Дочь Сатаны
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дочь тамбурмажо́ра» ( фр. La Fille du tambour-major ) — комическая опера , или оперетта , в трёх актах и четырёх картинах французского композитора Жака Оффенбаха на либретто Альфреда Дюрю и Анри Шиво.
Премьера оперетты состоялась 13 декабря 1879 года в парижском театре Фоли-Драматик. Это было последнее сочинение Оффенбаха исполненное при жизни, так как последующие — оперетты «Прекрасная Люретта», «Мадемуазель Мушерон» и опера « Сказки Гофмана » — были исполнены уже после смерти композитора.
«Дочь тамбурмажора» принадлежит к числу наиболее ярких произведений Оффенбаха, что свидетельствует о том, что смертельно больной в то время Оффенбах был и в последние годы своей жизни в периоде творческого расцвета. Оперетту наполняют маршеобразные ритмы. Оффенбах музыкально характеризует французских солдат, как носителей жизнерадостного, свободолюбивого начала, изобретательных в выдумке, неутомимых в жажде приключений. Он поэтически приукрашивает их, романтически преображая действительное положение вещей. Являющаяся одним из лейтмотивов оперетты песенка дочери тамбурмажора именно такой рисует французскую армию. Характерно, как меняются позиции композитора: армия Наполеона опоэтизирована в той же степени, в какой за 12 лет до этого в «Великой герцогине Герольштейнской» осмеяна армия Наполеона III . Благодаря тому, что Оффенбах прославил те идеалы, которые некогда ни во что не ставил, он снова стал кумиром толпы.
Оперетта написана на военно- патриотический сюжет и воспевает итальянский поход молодого Бонапарта . По духу сюжет близок к опере « Дочь полка » (1840) Гаэтано Доницетти . Сюжет оперы Доницетти подвергся либреттистами Оффенбаха существенным изменениям, но основной характер его — патриотическое воспевание армии как дружеской среды — остаётся незыблемым.
Действие происходит, когда Наполеон в 1806 году вторгается в Ломбардию во время австрийской оккупации Италии. Героиня оперетты — смелая девушка-патриотка, бросившая роскошный княжеский дом и ушедшая в армию простой маркитанткой .
В оперетте имеются буффонно - сатирические элементы. Скромные и добродетельные воспитанницы монастырского пансиона поют то торжественный молитвенный хорал , то весёлую легкомысленную песенку, в зависимости от того, следит ли за ними мать-настоятельница или нет. Этот приём впоследствии повторит Флоримон Эрве в своей оперетте « Мадемуазель Нитуш », позаимствовав из «Дочери тамбурмажора» вышеприведенную сценическую ситуацию.
Хор: солдаты, монахини, обитатели монастыря, дамы и господа, народ.