Interested Article - Причастное вино

Католический священник наливает вино из графина в чашу

Причастное (священное, церковное, алтарное) вино вино , предназначенное для использования в таинстве Евхаристии (причастия). Если Святые Дары не смешиваются, то вино принимают после причастного хлеба ( опресноков , просфоры , гостии ).

История

Вино использовалось в самых ранних празднованиях Вечери Господней как символ Крови Христовой (о чём свидетельствует апостол Павел в 1Кор. ).

В ранней церкви и духовенство, и миряне получали освященное красное вино в чаше после вкушения освященного хлеба. Из-за ряда факторов, главным образом из-за дефицита вина на севере Европы (где климат не подходит для виноградарства ), питье вина из чаши в Средние века стало доступным только священнослужителям, в то время как паства причащалась хлебом. Эта практика ослабила символическую важность красного цвета вина, призванного напоминать кровь Христову, так что католическая церковь разрешила причащаться и белым вином .

Восточные церкви (включая восточнокатолические ) продолжали совершать Евхаристию для верующих в обеих формах. Правда, в допетровской России при отсутствии в храме вина его заменяли другими алкогольными напитками: вишнёвой наливкой, перебродившим яблочным квасом и т. п.

Состав

Большинство литургических церквей, таких как католическая церковь и православная церковь , требуют, чтобы для таинства использовалось чистое вино из винограда. Для причащения сотни человек требуется приблизительно полбутылки вина . Некоторые протестантские конфессии (например, методистские церкви ), не одобряющие употребление алкоголя, заменяют вино виноградным соком . Ввиду недоступности вина именно соком причащали верующих православные священники в сталинских лагерях .

В восточном христианстве причастное вино обычно красного или розового цвета, что символизирует переход от вина к крови Иисуса Христа (который, как считается, происходит во время Евхаристии ). В большинстве православных церквей к причащению допускается только беспримесное красное виноградное вино . Греческая православная церковь традиционно использует сладкие вина Мавродафни и Нама , Грузинская — , тогда как Русская православная церковь с XIX века предпочитает сладкий же Кагор . Использование приятных на вкус сладких вин распространилось, вероятно, с целью предотвращения рефлекторного выплевывания Святых Даров причащаемыми младенцами . Православное духовенство получает освященное вино путём питья из чаши (без смешения Тела и Крови), а паства — после смешения с хлебом на специальной причастной ложке .

Бутылки с церковным вином и католические богослужебные сосуды

В XX веке, особенно после Второго Ватиканского собора , католическая церковь стала возвращаться к причащению мирян под видом как хлеба, так и вина. Католики по традиции допускают для причащения не только красное, но и белое вино, что не лишено практических соображений (с целью избежать пятен на алтаре) . В латинской традиции, не имеющей причащения младенцев, принято использовать не сладкое, а сухое вино .

В англиканской общине употребление вина обязательно во время празднования Святого Причастия; однако человек, принимающий причастие, совершает действительное причастие, даже если причащается только в одном виде (то есть только хлебом или только вином). Например, больной человек, который может пить только жидкость, совершает действительное причастие, принимая вино.

Смешение с водой

В большинстве литургических обрядов ( римский , византийский , антиохийский, александрийский) в чашу с вином ( потир ) добавляется небольшое количество воды, тогда как в армянском обряде вино освящается без предварительного примешивания воды. В византийском обряде незадолго до причастия к освященному вину добавляют немного подогретой воды, называемой зеон (греч. «кипящая»).

Древний средиземноморский ритуал смешения вина с водой имеет различные трактовки (символ соединения в Христе божественной и человеческой природы, символ соединения Христа с Церковью и т.д.) . Чаще всего добавление воды к вину объясняют как напоминание о том, что на Кресте из прободенного ребра Искупителя истекла не только кровь, но и вода ( 1Ин. ). Иоанн Мейендорф приводит следующее объяснение:

Кирилл утверждал, что без животворящего Слова Божия, находящегося в мистическом и реальном единстве с плотью, Евхаристия становится людоедством , а участие в ней — бессмыслицей. Эта «животворность тела» Христова имелась в виду Юстинианом , когда в целях утверждения Кирилловой христологии он учредил обряд подливания теплой воды, «теплоты», в евхаристическое вино. Теплота Духа Святого трансформирует физическое естество, и даже само название ξέον (зёон), «теплота», было созвучно слову ξωή (зои), «жизнь». В Евхаристии Дух обожествляет человеческую плоть Иисуса, и, приобщаясь к ней, мы спасаемся через участие в жизни Бога .

Производство

Церковное вино производится как специализированными винодельнями, выпускающими только вино для церковного употребления, так и обычными винодельческими предприятиями. В Западной Европе винодельни, которые специализируются на церковном вине, обычно небольшие; часто ими управляют монахи, священники или набожные миряне.

Некоторые предприятия по производству церковного вина имеют долгую историю. Например, в Австралии всё причастное вино (объёмом более 90 000 литров (24 000 галлонов)) выпускает старейшая в стране винодельня, расположенная в долине Клэр и основанная иезуитами в 1851 году . В США до сих пор используется для производства священного вина виноградник О-Не-Да в винодельческом регионе Фингер-Лейкс (штат Нью-Йорк ), основанный в 1872 году Бернардом Джоном Маккуэйдом, епископом Рочестера .

В дореволюционной России монополия на поставку вина в храмы долгое время принадлежала Петру Смирнову . В современной России небольшие приходы покупают вино в ближайших магазинах, а крупные монастыри заказывают его на заводах в России, Украине , Молдавии; приветствуется также пожертвование вина прихожанами . В 2015 году около 100 000 бутылок кагора поставил в храмы России крымский винокомбинат « Массандра », тогда же приступивший по просьбе Русской православной церкви к производству сухого кагора .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 15 ноября 2007. Архивировано из 14 ноября 2007 года.
  2. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VIII : « Вероучение Владимиро-Волынская епархия ». — С. 516—521. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-014-5 .
  3. . Дата обращения: 13 ноября 2021. 13 ноября 2021 года.
  4. Rowe. (англ.) . General Commission on Archives and History. Дата обращения: 14 февраля 2021. 25 июня 2021 года.
  5. Вина с добавками (например, рецина ) для использования в таинстве не допускаются.
  6. Однако есть и исключения. Например, Румынская православная церковь допускает причащение белым вином, Греческая — розовым, восточные церкви — и тем и другим, а африканские — вином из изюма .
  7. Впрочем, канонически не запрещается служение на полусладких или сухих винах.
  8. . www.ewtn.com . Дата обращения: 7 апреля 2021. 25 июня 2021 года.
  9. от 14 ноября 2021 на Wayback Machine // Протоирей Иоанн Мейендорф . Введение в святоотеческое богословие.
  10. Vickers. . Abc.net.au (15 декабря 2006). Дата обращения: 5 марта 2012. 5 ноября 2012 года.
  11. Barber, E. (24.05.2020). . The New Yorker (англ.) . из оригинала 20 июня 2021 . Дата обращения: 25 июня 2021 . {{ cite journal }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  12. Смирнова К. В., Чиняева Г. В., Смирнов В. О., Гоголашвили М. И. Водочный король Петр Арсеньевич Смирнов и его потомки. — М. : Радуга, 1999. — ISBN 978-5-05-004744-1 . — С. 59.
Источник —

Same as Причастное вино