Interested Article - Камень Шабаки

Камень, выставленный в Британском музее. Его размер — 0,66 на 1,37 м
Прорисовка камня

Камень Шабаки — прямоугольный кусок чёрного гранита, содержащий древнеегипетский религиозный текст, нанесённый во время XXV династии . Позднее использовался как мельничный жёрнов , что повредило иероглифы . Помимо этого, надписи намеренно пытались уничтожить, из-за чего они находятся в плохом состоянии. Текст с Камня известен как «Мемфисский богословский трактат» и «Памятник мемфисской теологии».

История

Камень изначально стоял как памятник в Большом храме Птаха в Мемфисе , но по неизвестной причине его в какой-то момент перенесли в Александрию . Оттуда его по морю перевезли в Англию, а затем вернули вместе с капителью египетской колонны, фрагментами греко-римской базальтовой капители, двумя кварцитовыми притолоками Сенусерта III и чёрной гранитовой статуей Рамсеса II в коленопреклонённой позе . В 1805 году граф Спенсер подарил камень Британскому музею . В 1901 году надпись расшифровал и перевёл американский египтолог Джеймс Генри Брэстед . По состоянию на 2009 год Камень Шабаки находится в Британском музее .

Датировка

Надпись на камне утверждает, что нижеследующий текст — копия с изъеденного червями папируса , найденного фараоном Шабакой в Великом храме Птаха . считал, что оригинальный текст относится к I династии , и называл его старейшим известным человечеству памятником письменности .

Брэстед, Эрман , Зете и Юнкер датировали текст временем Древнего царства . Надпись очень архаична, как в лингвистическом смысле (её язык близок к текстам пирамид Древнего царства), так и в политическом отношении: Мемфис там упоминается как столица . Такую же датировку приводили Франкфорт , Уилсон, Лихтхейм и Иверсон . Несмотря на это, Фридрих Юнге и большинство современных учёных пришли к заключению, что надпись создана в правление XXV династии . В египтологических кругах превалирует мнение, что Камень создали не ранее XIX династии , то есть в XIII веке до нашей эры или позднее .

Внешний вид

Стела имеет длину около 137 см, левая сторона имеет высоту около 91 см, правая — около 95 см . Текст занимает область шириной 132 см и около 66 см высотой . В центре расположено квадратное отверстие размером 12×14 см .

В 1901 году Джеймс Генри Брэстед идентифицировал материал камня как гранит , а другие учёные постулировали, что он должен быть куском базальта или композитной породы, анализ Британского музея показал, что камень представляет собой зелёную брекчию , добытую в ущелье Вади-Хаммамат .

Текст

Нанесённые на камень письмена включают два параграфа, краткое вступление и заключение. Первый абзац повествует об объединении Египта: Птах объединяет Нижний и Верхний Египет с помощью Гора . В тексте отдельное внимание уделяется тому, что объединение Египта произошло в Мемфисе . Также там сказано, что в этом городе был похоронен Осирис . Второй абзац содержит космогонический миф, «Мемфисский богословский трактат» , где Птах выписан создателем всего мироздания, включая богов.

Введение

Первая строка содержит пятичленный титул фараона : « Божественный в явлениях , Божествен в появлениях обеих Владычиц , Могущественный золотой сокол , С совершенной Ка/душой Ра » . Первые три имени указывают на то, что фараон является воплощением богов, в особенности Гора, а другие говорят о разделении и объединении Египта .

Вторая строка, представляющая собой посвящение, заявляет, что на камень нанесён текст с изъеденного червями папируса, который Шабака нашёл во время осмотра Великого храма Птаха .

Объединение Египта

3—47 строчки описывают объединение Верхнего и Нижнего Египта под властью мемфисского Гора . Сперва текст описывает политическое и теологическое превосходство мемфисского Птаха, создавшего не только Верхний и Нижний Египет, но и Эннеаду . Надпись указывает, как Гор (воплощение Птаха) сперва правит Нижним Египтом , тогда как его соперник Сет управляет Верхним . Гор получает Верхний Египет от Геба и становится единственным правителем этих земель .

Мемфисский богословский трактат

48—64 строки пересказывают космогонический миф . Птах, бог-покровитель ремесленников, металлургов, архитекторов и рабочих, рассматривается в нём как создатель всего сущего . Сперва творение мира было духовным и интеллектуальным , после чего стало физическим действием, и его выполнил Атум , созданный губами и зубами Птаха. Атум создал Эннеаду из семени и рук Птаха .

Заключение

61—64 строки содержат краткий пересказ .

Задача

Согласно Рагнхильде Бьерре Финнестад, имеется три основные теории насчёт того, зачем был создан текст с Камня Шабаки:

  1. Установить превосходство мемфисской теологической системы над гелиопольской .
  2. Утвердить верховенство Мемфиса и его жрецов над Гелиополем и его жрецами.
  3. Создать онтологию .

Так как текст написан для храма Птаха, Камень Шабаки, вероятно, выполнял и религиозную задачу, помещая текст в сообразное ему место .

Помимо этого, по мнению египтолога Тоби Уилкинсона , тщательно стилизованный под архаичные произведения текст использовался Шабакой в политических целях: правители кушитской династии видели в своём правлении возврат к воображаемому золотому веку египетской культуры и очищение её от «искажений», внесённых фараонами ливийской XXII династии .

Повреждения

Из прямоугольного отверстия в центре камня расходится несколько радиальных царапин, уничтоживших часть надписи радиусом 78 см . Они, скорее всего, появились из-за того, что камень использовали как мельничный жёрнов . Другая возможная причина появления царапин — камень использовался как подставка под тяжёлым круглым предметом, колонной или столбом .

Часть надписи уничтожена ещё в династический период . С него, среди прочего, срезано имя Сета в 7-й строке: в то время Сета стали осуждать и стирать его упоминания . Кроме того, Псамметих II или Псамметих III стёрли с камня личное и тронное имена Шабаки, после чего Псамметих III нанёс на камень своё собственное имя, которое позже стёрли персидские завоеватели .

Примечания

  1. , p. 72.
  2. от 7 июня 2021 на Wayback Machine , British Museum
  3. , p. 5.
  4. , pp. 567–8.
  5. , p. 567.
  6. , p. 2.
  7. , p. 9.
  8. Smith, Homer W. . — New York : , 1952. — «Internal evidence has satisfied all authorities that the archetype from which the copy was made must have been written at the opening of the dynastic period.».
  9. , p. 10.
  10. , p. 68.
  11. , p. 24.
  12. Van De Mierroop, Marc (2011). A history of Ancient Egypt. Massachusetts: Blackwell Publishing. p. 303. ISBN 978-1-4051-6070-4
  13. , p. 7.
  14. Breasted, James Henry (1901). "The Philosophy of a Memphite Priest". Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde . 39 : 458.
  15. , p. 6.
  16. , p. 81.
  17. , p. 8.
  18. , p. 13.
  19. , p. 14.
  20. , p. 17.
  21. , pp. 18–19.
  22. , pp. 82–83.
  23. , p. 285.
  24. , p. 569.
  25. , p. 570.
  26. , p. 571—572.

Литература

  • Joshua J. Bodine. The Shabaka Stone: An Introduction // Studia Antiqua. — 2009. — Т. 7 , № 1 . — С. 17 .
  • Ragnhild Bjerre Finnestad. Ptah, Creator of the Gods: Reconsideration of the Ptah Sections of the Denkmai // Numen. — 1976. — Т. 23 , № 2 .
  • Amr El Hawary. Proceedings of the Ninth International Congress of Egyptologists / Jean-Claude Goyon, Christine Cardin (eds.). — Peeters Publishers & Department of Oriental Studies, 2007.
  • Miriam Lichtheim. Ancient Egyptian literature: a book of readings. — 2006 ed.. — Berkeley, CA: University of California Press, 2006. — Т. 1. — ISBN 978-0-520-24842-7 .
  • Miriam Lichtheim. Ancient Egyptian literature: a book of readings. — 2006 ed.. — Berkeley, CA: University of California Press, 2006. — Т. 3. — ISBN 978-0-520-24844-1 .
  • Barry J. Kemp. Ancient Egypt: anatomy of a civilization. — 2nd ed. — London ; New York: Routledge, 2006. — ISBN 978-0-415-23549-5 978-0-415-23550-1.
  • Toby A. H. Wilkinson. . — 1st U.S. ed. — New York: Random House, 2010. — ISBN 978-0-553-80553-6 .

Ссылки

  • , английский перевод из книги ( )
Источник —

Same as Камень Шабаки