (9 июля 2021). Дата обращения: 17 июля 2021. 17 июля 2021 года.
  19. Scott Reyburn. (англ.) . The New York Times. Официальный сайт (8 июля 2021). Дата обращения: 9 июля 2021. 10 июля 2021 года.

Литература

  • Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции : каталог. — М. : ABCdesing, 2018. — С. 16—34,104—105, 235. — 256 с. — ISBN 978-5-4330-0111-4 .
  • Bambach, C. C. Leonardo da Vinci, Master Draftsman. — New York: Metropolitan Museum of Art, 2003. — С. 359—360. — 800 с. — ISBN 978-0300098785 .
  • Syson, L. Leonardo da Vinci: Painter at the Court of Milan. — London: National Gallery London, 2011. — С. 120. — 320 с. — ISBN 1857094913 .

Ссылки

  • (англ.)


Источник —

Same as Голова медведя