Вацлав IV
- 1 year ago
- 0
- 0
Вацлав Рейзингер , Юлиус Венцель Райзингер ( чеш. Václav Reisinger , нем. Julius Wenzel Reisinger ; 14 февраля 1828 , Прага — 12 января 1893 , Берлин ) — чешский балетмейстер .
Учился у , работавшего в Праге в 1840-е гг. В 1842 — 1852 гг. солист балетной труппы в Праге, был партнёром Люсиль Гран в ходе её пражских гастролей 1850 — 1851 гг.: партии Илариона (Ганса) в «Жизели» и Феба в «Эсмеральде» . Затем выступал в Дрездене, Гамбурге, Бремене. В 1860 г. вернулся в Чехию как балетмейстер Ставовского театра в Праге , с 1862 г. одновременно балетмейстер Временного театра. В 1864 — 1872 гг. руководил балетной труппой в Лейпциге , сотрудничая с писавшим балетную музыку капельмейстером В. К. Мюльдорфером .
В 1871 году был приглашён в Москву для постановки балета Мюльдорфера «Волшебный башмачок» («Сандрильона»). В связи с успехом постановки Рейзингеру был предложен постоянный контракт, и в 1873 — 1878 гг. он возглавлял балетную труппу Большого театра , поставив, в частности, балеты «Прерванное уединение» Мюльдорфера, «Кащей» Мюльдорфера и Юлия Гербера (обе 1873), «Стелла» и «Ариадна» Гербера (обе 1875), «Бабушкина свадьба» Гербера и Фердинанда Бюхнера (1878).
Наибольший след в истории балета оставила осуществлённая Рейзингером в 1877 году премьерная постановка балета П. И. Чайковского « Лебединое озеро ». Эта постановка, судя по всему близко следовавшая оригинальным партитуре и либретто , традиционно считается неудачной — вплоть до замечания Г. А. Лароша о том, что «по танцам „Лебединое озеро“ едва ли не самый казённый, скучный и бедный балет, что даётся в России», сомнения в этой оценке были сформулированы заведующей отделом критики журнала «Советский балет» Галиной Челомбитько .
После отъезда из Москвы Рейзингер работал в Штутгарте и Берлине. В 1882 г. вернулся в Прагу, где успешными постановками балетных номеров в операх добился назначения первым главным балетмейстером в новом Национальном театре . Однако уже первая его премьера в этом качестве, восточная фантазия «Гашиш» с музыкой молодого композитора на собственное либретто Рейзингера по мотивам Теофиля Готье , потерпела провал и была настолько плохо встречена критикой, что Рейзингер вскоре ушёл в отставку. В 1884 — 1886 гг. вновь работал в России с цирковой труппой Соломонского, затем вновь в Берлине, Штутгарте, Нюрнберге и Дармштадте.