Абдуллаев, Алибаба Абдулла оглы
- 1 year ago
- 0
- 0
Уста́д Абдулла́ Кула́л или Ка́ли Абдулло́ ( тадж. Устоди Абдуллоҳи Кулол или букв . « Лысый Абдулла» ; 1797 год , Риштан , Кокандское ханство , — 1872 год , Риштан , Кокандское ханство ) — таджикский архитектор , гончар и ученик братьев Абду Джалол (Устод Джалил) и Абду Джамил (Устод Кури). Среди гончаров, строителей и архитекторов Ферганы и Согда известен как Аксака́л усто́д (« Великий мастер»).
Абдулла Кулол родился 1797 году в Риштане (Рошидон) в период правления Кокандского хана Нарбута-бия в семье потомственного гончара. Ученик братьев Абду Джалол (Устод Джалил) и Абду Джамил (Устод Кури).
В период своего правления Худояр-хан построил в Риштане себе резиденцию, получившую название Боги-Хан (Сад Хана). Он нередко останавливался здесь, и неизменно устраивал пир для всех гончаров города.
Однажды на одном из устроенных Худояр-ханом пиров отсутствовал мастер-чиннипаз Абдулла Кулол, которого правитель очень уважал. Отсутствие мастера оскорбило Хана, и, решив приучить мастера за то, что он зазнался, он с придворными пришёл к нему домой. Оповещённый об этом мастер спрятался в гончарной печи. Когда придворные Худояр-хана начали его искать, Абдулла Кулол, выйдя из печи с только что изготовленным красивым кувшином, попросил у правителя прощения за опоздание, объяснив это тем, что он постеснялся прийти к нему с пустыми руками. Худояр-хану очень понравился подарок и, сменив гнев, видя что Усто Абдулла его очень уважает, наградил его несколькими золотыми монетами и возвратился с ним на пир
.
Живым примером работы риштанских гончаров является архитектурный памятник XIX века дворец — Урда, пристанище Кокандского правителя Худояр-хана . Строительство дворца велось с 1863 по 1870 год, где работали более 16 тысяч человек. Оформление фасада изразцовыми облицовками было поручено братьям Усто Абду Джалол (Устод Джалил), Усто Абду Джамил (Устод Кури) и Усто Абдулла Кулол (Кали Абдулло) которые со своими учениками были главными мастерами при облицовке дворца и закончили эту работу в 1873 году.
В создании общего художественного эффекта керамического декора, риштанские мастера привезли на строительство дворца не только свои излюбленные приёмы, но и обладающую высоким технологическим качеством глину. Богатство применённых риштанскими мастерами керамических техник. В основном это мозаика из цветных глазурованных кирпичиков, различных по форме — продолговатых, квадратных, ромбовидных, в виде звёзд. Большую красоту оформлению придают десять каллиграфических надписей, куфический шрифт которых выложен белыми кирпичиками по сочному ультрамариновому фону. Значительное место занимают и майоликовые глазурованные плитки с нанесёнными на них растительными узорами.
Худояр-хан высоко оценил работу Абдулла Кулола (Кали Абдулло), Абду Джалола (Устод Джалил) и Абду Джамила (Устод Кури), и кроме материальный вознаграждений по его указанию на южном крыле фасада дворца были отражены слова куфической надписи: «Художник, искусство которого подобно искусству Бехзада , украсил каменные плиты», которые были посвящены риштанским мастерам, тем самым они наравне с Худояр-ханом и Дворцом-Урдой вошли в историю Средней Азии.
Посудой, изготовленной Усто Абдулло пользовался сам бухарский эмир и кокандский хан, а ляганы мастера дарили особо дорогим гостям в знак уважения. Произведения Устода Абдулла Кулола имеются Государственном музее искусств Узбекистана , а также в музейных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга.