Елена Владимировна
- 1 year ago
- 0
- 0
Елена Владимировна Елагина ( 4 июля 1949 , Москва — 25 сентября 2022 ) — советская и российская художница, одна из ведущих представителей московского концептуализма , автор объектов и инсталляций . Почётный член Российской академии художеств .
Соавтор и жена художника Игоря Макаревича (род. 1943), их тандем — один из самых успешных и многолетних союзов на российской художественной сцене .
Родилась 4 июля 1949 года .
В 1967 году окончила Московскую среднюю художественную школу при Институте им. В. И. Сурикова. До 1972 года занималась у Алисы Порет , почти в то же время (1964—1976) работала с Эрнстом Неизвестным . В 1976 окончила Орехово-Зуевский государственный педагогический институт .
С 1979 года — постоянная участница акций группы « Коллективные действия » .
С 1987 года — член Клуба авангардистов (КЛАВА) .
С 1990 года в больших проектах часто творила в соавторстве с мужем Игорем Макаревичем . Их первым большим совместным проектом была «Закрытая рыбная выставка» . Вместе они подготовили более 50 персональных выставок, среди них — выставки в Государственной Третьяковской галерее и «In situ» в Kunsthistorisches Museum (Вена) .
2000 год сооснователь и председатель правления фонда «Художественные проекты» .
2011 год — соучредитель общественной премии «Кариатида» (Нижний Новгород) .
Скончалась 25 сентября 2022 года .
«Проекты Игоря Макаревича и Елены Елагиной, включающие в себя объекты и инсталляции, живопись , графику и фотографию , посвящены нескольким сквозным сюжетам, образующим индивидуальную мифологию художников, достаточно причудливую и произвольную, чтобы избежать подозрений в серьёзности всех этих квазимистических построений. Они обнаруживают присущий тоталитарным режимам культ холода (одним из символов которого становится, например, имперский орёл, наполовину покрытый коркой настоящего инея», пишет Ирина Кулик . «Игоря Макаревича и Елену Елагину можно с полным правом назвать классиками отечественного искусства. Яркие представители „московского романтического концептуализма“, они в своём творчестве соединили мощный теоретический базис с удивительным лиризмом и тонкой поэтикой. Жанр, в котором работает этот семейный дуэт, правильнее всего было бы описать как тотальную художественно-концептуальную мистификацию», считает Александра Данилова .
«С ранних лет в Елагиной сочетался часто противоречивый интерес к слову и образу. С тех пор отдельно выделенное слово сопровождается в её объектах рядом изобразительных элементов, комментирующих его и вступающих с ним в многообразные отношения», пишет критик .