Зомби Marvel (мультсериал)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Зомби» — шестой студийный альбом российской рок-группы « Крематорий ». Записан в декабре 1990 года на студии «Black Bird», выпущен в 1991 году . Третий альбом группы, изданный на виниле, и первый, изданный на CD в 1993 году .
Успех пластинок «Живые и мёртвые» и « Клубника со льдом » и последовавшие за ним активные гастроли вдохновляли Армена Григоряна на написание новых вещей. Песни писались с конца 1980-х, когда в составе группы играли гитарист Дмитрий Куликов и саксофонист Александр Куницын, и исполнялись на концертах в 1989 —1990 годах в версиях, изначально отличавшихся от альбомных как по музыке, так и по текстам.
Альбом «Зомби» стал первой осознанной концептуальной работой коллектива. По замыслу автора, 10 композиций должны были представлять собой зарисовки в духе новелл « Декамерона » Джованни Боккаччо , а концепция заключалась в путешествии лирического героя по городу Зомби и встрече с его жителями и разного рода приключениями, впечатления от которых он выражает в песнях. Аранжировки были подготовлены Дмитрием Куликовым, однако сам он по неизвестным причинам отказался от участия в записи, а позже и вовсе покинул группу вместе с Куницыным. По рекомендации директора Ольги Жигаревой, коллективу был представлен джазовый гитарист Виктор Осипов, прежде выбиравший между «Крематорием» и « Лигой блюза ». По воспоминаниям Григоряна, альбом изначально задумывался тяжёлым , но с появлением Осипова звучание претерпело изменения — привнесённые им джазовые нотки придали песням характерную окраску, не встречающуюся в последующих альбомах.
К записи группа приступила в декабре 1990 года на студии «Black Bird». Звукорежиссёром альбома стал Алексей Соколов, сотрудничавший с Жанной Агузаровой . Альбом был записан достаточно быстро. Единственным серьёзным препятствием в процессе записи стала замена аппаратуры, в результате чего все партии ударных были стёрты, и барабанщику Андрею Сараеву пришлось заново прописывать их — без метронома и поверх уже готовой музыки.
Альбом вышел в 1991 году на виниле. Его выпустили Апрелевский завод грампластинок (без опознавательных знаков на конверте) и фирма «RiTonis» (бывший Рижский завод грампластинок в составе «Мелодии» ). «Зомби» стал единственным альбомом, записанным с Виктором Осиповым — после концертов-презентаций, прошедших 22 и 23 февраля в ДК МЭИ , он ушёл из «Крематория».
В 1993 году фирма «SoLyd Records» издала альбом на CD с дополненным трек-листом (в него вошла песня «Яд» и 3 песни с альбома «Клубника со льдом» — «Фригия», «Собачий вальс» и «Женщины города роз») , а в 1998 году фирма «Moroz Records» выпустила переиздание.
«Зомби» — первый альбом «Крематория», оформленный художником Василием Гавриловым. С этого альбома началось его сотрудничество с группой, продолжавшееся вплоть до его смерти в 2002 году . Обложка выполнена в стиле средневековых гравюр: на ней в чёрно-белом цвете изображён «город Зомби», в центре которого — гигантский человеческий череп. В изображении есть элементы оптической иллюзии : например, при внимательном рассмотрении в области носовой кости можно увидеть самого Зомби, играющего на трубе (отсылка к первой строке припева — «Зомби играет на трубе, мы танцуем свои танцы…», также скелет, стоящий на дереве со знаменем в руке — отсылка к первым словам песни: «В его руках знамя…»), а большая лобовая кость с пролегающей посередине ветвью может напоминать ягодицы (в программе Нашего радио « Летопись », посвящённой альбому, Армен Григорян упомянул «женщину, которая перегнулась через город»). Также, помимо Зомби, запечатлён ещё один персонаж — Калигула : справа изображён его бюст на постаменте с профилем головы козла (отсылка к строке «И к концу каждого дня превращался в козла…»), а крысы под ним являются намёком на то, что Калигула был Крысой по году рождения . В левом нижнем углу при внимательном рассмотрении можно увидеть имя самого художника (надпись мелким шрифтом: «В. Гаврилов»).
Песня «Зомби» написана Арменом Григоряном в 1989 году и изначально называлась «Сны Зомби». В первоначальной версии песни первая строка второго куплета звучала как: «Он съел живьём негра, он выпил кровь пумы…», однако позднее «негр» и «пума» были заменены на «крысу» и «кобру».
Вот «Зомби»… Не хочу называть слово «политическая» или «социальная», но всё-таки мир как-то отражался в то время. В названии отражены состояния группы на тот момент. Потому что, всё-таки, я не знал вообще, будет ли продолжаться «Крематорий», потому что, если мы записали бы неудачный альбом, то мы вряд ли бы, наверное, продолжили. Какие-то там перестройки начинались, там что-то такое, в общем, непонятно, куда бежать… Все пытались что-то там «шире развернуть, выше поднять», и была абсолютная непонятка, что делать дальше. И собственно вот в этой песне как бы отразилось то состояние, которое у нас было тогда, и я думаю, очень точно, потому что сейчас, когда я играю эту песню, я мысленно попадаю в то время.
— Армен Григорян
Баллада «Больной» посвящена одному из приятелей Армена Григоряна по имени Андрей, ставшему жертвой алкоголизма .
Песню «Калигула» Армен Григорян написал после просмотра одноимённого фильма Тинто Брасса и прочтения пьесы Альбера Камю .
Песня «Твари» написана Григоряном совместно со скрипачом Михаилом Россовским. По воспоминаниям Григоряна в «Летописи», у него изначально была песня, которую он не хотел выпускать, потому что она была похожа на «Клубнику со льдом», но Россовский показал свою версию со скрипичным пиццикато . Там же он пояснил, что «твари, играющие на дудках» — это «те, кто врёт».
«Ура!» — акустическая миниатюра, посвящённая одной из знакомых Армена Григоряна Анне Киреевой. В рецензии музыкального обозревателя Игоря Шамарина песня охарактеризована как «Военно-эротическая двусмысленность, как бы некий дополнительный кадр из песни „Калигула“».
Песню «Шпалер» Армен Григорян в программе «Летопись» назвал «результатом необычного сексуального опыта», по описанию — с явными элементами БДСМ . В виниловой версии альбома в начале песни звучит фрагмент записи речи Адольфа Гитлера , что, по мнению Григоряна, является намёком на то, что отношения подобного рода, где фигурирует управление, являются одним из видов фашизма . В самом же тексте, абсурдном по содержанию, об этом прямо не говорится. Также в виниловой версии в конце песни звучат выстрелы. На CD-изданиях эти моменты отсутствуют.
Песня «Черви» , по словам Армена Григоряна, посвящена проблеме зла в человеке. Образ «червей» метафорический, символизирующий само внутреннее зло.
Песня «Газы» написана в 1990 году под впечатлением от гастролей в Улан-Удэ : в ней использована стилизация под бурятские народные мотивы. В виниловой версии в начале песни, перед вторым куплетом и соло и в конце звучит шипение — очевидно, распыление газа. На CD-изданиях этот звуковой эффект отсутствует.
Песня «Уродина» , по версии, озвученной Григоряном в «Летописи», так же, как и «Ура!», посвящена Анне Киреевой.
Есть две вещи — «Уродина» и «Ура!», которые, в общем-то, адресованы одному и тому же человеку. Звали её Анна, сейчас она живёт в Америке, фамилия у неё теперь Янг. В первое время я всё время к ней относился с такой жалостью, потому что у неё как-то жизнь не устраивалась, и какие-то люди приходили, её всё время кидали… Почему-то всё время хотелось ей помочь. И она жила у нас с женой, мы её к себе взяли, потому что у неё были большие проблемы. И вот её очень ласково… Вот если просто говорить «уродина», это может быть несколько оскорбительно, но к ней это как-то подходило, потому что иначе просто произойти не могло. То есть моё пожелание ей — «если даже все от тебя уйдут, то я буду последним, кто это сделает, я буду с тобой до конца».
— Армен Григорян
В акустической балладе «Осень» Армен Григорян при помощи метафор и поэтических образов выражает своё отношение к этому времени года.
В период работы над альбомом также была записана песня «Яд» , но в виниловую версию она не вошла. Она впервые появилась на CD-издании в 1993 году.
В переиздание 1998 года были включены ещё две инструментальные композиции — «Клофелин» и «Баллада» . Первая представляет собой психоделическую интро-зарисовку, навеянную историей с отравлением бас-гитариста Сергея Третьякова клофелином на гастролях в Туапсе . Вторая была написана Виктором Осиповым для французского фильма о животных.
Автор всех песен — Армен Григорян, кроме указанных особо.
Также в записи участвовали
Лидер группы « Адо » Андрей Горохов , в начале 1990-х являвшийся главным редактором коломенского самиздат-журнала «Охота», в 1991 году в рецензии на альбом отметил: «Новый и седьмой по счету альбом КРЕМАТОРИЯ — пока моё самое сильное музыкальное впечатление последнего года. Он в известной степени концептуален, музыкально привлекателен и по звучанию выдержан в единой стилистике. […] Что поражает сразу — мелодическая законченность почти всех песен альбома, что ранее случалось у КРЕМАТОРИЯ лишь в хитах („ М. Ветер “, „Девочка со взглядом волчицы“…). Затем — и здесь уже заслуга звукорежиссёра — в плотной аранжировке отчётливо прослушиваются все инструменты (бас, жив. барабаны, скрипки, эл. гитара) и совсем хорошо — голос. […] Суперномера альбома — „Шпаллер“, „Зомби“, „Калигула“ — в принципе аккумулируют состояние сегодняшнего „Крематория“ — обитание в загаженном абсурдном мире повзрослевшего уже романтика, сменившего медицинскую описательность своего состояния („…на гениталиях выскочил прыщ…“) на более, обтекаемые категории (пистолетик, солдат).»
В 1993 году газета « Московский комсомолец » в рецензии на CD писала: «Известные хиты „Калигула“, „Осень“, „Твари“ и, естественно, сам „Зомби“ выдержали проверку временем и намертво вошли в концертный репертуар команды. А теперь они смогут порадовать и в домашних условиях любителей изысканного некрофильского декаданса, если, конечно, в многочисленной армии малообеспеченных крематорских фэнов есть люди с лазерными плейерами». В том же году « Комсомольская правда » отозвалась о коллективе в рецензии на CD: «„Крематорий“ по-прежнему функционирует исправно, как и подобает хорошо налаженному механизму: без сбоев и нервных потрясений».
Музыкальный обозреватель и рок-музыкант Игорь Шамарин в статье об альбоме в блоге «Рок-меломан» дал «Зомби» следующую характеристику: «Есть мнение, что альбом „Зомби“ по структуре схож с „Декамероном“ Джованни Боккаччо. Галерея образов и персонажей. Апокалипсис и Возрождение. Смерть и Любовь, идущие рука об руку. Духовные искания и плотские наслаждения. Не стану отрицать, что тут действительно есть схожесть с „Декамероном“ — тем более, второй подобной работы в отечественном роке пока нет».
В 2020 году Александр Морсин в статье интернет-журнала « Нож », посвящённой 60-летию Армена Григоряна и представляющей собой подборку мини-рецензий на самые знаковые, по его мнению, альбомы «Крематория», охарактеризовал «Зомби» следующим образом: «„Декамерон“ Армена Григоряна, разменявшего четвёртый десяток. Самая цельная, депрессивная и глубокая пластинка „Крематория“, посвящённая загробному миру и войне человека с самим собой. Главные темы, они же действующие лица — зло, секс и власть (все плохо кончили). Отсюда семплы из речей Гитлера, отсылки к элегическим БДСМ-сеансам и неизбывная хандра: распад личности на фоне развала страны. Подростковые влажные сны и мемуары сифилитика прилагаются. […] Всё это идеально сочетается с обновлённым звуком группы, где в паре к скрипке теперь идёт не акустика, а электрогитара. И только здесь — никаких клавишных, духовых и даже треугольника. При желании можно расслышать Gang of Four , Swans или The Bad Seeds Ника Кейва , но правдоподобнее, конечно, параллели с похожей звуковой атакой „ Ночного проспекта “ тех лет».