Мать-и-мачеха
- 1 year ago
- 0
- 0
Мать — сыра́ земля́ ( укр. Земля — свята мати ; серб. Маjка земља ) — персонифицированный образ земли в славянской мифологии . Земля считалась матерью всех живых существ и растений, средоточием плодородия. Противопоставлялась персонифицированному Небу (или богу-Громовержцу ) . Архаические представления о небе и земле как супружеской паре сохранились в польском фольклоре. По болгарским представлениям, месяц является сыном неба и земли. В русском фольклоре выражение «Мать — сыра земля» обозначает прежде всего землю, оплодотворённую небесной влагой и готовую родить .
Образ Матери-Земли восходит к глубокой древности — по меньшей мере к праиндоевропейской эпохе . Об этом свидетельствуют многочисленные параллели данному персонажу в мифологиях индоевропейских народов: Деметра ( лингвистически прямой аналог др.-рус. Земь-матерь ) в греческой , Анахита в иранской , Жемина (прямой лингвистический аналог рус. Земля ) в литовской и др.
Из земли (глины, праха), согласно Библии , апокрифам и народным легендам , создано тело человека ( «создал Господь Бог человека из праха земного» Быт. ): душа его после смерти попадает в верхний мир, а тело — в землю (ср. белорусское поверье, что душа окончательно расстаётся с телом, когда на гроб упадёт первая горсть земли).
Земля, по общеславянской традиции, является символом материнства и женского начала. Принимая в себя семена, Земля беременеет и даёт новый урожай; она всеобщая Мать и кормилица: живых питает, а мёртвых к себе принимает. В русских загадках Земля соотносится с образом «общей для всех матери». Известное в русских фольклорных текстах и фразеологии выражение «Мать — Сыра Земля» обозначает прежде всего землю, оплодотворённую небесной влагой. Соответственно, пересохшая, бесплодная Земля сравнивается в русских духовных стихах со вдовой. Перед началом сева крестьяне обращались к святым с просьбой «напоить Мать — Сыру Землю студёной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила его большим колосом» (орлов.) .
В загадках и поговорках сохранились архаические представления о небе и земле как супружеской паре: «Высокий отец, низкая мать» ( польск. Wysoki tatka, niziutka matka ), «Не земля хлеб родит, а небо» . По представлениям болгар, от брака Неба и Земли родился месяц . Известное в русских фольклорных текстах выражение «Мать — сыра земля» обозначает прежде всего землю, оплодотворённую небесной влагой и готовую родить .
В «Сказании о Мамаевом побоище» перед Куликовской битвой Матерь-Земля проливает слёзы о грядущей гибели своих сыновей — русских и татар .
Для народно-христианской традиции характерны поверья о том, что Земля закрывается в дни « бабьего лета » и справляет свои «именины», а открывается на Благовещенье . «Именинницей» называли Землю также на Симона Зилота (повсеместно), в Духов день и на Успенье (Обжинки) . «На Духов день Земля потому именинница, что в этот день она сотворена» (вят.). В такие дни по отношению к Земле соблюдались многочисленные запреты: нельзя было копать, пахать, бороновать, забивать колья, бить по Земле .
По мере распространения христианства в народном сознании возник параллелизм образа Матери Земли с образом Богородицы : «На море на Окияне, на острове Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями; на той берёзе Мать Пресвятая Богородица шёлковые нитки мотает, кровавые раны зашивает… . Так в крестьянском быту России в XIX веке образ Земли, как Земли-кормилицы, Земли рождающей, плодоносящей, приравнивался, а иногда отождествлялся с образом Богородицы . Также Богородица считалась «Защитницей и Покровительницей Земли Русской» . Земля связывается и с образом Параскевы Пятницы : «В пятницу, матушку Прасковью, грешно тревожить Землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение» .
В русских и украинских заговорах Землю именуют Татьяной , а воду Ульяной , или наоборот .