Interested Article - Коровьев
- 2020-09-17
- 1
Фаго́т — персонаж романа « Мастер и Маргарита », рыцарь, член свиты Воланда . В Москве 30-х годов был известен под фамилией Коро́вьев , представлялся то бывшим регентом , то переводчиком при знатном иностранце.
...прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный... пиджачок... гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая...
..усишки у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки...
Этимология
Настоящее имя рыцаря, Фагот, вероятно, образовано от названия одноимённого музыкального инструмента , изобретённого итальянским монахом Афранио. Благодаря этому обстоятельству резче обозначается функциональная связь между Коровьевым-Фаготом и Афранием , начальником тайной стражи при прокураторе Понтии Пилате . Форма фагота также напоминает фигуру Коровьева — проглядывается сходство между длинной тонкой трубкой и высоким, тощим и узким в плечах регентом-пьяницей, готовым в любой момент услужливо склониться перед собеседником. По одной из версий, имя-название музыкального инструмента является намёком на то, что Фагот некогда был членом ангельского хора.
Существует вероятность, что имена всех членов свиты Воланда связаны с языком иврит . Так, например, Коровьев (на иврите каров — близкий, то есть приближённый), Бегемот (на иврите бехема — скотина), Азазелло (на иврите азазель — демон).
По другой версии, Коровьев образовано по имени древнеегипетского бога Хор . В мифологии древних египтян бог Хор был противником бога Сета (сатаны). В романе Воланд говорит Маргарите, что «Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил». По космогонии древних мифов Хор — это планета Марс , а Сет — это Сатурн . Они оба находятся в тёмной стороне от Бога-Солнца. Потому и в романе Коровьев служит Сатане .
Возможна также аллюзия, связанная с характеристикой Скалозуба , данной ему Чацким , в « Горе от ума »: «Хрипун, удавленник, фагот».
Роль в романе
Фагот появляется уже в первых абзацах романа, где сначала предстаёт в качестве галлюцинации, видной одному лишь Берлиозу . Возникает он из майского зноя, как и положено любому представителю нечистой силы. Вечером, по завершении рассказа Воланда о встрече Понтия Пилата с Иешуа , Коровьев, уже в плотском обличии, назвавшись бывшим регентом, направляет Берлиоза к турникету с разлитым Аннушкой маслом, возле которого тот и попал под трамвай .
В дальнейшем роль Фагота в основном связана с «грязной работой» и «трюками» — он пытается сбить с пути преследующего свиту Воланда Ивана Бездомного , даёт председателю жилтоварищества Босому взятку рублями , которые потом волшебным образом превращаются в доллары , занимает зрителей во время представления в театре Варьете . Одну из последних глав в романе автор отводит «похождениям» Коровьева и его пажа Бегемота , в ходе которых они поджигают Торгсин и дом Грибоедова .
Во время великого бала Сатаны Фагот вместе с Бегемотом и королевой Марго встречает гостей, а позже подаёт Воланду чашу, наполненную кровью барона Майгеля .
В сцене последнего полёта Фагот предстаёт тёмно-фиолетовым рыцарем с вечно мрачным лицом. По словам Воланда, Фагот был обречён шутить на многие века за неудачный каламбур о Свете и Тьме, который тот сочинил во время своих рассуждений.
Вряд ли бы теперь узнали Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанте <...> На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьёвы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, тёмно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он упёрся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землёю под собою, он думал о чём-то своём, летя рядом с Воландом .
Возможные прототипы
- Некоторую схожесть можно просмотреть между Коровьевым Булгакова и Коровкиным Достоевского , персонажем повести " Село Степанчиково и его обитатели ". Несмотря на полный контраст внешности (Коровьев высокий, худой и узкоплечий, Коровкин же низкий, плотный и широкоплечий), обладают разительной схожестью их небрежность к внешнему виду, неразборчивость в еде, любовь выпить и манера речи .
- Возможно, одним из прототипов Фагота, который в Москве представлялся бывшим регентом церковного хора, являлся один из знакомых Булгакова, слесарь-водопроводчик Агеич, муж домработницы Булгаковых Маруси. Будучи пьяным, Агеич вспоминал свою юность и то, как пел в церковном хоре. Если же Агеич начинал петь псалмы , то выпроводить его было невероятно трудно .
- Самсон Карраско и рыцарь Фалькенштейн. Возможно, именно с них был списан образ Фагота как мрачного рыцаря. Оба персонажа были наказаны, первый — за насмешку над предсказанием собственной смерти (за это же наказан и Михаил Александрович Берлиоз ), а второй — за сомнения в существовании демонов, причем лицо его навеки остается бледным, тогда как рыцарь Фагот обречен оставаться с всегда мрачным лицом .
- Похожий персонаж уже появлялся у Булгакова — в романе « Дни Турбиных », как реминисценция « Бесов » Достоевского :
Только под утро он разделся и уснул, и вот во сне явился к нему маленького роста кошмар в брюках в крупную клетку и глумливо сказал: — Голым профилем на ежа не сядешь!.. Святая Русь — страна деревянная, нищая и... опасная, а русскому человеку честь — только лишнее бремя.
— Ах ты! — вскричал во сне Турбин. — Г-гадина, да я тебя. — Турбин во сне полез в ящик стола доставать браунинг, сонный достал, хотел выстрелить в кошмар, погнался за ним, и кошмар пропал.
- По версии Дмитрия Быкова , Коровьев-Фагот — это Паниковский с его канотье, Азазелло — это Балаганов , Козлевич — Бегемот .
- Ещё одна версия гласит, что «рыцарь который когда-то неудачно пошутил о свете и тьме» это трубадур , автор « Песни об Альбигойском крестовом походе », в которой он слишком возрадовался гибели лидера крестового похода против альбигойцев , Симона де Монфора .
Образ Коровьева в кинематографе и театре
Название | Страна | Год | Режиссёр | В роли Коровьева-Фагота | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Мастер и Маргарита |
Италия
Югославия |
1972 | Александр Петрович | Велимир Живоинович | |
Никогда не отвлекайтесь
на работе |
СССР | 1976 | Глеб Стриженов | короткометражный кинофельетон | |
Мастер и Маргарита | СССР | 1977 | Юрий Любимов | Иван Дыховичный | спектакль |
СССР | 1987 | Ольга Кознова | Юрий Яковлев | документальный фильм | |
Мастер и Маргарита | Польша | 1988 | Мацей Войтышко | ||
Мастер и Маргарита | Россия | 1994 | Юрий Кара | Александр Филиппенко | |
Роковые яйца |
Россия
Чехия |
1995 | комедийно-фантастический фильм | ||
Мастер и Маргарита | Россия | 2005 | Владимир Бортко | Александр Абдулов | телесериал |
Венгрия | 2005 | короткометражный фильм | |||
Мастер и Маргарита | Россия | 2009 |
Леонид Полонский
Игорь Бунаков |
Сергей Сорокин | мюзикл |
Воланд | Россия | 2023 | Михаил Локшин | Юрий Колокольников |
Примечания
- (неопр.) . Дата обращения: 24 марта 2015. 15 мая 2015 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 24 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 24 марта 2015. 3 апреля 2015 года.
- Д.Быков. (неопр.) . ЖЖ (13 октября 2017). Дата обращения: 20 января 2018. 27 декабря 2017 года.
- журнал «Лучик», 2019.
- (неопр.) . Дата обращения: 20 июня 2016. 15 января 2017 года.
Ссылки
- 2020-09-17
- 1