Interested Article - Трёхгрошовая опера
- 2020-04-08
- 1
«Трёхгрошо́вая о́пера» ( нем. Die Dreigroschenoper ) — пьеса в трёх действиях, одно из самых известных произведений немецкого поэта и драматурга Бертольта Брехта .
История создания
Российский театровед Борис Зингерман в своё время назвал «Трёхгрошовую оперу» Брехта «„ Чайкой “ эпического театра », полагая, что первая постановка пьесы в 1928 году и в признании Брехта-драматурга, как в Германии, так и за её пределами, и в становлении его театра сыграла ту же роль, что и постановка «Чайки» в МХТ — в признании драматургии А. Чехова и становлении самого Художественного театра . Основой для сюжета пьесы послужила знаменитая « Опера нищих » Джона Гея (1728), написанная в жанре балладной оперы и основанная на похождениях реальных лондонских мошенников Джека Шеппарда и Джонатана Уайльда . Переработку «Оперы нищих» Брехту заказал Йозеф Ауфрихт, только что назначенный директором Театра на Шиффбауэрдамм ; либретто перевела на немецкий язык писательница Элизабет Гауптман. В процессе переработки Брехт почти не изменил сюжет, но в его версии появились новые персонажи и изменилась трактовка ряда образов . Так, если у Гея Мэкхит был благородным разбойником (как и его прототипы), а Пичем — ловким предпринимателем, то Брехт лишил Мэкхита благородства: он стремится свести кровопролитие к минимуму, но это не более чем деловая рационализация кровопролития; в «Трёхгрошовой опере» оба главных героя — буржуа и предприниматели и оба по сути разбойники .
Музыка в этой пьесе Брехта играла ещё более важную роль, чем во всех предыдущих; публикуя «Трёхгрошовую оперу», Брехт указал, что написана она «при участии» композитора Курта Вайля , поскольку тексты зонгов нередко рождались вместе с музыкой. Как в своё время И. К. Пепуш , соавтор Гея, спародировал в «Опере нищих» придворную оперу Г. Ф. Генделя , так и Вайль в своей музыке пародировал старую оперу, вплетая в мелодии зонгов джазовые мотивы .
Написанная в 1928 году, «Трёгрошовая опера» тогда же была поставлена в Театре на Шиффбауэрдамм и имела сенсационный успех; зонги из спектакля приобрели широкую популярность. При этом не обошлось и без скандала: в нескольких зонгах, не самых знаменитых, Брехт использовал стихи Франсуа Вийона , забыв [ источник не указан 817 дней ] указать автора. Так, «Баллада сутенёра» представляла собой вольный перевод «Баллады о Вийоне и толстухе Марго» французского поэта; таким же вольным переводом Вийона была «Баллада о приятной жизни»; «Песня о Соломоне Мудром», которую Брехт позже в несколько изменённом виде включил и в « Мамашу Кураж », — переделка «Баллады о глупостях любви»; переработкой песни Вийона был и небольшой зонг «О состраданье просит вас Макхит…»; наконец, переработка двух баллад Вийона — «Эпитафии, написанной Вийоном для него и его товарищей в ожидании виселицы» и «Баллады, в которой Вийон просит у всех пощады» — у Брехта превратилась в «Балладу, в которой Макхит просит у всех прощения» . Этот плагиат возмутил влиятельного берлинского критика Альфреда Керра, другой же критик, Карл Краус , оправдал Брехта его «аморальной чистотой» . В 1946 году Брехт написал новую «Балладу о приятной жизни» и новые строфы для «Баллады, в которой Макхит…»; он полностью переписал и «Солдатскую песню» («От Гибралтара до Пешавара»), — в новой версии это была песня солдат Второй мировой войны и начиналась словами: «Фриц был штурмовик, и Карл был фашист…»
В 1929 году в Берлине вышел отдельный сборник «Зонги из Трёхгрошовой оперы». Полный текст пьесы был опубликован в 1931 году вместе со сценарием «Шишка» и материалами судебного процесса по поводу фильма Г. В. Пабста « Трёхгрошовая опера » .
В 1934 году на основе оперы Брехт закончил « » — единственное своё крупное прозаическое произведение.
Переводы на русский язык
На русский «Трёхгрошовая опера» впервые была переведена в 1928 году Львом Никулиным и Вадимом Шершеневичем специально для Камерного театра А. Таирова .
Во второй половине 1950-х годов Соломон Апт заново перевёл пьесу Брехта, — в этом переводе она вышла отдельным изданием в 1958 году в издательстве «Искусство», и в дальнейшем «Трёхгрошовая опера» обычно публиковалась и ставилась на сцене именно в переводе Апта .
Ещё один известный перевод принадлежит Ефиму Эткинду , в 1963 году пьеса в его переводе была поставлена Ленинградским театром им. Ленинского комсомола .
В 2008 году Кирилл Серебренников заказал новый перевод «Трёхгрошовой оперы» для постановки пьесы в МХТ им. Чехова . Перевод осуществил , зонги перевели Юлий Гуголев и Алексей Прокопьев .
Действующие лица
- Макхит, по кличке Мэкки-Нож
- Джонатан Джеремия Пичем, владелец фирмы «Друг нищего»
- Селия Пичем, его жена
- Полли Пичем, его дочь
- Браун, шеф лондонской полиции
- Люси, его дочь
- Дженни-Малина
- Смит
- Кимбл, священник
- Филч
- Уличный певец
- Бандиты
- Нищие
- Проститутки
- Констебли
Сюжет
Действие происходит в викторианской Англии , в лондонском районе Сохо . «Нищие нищенствуют, воры воруют, гулящие гуляют». На ярмарке уличный певец рассказывает о похождениях местного бандита Мэкки-Ножа, неофициального, но истинного хозяина района, чьи преступления остаются безнаказанными. Среди его слушателей и сам Мэкхит, собирающийся жениться на красотке Полли Пичем, отец которой тоже местный авторитет, но на другом поприще: он предводитель лондонских нищих. В разделённом на четырнадцать районов Лондоне всякий желающий заниматься нищенством должен выправить лицензию у фирмы «Джонатан Джеремия Пичем и Кo». Помимо платы за лицензию и «экипировку» в соответствии с «пятью основными типами убожества, способными тронуть человеческое сердце», фирма Пичема получает и 50 процентов от ежедневной выручки. Однако Пичем не собирается выдавать свою дочь замуж — ни за Мэкхита, ни за кого бы то ни было.
В трущобах Сохо, в конюшне, которую подручные Мэкхита с помощью украденной, не без кровопролития, мебели и ковров превращают в роскошное помещение, Полли в тайне от родителей справляет свою свадьбу с бандитом. Не сумев предотвратить свадьбу, Пичем пытается избавиться от зятя с помощью полиции: Мэкхит давно заслужил виселицу. Но шеф лондонской полиции Браун и Мэкхит — старые друзья, когда-то они вместе служили в Индии и с тех пор оказывают друг другу услуги: «Не было случая, — говорит Мэкхит, — чтобы я, простой грабитель… вернулся с добычей и не передал части её, солидной части, своему другу Брауну в знак и свидетельство моей неизменной верности. …Не было также случая, чтобы он, всемогущий шеф полиции, назначил облаву, не известив об этом друга своей юности…» Браун уступает доводам Пичема, но тут же, с помощью Полли, предупреждает Мэкхита о предстоящем аресте.
Мэкхит собирается целиком переключиться на банкирскую деятельность: это и прибыльнее, и безопаснее. Поскольку респектабельному банкиру головорезы не нужны, он составляет для Брауна список своих сообщников и, передав все дела Полли, исчезает.
Госпожа Пичем, не полагаясь на Брауна, подкупает проституток, к которым часто наведывается Мэкхит. Как она и предполагала, король лондонских бандитов, вместо того чтобы покинуть город, приходит в публичный дом, и бывшая подружка, Дженни-Малина, сдаёт его констеблю Смиту. Полицейские доставляют Мэкхита в тюрьму, — Браун в отчаянии, тем более что начальник тюрьмы зол на Мэкхита за интрижку с его дочерью, Люси. Сама же Люси негодует по поводу его женитьбы на Полли. Но Мэкхит заявляет, что и не думал жениться и предлагает девушке руку и сердце; и даже когда в тюрьму приходит Полли, он продолжает настаивать на том, что не женат. Люси помогает Мэкхиту бежать.
Недовольный действиями Брауна Пичем решает подставить шефа полиции: организует выступление нищих, чтобы испортить празднества по случаю коронации демонстрацией голода и нищеты. Шантажируя Брауна, для которого парад нищих чреват отставкой, Пичем добивается ареста Мэкхита, ещё раз преданного проститутками. В тюрьме, в ожидании казни, Мэкхит пытается подкупить констебля Смита, но ни Полли, ни соратники не могут доставить ему необходимую сумму; или не хотят: даже проститься с главарём приходят далеко не все, ведь коронации случаются не каждый день. Мэкхит всходит на эшафот. Но тут верхом на коне появляется королевский вестник — Браун: по случаю коронации королева повелевает освободить капитана Макхита, одновременно дарует ему звание потомственного дворянина, замок Мармарел и пожизненную ренту в десять тысяч фунтов. Все ликуют; финальный хор призывает быть терпимее к злу.
Зонги
Зонги из «Трёхгрошовой оперы», музыку к которым написал Курт Вайль , часто исполняются отдельно, на концертной эстраде и входят в репертуар многих певцов. Например, « Баллада о Мэкки-Ноже » стала популярной песней, среди исполнителей — Эрнст Буш , Луи Армстронг , Элла Фицджеральд , Фрэнк Синатра , Бобби Дарин , Стинг , Робби Уильямс , The Young Gods и многие другие. Существует запись «Баллады» в исполнении Бертольта Брехта , как и другого зонга — «Песни о тщете человеческих усилий» ( Das Lied von der Unzulänglichkeit menschlichen Strebens ) , также приобретшей широкую популярность, главным образом в исполнении Эрнста Буша. Не менее популярен и зонг «Пиратка Дженни» ( Seeräuberin Jenny ), входивший, в частности, в концертный репертуар Гизелы Май .
Сценическая судьба
Первая постановка
Премьера «Трёхгрошовой оперы» состоялась в берлинском Театре на Шиффбауэрдамм 31 августа 1928 года . Постановку осуществил Эрих Энгель ; художник Каспар Неер в оформлении спектакля использовал найденные им прежде приёмы: низкий занавес, щиты с надписями. По обе стороны сцены были установлены холщовые экраны, на которых появлялось название исполняемого зонга. Оркестр располагался на сцене, в глубине её стоял орган , как бы напоминавший зрителю о пышной академической опере, которую пародировала пьеса Брехта; во время исполнения зонгов на орган направлялись цветные прожекторы, а сцена освещалась золотистым светом. Роль Макхита исполнял Харальд Паульзен (в будущем активный нацист), Пичема — известный по выступлениям в Дюссельдорфе и Дрездене провинциальный комик Эрих Понто, Селии Пичем — Роза Валетти . Музыкальное сопровождение в этой постановке обеспечил оркестр Людвига Рюта .
Спектакль имел шумный успех, в прессе различных направлений разгорелась полемика. Однако большинство критиков приняло спектакль одобрительно, а рецензент «Das Tagebuch» Стефан Гросман даже восторженно: «Брехт наконец победил» — так озаглавил он свою статью о «Трёхгрошовой опере». Критик журнала «Театр» ( Das Theater ) Кюршнер оценил успех ансамбля как «самый сенсационный успех сезона» .
Но было немало и негативных отзывов. Так, рецензент газеты « Das Tageblatt » 24 июля 1929 года писал: «Всё, без исключения всё, здесь растоптано, осквернено, попрано — начиная от Библии и духовенства вплоть до полиции и вообще всех властей… Хорошо, что при исполнении некоторых баллад, не всё можно было расслышать» . Газета «Роте Фане», орган КПГ , отметила в постановке недостаточную социальную конкретность . Публика, писал Эрнст Шумахер , восприняла «Трёхгрошовую оперу» как яркий образец того самого «кулинарного театра», предназначенного для наслаждения , которому Брехт стремился противопоставить свой « эпический театр » . Тем не менее, успех был общепризнанным. Весной 1929 года спектакль был возобновлён в том же театре, но с другими исполнителями .
«Трёхгрошовая опера» в Москве
Спектакль Эриха Энгеля увидел [ когда? ] советский режиссёр Александр Таиров и так отозвался о нём: «Будучи в Берлине, я ознакомился с новыми постановками, я смотрел интересный спектакль „Трёхгрошовая опера“. Постановщик — молодой немецкий режиссёр Энгель — хоть и не блеснул новыми откровениями, но тактично сумел использовать приёмы современного русского театра» . Таирову не просто понравилась пьеса, он нашёл возможности договориться с самим Брехтом о постановке спектакля в Москве в своём Камерном театре. Но пьеса понравилась не только ему, за постановку хотел взяться и другой московский театр — Театр Сатиры . Одновременная постановка в двух московских театрах одной и той же пьесы не устраивала ни сами театры, ни театральное начальство. Началась тяжба . Спектакль был поставлен в московском Камерном театре к 15-летию театра. [ когда? ] Подготовка спектакля отличалась особенным отбором актёров: был организован конкурс на главные роли. На Мэкки-Ножа претендовали восемь актёров, умеющих петь, танцевать и играть драму. После тщательного отбора роль досталась Юлию Хмельницкому. Много лет спустя [ уточнить ] он вспоминал в своей мемуарной книге «Из записок актёра таировского театра»:
…В 30-е годы Камерный театр был единственный в стране, где шла пьеса Брехта…
Рисунок спектакля был очень острым и многоцветным. В нём звучали и ирония, доходящая подчас до сарказма, и пародия; иногда зрелище приобретало трагикомический, а порой и жуткий характер, особенно сцены нищих, где блестяще игравший великолепный актёр Лев Фенин создавал зловещую, на грани гротеска, фигуру Пичема.
Брауна играл Иван Аркадин — актёр, которому были подвластны и драматические, и комедийные роли.
А непротрезвляющаяся жена Пичема, мадам Пичем, в исполнении Елены Уваровой была и смешна, и страшна, и цинична. Роль Дженни, верной подруги Мэкки, великолепно играла красивая и грациозная Наталья Эфрон. Она любила его горячо. Но, страдая и мучаясь, всё же передала его в руки полиции.
…Все исполнители обладали голосами, были поющими. И отличные музыкальные номера Курта Вайля звучали прекрасно.
[ источник не указан 817 дней ]
Спектакль в Камерном театре шёл под названием «Опера нищих»; премьера состоялась 24 января 1930 года. Газета « Вечерняя Москва » положительно оценила постановку; однако в целом спектакль больше понравился зрителям, нежели критикам. «Зрителю показывается „дно“ современного Лондона: воры, мошенники, проститутки, — писал 16 февраля 1930 года театральный рецензент „Известия ВЦИК“ С. Чемоданов. — Тут же представители власти и церкви, начальник полиции и пастор, поддерживающий контакт с этим дном. Картина, вообще говоря, отвратительная… Кому все это нужно?.. В пьесе нет и намека на третью силу, которую можно и нужно было противопоставить миру бандитов и мошенников» .
Дальнейшая судьба пьесы
«Трёхгрошовая опера» тем временем ставилась во многих театрах Европы. Только в Германии её приняли к постановке театры крупнейших городов, в том числе Лейпцига , Мюнхена («Каммершпиле»), Кёльна («Кельнер Шаушпильхауз») .
После прихода нацистов к власти «Трёхгрошовая опера» была запрещена, как и все произведения Брехта. Даже граммофонные пластинки с исполнением зонгов из «Трехгрошовой оперы» были уничтожены. Лишь случайно в Кёльне сохранилось четыре экземпляра пластинок [ источник не указан 3932 дня ] , напетых Лоттой Ленья , исполнительницей роли Дженни, и Каролой Неер , игравшей Полли Пичем на сцене и на экране.
Пьеса приносила Брехту немалый доход в годы эмиграции , и после Второй мировой войны «Трёхгрошовая опера» часто ставилась в американских и европейских театрах. Однако популярность сыграла с пьесой злую шутку: на Бродвее её превратили в весёлый мюзикл , хотя, как пишет Эрнст Шумахер , это была «наименее близкая Брехту область» . «„Трёхгрошовая опера“, — заметил немецкий режиссёр Клаус Пайман , — наибольший восторг вызывала у буржуазии, против которой была направлена» . Ситуацию, по свидетельству Э. Шумахера, не изменили и доработки, внесённые Брехтом в 1948 году для постановки пьесы в Мюнхене . В 2009 году Кирилл Серебренников предпринял на сцене МХТ им. Чехова попытку очистить пьесу Брехта от бродвейских наслоений: заказанный им новый перевод «Трёхгрошовой оперы» оказался точнее [ источник не указан 485 дней ] и грубее классического перевода, принадлежащего С. Апту ; режиссёр добивался от актёров исполнения зонгов, далёкого от эстрадного пения, как и хотел того Брехт; он заполнил сценическую площадку вульгарными и отталкивающими типажами, — получилось зрелище, по мнению одних критиков, вполне «безобразное» и в то же время, по мнению других, вполне «гламурное» .
Известные постановки
- 1928 — Театр на Шиффбауэрдамм, Берлин. Постановка Эриха Энгеля ; художник Каспар Неер ; композитор Курт Вайль . Роли исполняли: Мекхит — Гаральд Паульзен, Пичем — Эрих Понто, Селия Пичем — Роза Валетти , Дженни — Лотта Ленья , Смит — Эрнст Буш . Премьера состоялась 31 августа. Весной 1929 года спектакль был возобновлен, на некоторые роли были введены новые исполнители; так, Мекхита играл Герман Тимиг, Пичема — Леонард Штекель, Полли Пичем — Карола Неер , Брауна — Лейбельт.
- 1949 — «Каммершпиле», Мюнхен . Постановка Гарри Буквица. В роли Мэкхита — Ханс Альберс
- 1960 — « Берлинер ансамбль ». Постановка Эриха Энгеля; художник Карл фон Аппен
- 2008 — «Берлинер ансамбль». Постановка и оформление Роберта Уилсона ; режиссёр Анн Кристин Роммен, художник Серж фон Аркс. В главных ролях: Полли Пичем — Йоханна Грибель и Штефани Штаппенбек, Мэкхит — Штефан Курт, Пичем — Юрген Хольц, Селия Пичем — Трауте Хёсс, Браун — Аксель Вернер, Дженни — Ангела Якоби .
В России
- 1930 — Камерный театр . Постановка А. Таирова; режиссёр Л. Лукьянов, художники братья Стенберги . Роли исполняли: Макхит — Ю. Хмельницкий , Пичем — Л. Фенин , Селия Пичем — Е. Уварова , Полли — Л. Назарова, Дженни — Н. Ефрон , Люси — Е. Толубеева, Браун — И. Аркадин (позже С. Ценин ).
- 1963 — Московский драматический театр им. К. С. Станиславского . Постановка С. Туманова . Художник Н. Двигубский . Роли исполняли: Мехкит — В. Анисько , Пичем — Е. Леонов , Селия Пичем — К. Шинкина, Полли — Л. Савченко , Браун — Н. Салант.
- 1980 — Московский театр Сатиры . Постановка В. Плучека . Роли исполняли: Мекхит — А. Миронов , Пичем — С. Мишулин , Полли — Н. Корниенко
- 1995 — Молодёжный театр на Фонтанке . Постановка С. Спивака. Роли исполняли: Марина Ордина, Сергей Кошонин, Станислав Мухин, Наталья Дмитриева, Валерий Кухарешин, Дарья Юргенс, Сергей Гавлич, Сергей Барковский, Евгений Дятлов
- 1996 — «Сатирикон». Постановка Владимира Машкова . Роли исполняли: Константин Райкин , Наталья Вдовина, Фёдор Добронравов , Николай Фоменко.
- 2000 — Казанский драматический театр имени В. И. Качалова Постановка Александра Славутского. Роли исполняют: Макхит — Илья Славутский, Пичем — Михаил Галицкий, Селия Пичем — Светлана Романова, Полли — Эльза Фардеева, (позже Алена Козлова), Дженни — Елена Ряшина, Люси — Ирина Вандышева, Браун — Илья Петров.
- 2008 — МХТ им. Чехова (в переводе Св. Городецкого). Постановка К. Серебренникова ; художники Н. Симонов и К. Серебренников. Роли исполняют: Мэкки — К. Хабенский , Пичем — С. Сосновский, Селия Пичем — К. Бабушкина, Полли — К. Лаврова-Глинка, Браун — А. Кравченко , Люси — М. Зорина, Дженни — Я. Колесниченко
- 2016 — Кемеровский областной театр драмы им. Луначарского. Режиссёр — К. Шахмардан, художник — В. Полуновский. Роли исполняют: Мэкки — М. Быков, Пичем — О. Кухарев, Селия Пичем — Л. Копылова, Полли — А. Петрова, Браун — Ю. Темирбаев, Люси — Е. Грибанова, Дженни — Д. Мартышина.
- 2017 — Российский государственный академический театр имени Фёдора Волкова (г. Ярославль). Спектакль прошёл под названием «Опера нищих». Режиссёр Глеб Черепанов. Художник Тимофей Рябушинский. Художник по костюмам Анастасия Бугаева. Роли исполняют: «Капитан Мэкхит» — Алексей Кузьмин, Руслан Халюзов, «Пичем» — Владимир Майзингер, «Селия Пичем» — Яна Иващенко, Анастасия Светлова, «Полли» — Евгения Родина, Дарья Таран, «Локит» — Юрий Круглов, «Филч» — Кирилл Искратов, «Люси» — Анна Ткачёва
- 2019 — Самарский театр юного зрителя «СамАрт» . Режиссёр Доминик Бюттнер. Художники Арсений Радьков. Художник по свету Евгений Подъездников. Концертмейстер Гриценко Марина.
Экранизации
- « Трёхгрошовая опера » // L’Opéra de quat’sous ( film , 1931). Французско-немецкий фильм режиссёра Георга Вильгельма Пабста (Georg Wilhelm Pabst).
- « Трёхгрошовая опера » // L’Opéra de quat’sous ( film , 1962). Французско-немецкий фильм режиссёра Вольфганга Штаудте (Wolfgang Staudte).
- « Мэкки-Нож » // Mack the Knife (1989). Американский фильм режиссёра Менахема Голана.
В 1978 году Шику Буарке создал бразильский вариант пьесы, действие которого разворачивается в начале 1940-х годов в Рио-де-Жанейро . Пьеса была экранизирована:
- « Плутовская опера » // Ópera do Malandro (1986). Бразильский фильм режиссёра Руя Герры.
Примечания
- Зингерман Б. И. Случай «Трехгрошовой оперы». У истоков эпического театра // Зингерман Б. И. Очерки истории драмы 20 века: Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. — М. : Наука, 1979. — С. 267 .
- Шумахер Э. Жизнь Брехта. — М. : Радуга, 1988. — С. 70.
- ↑ Эткинд Е. [lib.ru/INPROZ/BREHT/breht1_2.txt Трёхгрошовая опера] // Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах.. — М. : Искусство, 1963. — Т. 1 .
- ↑ Шумахер Э. Жизнь Брехта. — М. : Радуга, 1988. — С. 70—71.
- ↑ . Спектакли . МХТ имени Чехова (официальный сайт). Дата обращения: 1 марта 2013. 2 марта 2013 года.
- на YouTube
- на YouTube
- . Gisela May (официальный сайт). Дата обращения: 13 апреля 2013. Архивировано из 7 мая 2013 года.
- [lib.ru/INPROZ/BREHT/breht1_2.txt Пьеса. Бертольд Брехт. Трехгрошовая опера. Комментарии Е. Эткинда]
- ↑ Шумахер Э. Жизнь Брехта. — М. : Радуга, 1988. — С. 71.
- Брехт Б. Примечания к опере «Расцвет и падение города Махагони» // Брехт Б. Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания: В 5 т. — М. : Искусство, 1965. — Т. 5/1 . — С. 298 .
- (недоступная ссылка)
- Шумахер Э. Жизнь Брехта. — М. : Радуга, 1988. — С. 161.
- Müller André. (нем.) . Die Zeit (26 мая 1988). Дата обращения: 10 января 2013. 28 января 2013 года.
- . Дата обращения: 19 апреля 2009. 28 марта 2008 года.
- (нем.) . Repertoire . Berliner Ensemble. Дата обращения: 6 марта 2013. Архивировано из 12 марта 2013 года.
Ссылки
- на сайте The Threepenny Opera (англ.)
- 2020-04-08
- 1