Антонова, Валентина Ивановна
- 1 year ago
- 0
- 0
Валенти́на Ива́новна Золоты́х (род. 9 мая 1955, Землянск ) — российская художница, соосновательница музея афористики Аркадия Давидовича .
Родилась Валентина 9 мая 1955 года в городе Землянске Воронежской области. Практиковать занятия живописью начала в 70-х годах ХХ века. В 1977 году принимала участие в создании « Музея афористики Аркадия Давидовича ». . Частная мастерская художницы располагалась неподалёку от женского Алексеево-Акатова монастыря , на правом берегу реки Воронеж . В связи с бытовыми трудностями художнице приходилось зарабатывать на жизнь проводницей, по благословению о. Димитрия (Смирнова) быть санитаркой в психиатрической лечебнице, прислуживать в храме, где её духовником был отец Александр Мень .
Главным спонсором её творчества и коллекционером её картин стал писатель-афорист Аркадий Давидович , полагавший одной из главных задач своей жизни — дать дорогу « настоящему самородному русскому таланту ».
Первая выставка самодеятельной художницы состоялась в Воронеже в 1978 году. Ряд её работ приобрёл Воронежский краеведческий музей и Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского . В 1980 году выставка её картин состоялась в редакции газеты «Коммуна» во время Московской олимпиады . В 1983 году Валентина переехала в Москву, для участия в выставке на фестивале Союза искусств «Латерна Магика», вместе с художниками Кларой Голицыной и (основатель творческого объединения ), Валерием Красильниковым (группа « Двадцать московских художников »), а также Эллой Биншток , Аллой Йозефович, иллюстратором Раисой Гершзон и др. Работы художницы экспонировались на престижных выставках в Москве ( Новый Манеж , Театр на Таганке и др.), её творчеством заинтересовались Российский фонд культуры , Союз художников РСФСР . По рекомендации Союза художников Валентина была направлена в кампус творческой молодежи в Ужгороде , многократно становилась лауреатом стипендий Министерства культуры РФ . Её картины принимали участие в выставках во Франции и Италии, некоторые из них остались там в частных коллекциях.
В 1989 году подборку её картин («Спаситель», «Хата» и др.) разместил на своей обложке журнал «Смена» (тираж 2 500 000 экз.), поставив тем самым Валентину Золотых в один ряд с первым художником-оформителем журнала — А. М. Родченко , а также с А. Л. Шульцем , В. М. Брискиным , П. П. Клеттенбергом, И. Х. Гринштейном, Г. Д. Новожиловым и др.:
Писать о Валентине Золотых, как о всяком талантливом человеке, непросто. Она художник самобытного дарования, трагического видения... Художница создаёт не просто образы, но типы. В её картинах удивляет проникновение в духовный мир поэта, писателя, человека, яркая эмоциональная окраска.
— Юрий Данилов
В одном из интервью газете «Московский художник» Валентина так объясняла своё понимание персональных творческих принципов, раскрывая секреты личного мастерства, нашедшего выражение в авторском методе, номинированном как «духовный реализм»:
В каждом человеке есть творческие начала, которые нужно развивать. Такие начала есть и во мне, и я, как могу, стараюсь их развивать. Копировать не люблю. Я могу нарисовать, например, розетку так, чтобы гость спутал её с настоящей. Но это мне не интересно. Меня волнует другое: я изображаю внутренний, невидимый поверхностному взгляду мир. Для меня крайне важно, чтобы человек был похож, но это определяется у меня критерием не внешнего, а внутреннего сходства.
Благодаря неустанным стараниям Аркадия Давидовича личное участие в судьбе Золотых принял академик Д. С. Лихачёв . С его помощью в 1990 году состоялась выставка в Знаменском соборе , вызвавшая большой резонанс, а также внимание со стороны известнейших литераторов: Евгения Евтушенко , Виктора Астафьева , Булата Окуджавы , Василия Белова . По ходатайству Лихачева в Министерство культуры РСФСР для оценки творчества Золотых была создана комиссия, рекомендовавшая внести её работы в Золотой художественный фонд как выдающейся самобытной русской художницы. Последовали статьи в «Звезде» , «Московском комсомольце» , заманчивые предложения устроить экспозиции в Париже и Филадельфии .
Директор воронежского художественного музея В. Д. Добромиров отмечал Золотых как одну из редких мастеров, у которых чувство и страсть к искусству главенствует над ремеслом, вспоминая слова Гюстава Моро : « Чем проще средства, тем сильнее выражение чувства». За глубину исследования человеческой природы Золотых сравнивали с Бальзаком , называли « Достоевским в живописи», « Ван Гогом в юбке». Информационное агентство « Интерфакс » писало:
Эта единственная художница в мире, которая мыслит в кисти философскими категориями такого масштаба.
В 2015 году картины Золотых стали иллюстрациями для сборника «JE SUIS DAVIDOWITZ» с афоризмами, переведёнными на ряд самых распространенных языков мира: иврит , хинди , фарси , китайский , греческий , английский , арабский , итальянский , испанский , грузинский , польский , венгерский и др. В октябре 2015 года сборник был представлен на международной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне — «Frankfurter Buchmesse». В 2015 году её работы также проиллюстрировали сборник «Культурный календарь Давидовича и шедевры Валентины Золотых» с переводами афоризмов на языки стран Содружества ( белорусский , украинский , армянский , грузинский , молдавский , таджикский , азербайджанский , казахский , туркменский , киргизский и узбекский ), а в 2016 — сборник «Давидовичъ – любомудръ словѣнский» на всех славянских языках, среди которых белорусский , украинский , польский , чешский , словацкий , кашубский , верхне- и нижнелужицкие , болгарский , сербский , словенский , македонский и др.
В 2020 году вышел в свет иллюстрированный картинами Золотых сборник афоризмов на китайском, английском и русском языках «Давидович дэ Цзин / 大卫的后裔德经 ( 达维多维奇格言录 ) / DAVIDOWITZ TE CHING», содержащий аллюзию к основополагающему источнику учения даосизма и одному из выдающихся памятников китайской мысли, оказавшему большое влияние на культуру Китая и всего мира « Дао дэ Цзин », приписываемой Лао-Цзы .
В декабре 2022 года картины Валентины в сопровождении афоризмов Давидовича, переведенных на 15 языков бывших союзных республик , вошли в сборник «Реквием по стране Советов», приуроченный к 100-летию СССР . Книга стала продолжением выставки «Звезда Давидовича» и представила собой экспозицию музея афористики .
С 25 августа по 16 сентября 2022 года в воронежском Доме архитектора состоялась выставка картин Валентины Золотых «Звезда Давидовича», приуроченная к 45-летию Музея афористики . В экспозиции было выставлено порядка 80 работ. Среди экспонатов были представлены как уже хорошо известные полотна с обложки журнала «Смена» и многочисленных публикаций в прессе – «Русский Бог», «Русское Рождество», «Спаситель», «Хата», «Плащаница», «Шедевр», «Костёр», «Пахарь», «Маргарита», «Поколение», так и ряд работ, незнакомых широкой публике. Картины художницы в сочетании с афоризмами Давидовича были оформлены в своеобразную « выставку мемов » и послужили основанием для конкурса видео-мемов по художественному чтению афоризмов.