Interested Article - Хмара, Григорий Михайлович

Григорий Михайлович Хмара ( Gregori или Gregory Chmara , 29 июля 1878 , Полтава 3 февраля 1970 , Париж ) — украинский, русский , немецкий , французский актёр.

Биография

Родился в Полтаве. По окончании школы уехал в Киев, брал частные уроки актерского мастерства . В 1910 году был принят в Московский Художественный театр (отобран в числе пятерых из 500 экзаменовавшихся — вместе с Софьей Гиацинтовой , Алексеем Диким , Фаиной Шевченко и Лидией Дейкун) . Среди ролей Хмары в МХТ — боцман, а также отец Сольвейг в «Пер Гюнте», слуга Варвары Петровны в «Николае Ставрогине», писатель Федорович в «Мысли», председатель в «Пире во время чумы». По словам Серафимы Бирман , он был признан как «актёр удивительного сценического обаяния», Софья Гиацинтова писала, что он «чудесно талантливый, то что называется герой» .

Параллельно с работой в МХТ в 1912 году Григорий Хмара вошел в состав актёров только что образованной Первой студии Художественного театра. Здесь он играл центральные роли и вошел в группу самых ярких артистов Студии, таких как Евгений Вахтангов , Михаил Чехов и Борис Сушкевич . Среди его острохарактерных студийных ролей — озлобленный матрос Герд в «Гибели „Надежды“», не умеющий прощать старик Шольц в «Празднике мира», утративший веру пастор в «Росмерсхольме» .

«Г. М. Хмара умел на сцене передать остроту мысли и мрак глубокого чувства. Гердт в „Гибели Надежды“, О’Нэйль в „Потопе“, Росмер — несли глубокие и скрытные ощущения, которые только изредка прорывались наружу. Это был актер глубокого и сосредоточенного пессимизма»

П. А. Марков . Первая студия… (1925) .
Григорий Хмара в роли Джона Пирибингля. Спектакль «Сверчок на печи». 1-я студия Художественного театра. 1914—1918

Русской публике Григорий Хмара больше всего запомнился в роли Джона Пирибингля в популярнейшем спектакле Студии — «Сверчок на печи», поставленном в конце 1914 года (в 1915 году на экраны вышла киноверсия этого спектакля).

«Сверчок», раз сыгранный и возбудивший громадный, неутолимый интерес к себе, уже не выбывал из студийского репертуара и был в нем доминирующим; до лета 1918 г. был сыгран 286 раз. Конечно, афиша исполнителей частично менялась. Только Джоном Пирибинглем всегда был Хмара"

Эфрос Н. Е. . «Сверчок на печи» (1918) .

В планы Первой студии входил «Король Лир» с Хмарой в главной роли, но после того как Григорий Михайлович решился на эмиграцию, ему на замену был приглашен И. Н. Певцов .

В 1915 году Григорий Хмара дебютировал в кино в фильмах Б. М. Сушкевича и А. Уральского «Сверчок на печи» и В. Туржанского « ». До своего отъезда за рубеж (1922) снялся почти в двадцати фильмах. Столь же успешно продолжил сниматься в Германии , сыграв заглавную роль в фильме Роберта Вине « » ( Raskolnikow , 1923). В 1923 году женился на датской актрисе и звезде немецкого кино Асте Нильсен , в дуэте с которой снялся в ряде фильмов, в частности исполнил роль Христа в фильме Вине « Иисус Назаретянин, Царь Иудейский » ( I.N.R.I. , 1923).

В 1926 году поставил спектакль «Дама с камелиями» с Астой Нильсен в главной роли и гастролировал с ним в Германии и США . В 1930 году они расстались. Хмара попытался вернуться в советскую Россию, но получил отказ. С 1932 года вместе с Верой Соловьевой, Марией Крыжановской и Андреем Жилинским он работал в парижской труппе М. Чехова «Moscow Art Players» . Тогда же он поселился во Франции , много работал в парижских театрах миниатюр, студиях, в том числе и собственной. В 1933 входил в организационный комитет по созданию Дома артистов в Париже . В 1937 году поставил в Русском театре спектакль по пьесе Романа Гуля «Азеф», сыграв в нём роль Бориса Савинкова . Одна из его поздних удач на сцене — трагически буффонный Шейлок в «Венецианском купце» , которого он поставил в театре «Noctambules» (1953) . В 1956—1960 годах Григорий Хмара — режиссёр Нового карманного театра, поставил спектакль по рассказам А. П. Чехова , пьесы А. Стриндберга «Возвращается ветер на круги своя» и «Кредиторы», спектакль по роману Ф. М. Достоевского « Униженные и оскорблённые », пьесу П. Арнольда «Линия крови» .

С 1946 года снова регулярно снимался в кино. Последнюю роль сыграл в телефильме « » ( Crime et châtiment , 1971).

Автор воспоминаний, опубликованных в журналах «Иллюстрированная Россия» (1939), «Русские записки» (1938), «Новоселье» (1946, 1947) .

Во втором браке женат на актрисе Елизавете Кедровой (1909—2000), в третьем браке — на балерине Александре Балашовой (1887—1979), в четвертом браке — на журналистке и кинокритике Вере Вольман (1912—1995) .

Умер 3 февраля 1970 года в Париже , похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа . Во Франции издана книга его вдовы Веры Вольман, «Григорий Хмара — экспрессивный человек» .

Роли в Первой студии МХТ

Фильмография

В России

  • 1915
  • 1915 - Николай Иванович Неверов
  • 1915 - Джон Пирибингль
  • 1915 - студент Струмилов
  • 1915
  • 1916 Мысль - доктор Керженцев
  • 1916 - поэт Вартунин
  • 1916 Королева экрана - поэт Робин
  • 1916
  • 1916 Невеста студента Певцова - Василий Певцов
  • 1916 - Антоний Кремлёв
  • 1917
  • 1917
  • 1917
  • 1917 - Андре Мариель
  • 1917
  • 1918 - музыкант Оскар
  • 1918 - композитор Вадим Баргс
  • 1918
  • 1918 - офицер
  • 1920 - епископ Гаттон / крестьянин Пётр

В Германии

  • 1922 / Der Absturz Петер Карстен
  • 1923 / Raskolnikow Родион Раскольников
  • 1923 / Lebende Buddhas Джебсун
  • 1923 Иисус Назаретянин, Царь Иудейский / I.N.R.I. Иисус Христос
  • 1924 / Das Haus am Meer Фишер Энрико
  • 1924 / Hedda Gabler Эйлерт Левборг
  • 1924 / Die Schmetterlingsschlacht Макс Винкельман
  • 1924 / Die Frau im Feuer Станислаус
  • 1925 / Athleten доктор Кюрер
  • 1925 Безрадостный переулок / Die freudlose Gasse - кельнер
  • 1928 / Frauenraub in Marokko
  • 1928 / / Dornenweg einer Fürstin Григорий Распутин
  • 1928 / Der Fall des Staatsanwalts M. - Полярин
  • 1931 / Der Mann, der den Mord beging - князь Цернувич
  • 1931 Неудачник / Der Schlemihl - князь Янищев
  • 1932 / Peter Voß, der Millionendieb - Паша
  • 1932 / Strafsache von Geldern. Willi Vogel, der Ausbrecherkönig
  • 1932 / Ein Mensch ohne Namen
  • 1932 Чёрный гусар / Der schwarze Husar - князь Потовски
  • 1932 / Der Diamant des Zaren/Der Orlow - фальшивый Великий князь
  • 1933 / Rund um eine Million
  • 1943 / Späte Liebe

В других странах

Польша

Швейцария

  • 1951 / Die Vier im Jeep - Бит Парт

Во Франции

  • 1934 / Une fois dans la vie князь
  • 1946 / Un ami viendra ce soir немецкий офицер
  • 1946 / Nuits d’alerte
  • 1948 / Mademoiselle s’amuse друг Гибсона
  • 1949 Jo-la-Romance Сокодиш
  • 1949 Миссия в Танжере / Mission à Tanger русский певец в кабаре
  • 1949 / Dernière heure, édition spéciale свидетель
  • 1951 Les Mémoires de la vache Yolande Пелликулос
  • 1951 / Les Joyeux pélerins Фред Смит
  • 1951 / Les Mains sales
  • 1955 Les Chiffonniers d’Emmaüs Кринкрин
  • 1956 Елена и мужчины / Elena et les hommes слуга Елены
  • 1956 / Mannequins de Paris Борис
  • 1958 / Les Femmes sont marrantes… хозяин русского кафе
  • 1959 Мой приятель цыган / Mon pote le gitan Пепе
  • 1962 / Arsène Lupin contre Arsène Lupin Базиль
  • 1963 / La Belle vie Иосиф
  • 1966 / La roulette russe Аркадий
  • 1968 / Paris n’existe pas старик
  • 1971 / Crime et châtiment (ТВ)

Примечания

  1. .
  2. , с. 358.
  3. , с. 531.
  4. , с. 532.
  5. П. А. Марков . Первая студия. Сулержицкий — Вахтангов — Чехов. 1913 — 1922 // Московский Художественный театр Второй / Редакц. и предисл. А. М. Бродского. — М., 1925. — с. 169.
  6. , с. 36.
  7. . Дата обращения: 23 марта 2012. 26 июня 2010 года.

Литература

  • Эфрос Н. Е. «Сверчок на печи». Инсценированный рассказ Ч. Диккенса. Студия Московского Художественного театра. — Петербург, издание А. Э. Когана, 1918. — 86 с.
  • МХАТ Второй: Опыт восстановления биографии (под ред. И. Н. Соловьевой , А. М. Смелянского , О. В. Егошиной). — М., «Московский Художественный театр», 2010. — 956 с.
  • Российское зарубежье во Франции. 1919—2000 / Биографический словарь в 3 т. / под. общ. ред. Л. Мнухина , М. Авриль, В. Лосской. — М., Наука: Дом-музей Марины Цветаевой, 2008—2010.
  • Вишневский Вен . Художественные фильмы дореволюционной России. Фильмографическое описание. М.: Госкиноиздат, 1945.
  • Jörg Schöning (Red.): Fantaisies russes. Russische Filmemacher in Berlin und Paris 1920—1930. edition text + kritik, München 1995.

Ссылки

Источник —

Same as Хмара, Григорий Михайлович