Interested Article - Попов, Сергей Николаевич (скульптор)

Сергей Николаевич Попов ( 11 сентября 1897 , Новочеркасск 16 апреля 1977 , Москва ) — советский скульптор . Работал в станковой и монументальной скульптуре, мастер портретов . Автор памятника М. И. Калинину в Твери и памятника В. И. Ленину в Шахтах .

Биография

«Красноармеец» (слева) во время реставрации
Памятник М. И. Калинину в Твери
Бюст Н. И. Семейко в Славянске

Сергей Попов родился 11 сентября 1897 года в Новочеркасске в семье железнодорожного рабочего . В 1905—1915 годах учился в реальных училищах Новочеркасска (ныне средняя школа № 1 ) и Воронежа . Работал на стройке . В 1917 году окончил школу прапорщиков . С 1918 по 1923 год служил в Красной армии . В 1919 году стел комиссаром по военным делам Тульской губернии . В 1920 году стал помощником тульского губернского военкома в городе Новосиле . В 1923—1928 годах работал в Тульском губернском совете физкультуры при Тульском исполкоме. В 1928 году поступил на высшие курсы АХР , учился под руководством И. М. Чайкова . В 1929 году впервые принял участие в выставке АХР. В 1930 году поступил в московский Вхутеин , где учился у В. И. Мухиной . В том же году перевёлся в ленинградский Институт пролетарского изобразительного искусства на скульптурный факультет. Учился у А. Т. Матвеева . В 1932 году окончил институт и вернулся в Тулу . В 1933 году переехал в Москву и вступил в Московскую организацию Союза художников РСФСР .

В 1943 году принимал участие в создании московского Художественного фонда. До 1946 года был его директором. В 1948—1953 годах был заместителем председателя МТХ по скульптуре . Неоднократно избирался председателем ревизионной комиссии Московской организации союза художников .

Жил и работал в Москве . Умер 16 апреля 1977 года после тяжёлой болезни . Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок 16) .

Творчество

В 1930-х годах нередко брался за выполнение парадных скульптур, но в то же время «для себя» создавал портреты современников. В 1932 году работал в Туле над барельефом на здании глазной больницы . В 1934 году работал над монументом «Труд и оборона» в Туле (совместно с М. Ф. Листопадом и А. И. Тенетой ). В 1935—1936 годах работал над памятником В. И. Ленину в городе Шахты (совместно с М. Ф. Листопадом) . Копия этого памятника была в 1938 году была установлена в центре Тамбова . Копии скульптуры Ленина изготавливались в железобетоне мастерскими ЦПКиО им. Горького (высота 2,33 м, плинт 0,8×0,8 м) . В 1936 году выполнил трёхфигурную группу «Будь готов», предназначавшуюся для парковых фонтанов, которую скульптор описал так: « Салютующий пионер держит в левой руке знамя как знак борьбы и побед, вторая фигура — пионер, призывающий горнист и третья фигура — пионерка, пускающая авиамодель — подчёркивает круг мыслей и занятий, которыми живет наша пионерия » . В 1937 году выполнил скульптуру «Красноармеец», установленную на крыше Северного речного вокзала в Москве .

В портретных работах «Старость» (1937) и «Портрет старой женщины» (1939) скульптору удалось передать тонкие психологические нюансы образа, скрытые за старческими морщинами. В работах 1938 года «Комсомолец» и «Комсомолка», «Калмык» и «Калмычка», «Монгол» и «Монголка» заметно влияние школы А. Т. Матвеева: целостность и гармоничность формы, чётко проработанные детали лиц. В этих портретах, как и в работе «Валерка» (1939) проявляется романтика революционного поколения. В начале 1940-х годов к Сергею Попову периодически приходил позировать скульптор Леонид Шервуд . В его портрете Попов стремился изобразить всю противоречивость личности скульптора. Портрет симметричен в профиль и асимметричен в фас. Попов постарался изобразить каждую морщинку и жилу портретируемого .

В большинства портретов Попов изображал только голову. В портрет же лётчика (1940—1942) вошли голова и грудь с двумя орденами Боевого Красного Знамени . Героизм лётчика подчёркивается не внешними атрибутами, а прежде всего его взглядом и глубокими морщинами .

Детским портретам Сергея Попова «Голова юноши (Карлуша)» и «Юность. Портрет сына», выполненным в 1945 году, присуща серьёзность и самоуглублённость . В выполненном из мрамора портрете сына мягкие кудри и нежные черты лица контрастируют с шубой, почти не тронутой резцом .

В 1945 году выполнил портрет художника Ф. А. Модорову . Голова изображена в повороте почти в профиль. Детали портрета огрублены: чуб, густые брови, глубоко посаженные глаза, смотрящие немного вниз, крупный нос, полные губы, выпуклый подбородок. Уголки губ опущены, шея напряжена, галстук сбит в сторону . В портрете знатного сталевара завода «Серп и молот» С. В. Чеснокова нашли воплощение обобщённые черты стахановцев .

После войны работал над проектами памятников адмиралу Ф. Ф. Ушакову в Севастополе и маршалу Б. М. Шапошникову в Москве . По заказу выполнил бюсты дважды Героев Советского Союза С. Ф. Шутова (1946), А. П. Шилина (1947) и Н. И. Семейко (1948), установленные на их родине. Несмотря на обязательные для таких работ требования к парадности, скульптор передал в них черты простых людей .

В 1945 году в соавторстве с Г. А. Шульцем выполнил новый памятник В. И. Ленину для города Шахты, взамен утраченного во время войны. Открытие памятника состоялось в 1948 году. В новом памятнике, в отличие от довоенного, правая рука опущена вниз, а не поднята в призывающем жесте .

В 1955 году в Калинине (ныне Тверь ) был открыт памятник М. И. Калинину , выполненный С. Н. Поповым совместно с архитектором Л. Н. Кулагой . «Всесоюзный староста» изображён в полный рост в момент обращения к народу .

В 1961—1963 годах работал над портретом «Маришка». Его моделью была тринадцатилетняя девочка, выглядевшая старше своих лет. У неё правильные черты лица, волнистые волосы, сомкнутые губы, изящная шея, взгляд опущен вниз. В этом портрете скульптор передаёт зарождение женственности .

В портрете А. М. Горького, выполненном в 1961—1963 годах, скульптор запечатлел драматический образ писателя. В пластике лица чувствуется пессимизм, скрывающийся за энергией писателя и его физической крепостью .

В портрете В. И. Ленина, выполненном в две натуры в конце 1960-х — начале 1970-х, сочетается монументальность и динамичность. В нём сочетаются черты мыслителя и тактика, но нет привычного образа вождя. Этот портрет экспонировался на выставке московских скульпторов 1976 года .

Сергей Попов часто выполнял портреты членов семьи, друзей и близких. Среди них биолог Н. А. Слёзкин . В его портрете скульптор запечатлел доброе усталое лицо с морщинками вокруг глаз. В портрете архитектора автор смог передать скрытые глубоко внутри душевные переживания. В портрете актёра М. П. Болдумана скульптор продемонстрировал хорошее владение пространственной композицией. Немного сбитый в сторону галстук, поворот головы и направление взгляда передают ощущение неустойчивого покоя артиста .

Одной из главных работ Сергея Попова была скульптура «Конница», над которой он трудился на протяжении почти всей творческой жизни. В ней нашла воплощение вера скульптора идеалы революции и гражданской войны. Композиция включает девять всадников. Ось движения скульптуры направлена от трубача к первому всаднику, оторвавшемуся от земли. Центральный элемент скульптуры — революционное знамя. Эта скульптура экспонировалась на Всесоюзной выставке 1946 года .

В 1989—1990 годах в Москве состоялась персональная выставка работ С. Н. Попова . Его скульптуры находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи и других музеев.

Семья

В 1923 году Сергей Попов женился на Н. А. Калашниковой. У них родилось трое детей .

В 1937 году был репрессирован брат скульптора, Иван Попов, и его сестра. После этого Сергей Попов взял на воспитание их детей .

Награды и звания

Примечания

  1. . — М. , 2002. — С. 357.
  2. Сергей Николаевич Попов (1897—1977) : Скульптура : Выст. произведений : Каталог / [Составитель Т. Ю. Виноградова; Авт. вступ. ст. Л. И. Попова]. — М. : Сов. художник, 1989.
  3. С. Н. Попов (некролог) // Московский художник. — 1977. — № 18 (19 апреля).
  4. Кирсанов Е. И. . 2008. — С. 671
  5. С. Н. Попов (буклет). — М. : Советский художник, 1950.
  6. Артамонов М. Д. . — М. : Столица, 1995. — С. 130.
  7. : [ 15 июля 2022 ] // Советское искусство : газета. — 1936. — № 53 (339) (17 ноября). — С. 4.
  8. . heritage.tstu.ru. Дата обращения: 24 января 2023. 24 января 2023 года.
  9. Скульптурные мастерские ЦПКиО им. М. Горького. Проспект № 1. — М. , 1937.
  10. : [ 23 января 2023 ] // Строительство Москвы. — 1937. — № 15. — С. 31.
  11. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации . Дата обращения: 26 января 2023. Архивировано из 22 июня 2019 года.
  12. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации . Дата обращения: 26 января 2023. Архивировано из 22 июня 2019 года.
  13. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации . Дата обращения: 26 января 2023. Архивировано из 22 июня 2019 года.
  14. Скульптор С. Н. Попов // Огонёк. — 1946. — № 4 (январь).
  15. . mir.donpac.ru . Дата обращения: 26 января 2023. Архивировано 4 марта 2017 года.
  16. / сост. Э. А. Шулепова. — М. : Московский рабочий, 1988. — ISBN 5-239-00434-Х.
Источник —

Same as Попов, Сергей Николаевич (скульптор)