Interested Article - Иоанн (Снегурский)
- 2021-05-17
- 2
Иоанн Снегурский ( польск. Jan Śnigurski ; 18 мая 1784 , село Берестяны — 4 сентября 1847 , Перемышль ) — епископ перемышльской грекокатолической епархии, религиозный и политический деятель Галицкой Руси.
Биография
Родился в селе Берестяны (сейчас Самборский район, Львовская область). В 1800 году окончил гимназию в Самборе.
Посещал науки богословия в венской семинарии Барбареум , изучал теологию в Венском университете и Львовском университете . Рукоположен в иереи в 1808 г. Епископом Левицким привлечен к труду в пользу народа, поступив в основанное в 1816 г. просветительное Общество.
После вступления на владычный престол 1818 г., Снегурский основал в Перемышле институт дьяко-учителей для противодействия полонизации русского народа посредством польской народной школы. Держа своё духовенство в строгой дисциплине, епископ Снегурский был при том для него снисходительным и не обращался с ним так грубо, как митрополит Левицкий. Он приказывал совершать богослужение точно по уставу, держать проповеди и обучать народ катехизису .
Поскольку музыка в латинском костеле привлекала униатов, Снегурский решился в 1829 г. (по совету своего капеляна и профессора богословия, Иосифа Левицкого ) ввести в богослужение нотное пение, и в той цели выписал из Петербурга творения Дмитрия Бортнянского . Таким образом, Снегурский положил начало не только церковной, но и вообще русской музыке в Галиции. Из его школы вышли первые галицко-русские музыканты и композиторы .
Снегурский учредил в 1829 году типографию в Перемышле, которую он подарил собору крылошан. На всю австро-угорскую Русь была до 1829 года лишь одна типография Ставропигийского института во Львове . Перемышльская типография стала с 1829 г. издавать буквари, молитвословы, катехизисы, литургиконы, требники и проч.
Чтобы воспитать себе хороших священников, Снегурский постарался у правительства о переведении семинаристов своей епархии четвертого года богословия из Львова в Перемышль, для которых устроил при своей епископской столице духовную семинарию. Теперь будущие священники епархии оставались один год под его руководством. Он настаивал на том, чтобы они в последнем году своих семннарских наук изучили церковно-славянский язык и вверил преподавание этого предмета сначала Иоанну Лавровскому, а после Антонию Добрянскому . Они учили вначале по грамматике Мразовича , пока Добрянский в 1837 г. не издал свою Грамматику церковно-славянского языка на польском языке.
Снегурский поддерживал молодого Якова Головацкого , занимавшегося русской словесностью, он первым из униатских иерархов стал постоянно употреблять в разговоре русскую речь и наклонял священников, чтобы те говорили в церкви к народу по-русски, в чем однако встречал сопротивление, ибо священники привыкли к польскому языку.
Снегурский представляет своей личностью, после Льва Шептицкого и Петра Белянского , первую яснейшую зарю на галицком небосклоне. Он провосходил первых национальным сознанием и определенностью задуманных целей, практичностью ума и самопожертвованием. Он жил в труднейших обстоятельствах, ибо полонизация пригнетала тогда тяжким бременем галицкую Русь и правительство было противно всякому русскому движению. Несмотря на это, Снегурский положил основание национальному возрождению галицкой Руси и уже при нем заметна была русская умственная жнзнь.
Примечания
- Сенкевич И. X. Начало нотного пения в галицкой Руси. «Бесѣда», Львов 1888.
Литература
- Свистун Ф.
- Желеховский Ю. Иоанн Снегурский, его жизнь и деятельность в Галицкой Руси.
- Кельсиев В. И.
- 2021-05-17
- 2