Амон (царь Иудеи)
- 1 year ago
- 0
- 0
Амо́н ( егип. Jmn — «незримый») — древнеегипетский бог чёрного небесного пространства, воздуха. Позже, при Новом царстве — бог солнца (Амон-Ра). Считался покровителем Фив .
Амон в мифологии Древнего Египта — сокрытый бог небес. Баран и гусь (символы мудрости) — это священные животные Амона. С эпохи Среднего царства его изображали в антропоморфном облике и перьями шути на головном уборе, заимствованные у бога плодородия Мина (Коптос). Первоначально Амон — местный бог Фив . Помимо этого локального культа, Амон считался также одним из сокрытых божеств гермопольской Огдоады , состоя в паре со своей женской ипостасью ( Амаунет ). Мифологическая проработка образа Амона скудна. Считалось, что его супругой является Мут , хотя в более ранних источниках в этом качестве фигурировала Усерет (что касается Амаунет, то она была лишь женским воплощением Амона и собственного образа не имела). Сыном Амона и Мут являлся бог луны Хонсу . Амон, Мут и Хонсу вместе составляли фиванскую триаду . Так как Амон отождествлялся с Мином, к нему прилагался эпитет «Камутеф».
Уже в Первый переходный период появляются первые упоминания об Амоне не просто как о самостоятельном божестве, а как о демиурге и верховном боге. Появляется титул « Супруга бога Амона », которым обладали поначалу верховные жрицы , а позже исключительно женщины царской крови. В результате политического возвышения Фив в период Среднего царства культ Амона приобретает большую популярность, а при XVIII династии фиванских фараонов становится главным государственным богом. В русле синкретизма он был отождествлён с древним гелиопольским солнечным богом Ра в образе бога Амона-Ра , царя богов и старшего божества Эннеады .
В период Нового царства жречество Амона-Ра сосредоточило в своих руках огромное богатство и влияние. В частности, оно (в лице верховного жреца Хапусенеба ) сыграло важную роль в возведении на престол женщины-фараона Хатшепсут , ставшей единоличной правительницей благодаря решению оракула Амона.
Правление XVIII династии отмечено возведением грандиозных храмов Амону в Карнаке и Луксоре , достигших особых высот при Хатшепсут, Тутмосе III , Аменхотепе III и Рамсесе II .
После провала попытки фараона Эхнатона запретить почитание Амона и ввести взамен культ Атона , приближённый к монотеизму , его преемники Тутанхамон , Эйе и Хоремхеб реставрировали культы древних божеств во главе с Амоном-Ра. В результате, позиции фиванских жрецов только усилились, что привело к фактическому установлению теократии при последних Рамессидах ( XX династия ) и восшествию на престол Херихора , верховного жреца Амона .
В результате завоевания Египтом Нубии ( Куша ), верховное божество кушитов было окончательно отождествлено с Амоном во времена XVIII династии . Как результат, к I тысячелетию до н. э. культ Амона в этих бывших южных владениях Египта стал ещё более централизованным, чем в самом Верхнем Египте , где большую популярность приобретают Исида и Хор . Священным городом Амона в Нубии стала её первая столица Напата .
Когда нубийский правитель Кашта добился у Шепенупет I , единокровной сестры фараона Такелота III , бывшей « Супругой Бога » (верховной жрицей Амона), признания его дочери Аменирдис I своей наследницей, это означало начало установления контроля Напаты над Египтом. Фараоны XXV (эфиопской) династии всячески демонстрировали своё почтение перед Амоном; после их изгнания из Фив перемещается и важнейший центр культа Амона. Он получил значительное распространение в Мероэ и Нобатии , также ставшими теократическими государствами, где ключевую роль в принятии политических решений играл оракул Амона.
Вероятно, из Нубии же было заимствовано и ассоциирование этого бога с бараном , в частности, изображения Амона, изначально полностью антропоморфного божества (держащего уас человека в длинной короне), в виде человека с головой барана с закрученными рогами.
Согласно Геродоту , Амон ( греч. Ἄμμων ; Аммон ) — имя Зевса у египтян . Пиндар написал гимн Амону, называя его «владыкой Олимпа » . Его храм стоял в Фивах, статую бога работы Каламида в храм пожертвовал Пиндар . Его животное — баран . Амон Ливийский изображаем с крутыми рогами . Упоминается Еврипидом . Бог солнца .
Получил имя от пастуха, воздвигнувшего храм в Ливии . По другому рассказу, Дионис в Индии (то есть Эфиопии) искал воду и не находил, из песка вышел баран и показал воду. Тогда Дионис попросил Зевса включить барана в число созвездий. Там, где нашлась вода, Дионис построил храм Зевса-Амона
Оракул Амона вещал, что нужно отдать Андромеду на съедение чудовищу .
Известно, что оракула Амона, расположенного в оазисе Сива в ливийской пустыне , посетил отбивший Египет у персов Александр Великий , оракул назвал Александра сыном «Зевса-Аммона» , что придало ему убеждённости в собственной божественности.
По рационалистической интерпретации , Амон — не бог, а древний египетский царь. Согласно Диодору , Рея была первой женой ливийского царя Аммона, но когда узнала, что её муж изменил с нимфой Амалтеей и у них родился сын Дионис, бежала к брату Крону и стала его женой. Крон, по настоянию Реи, вёл войну с помощью титанов против Аммона. В последовавшем сражении сторонники Крона одержали верх, в то время как Аммон, который испытывал трудности из-за нехватки припасов, бежал на Крит и женился на дочери одного из куретов (в то время были царями) Крите. После женитьбы Аммон получил власть над этими районами, и остров, который до этого времени назывался Идея, он назвал Крит в честь своей жены. . Согласно историку Леонту, когда Дионис правил Египтом, Амон прибыл из Африки и пригнал ему скот, за это Дионис подарил ему землю против египетских Фив. Поэтому ваятели изображают Амона с рогатой головой .
Некоторые термины ( эпонимы ) в современных языках происходят от имени Амона, дошедшего посредством греческого языка в форме «Аммон».
В частности, это название вымерших головоногих аммонитов , спиралевидная форма ракушек которых напоминает бараньи рога, с которыми иногда изображался этот бог.
Другой пример — аммиак , название которого производится от латинского выражения sal ammoniacus («соль Амона»), так как неподалёку от храма Амона в ливийском оазисе Сива можно было добыть хлорид аммония . В жарком климате мочевина (NH 2 ) 2 CO, содержащаяся в продуктах жизнедеятельности животных (в частности, караванных верблюдов, проходивших через оазис, который был важным пересечением торговых путей), разлагается особенно быстро. Одним из продуктов разложения и является аммиак. По другим сведениям, аммиак получил своё название от древнеегипетского слова, обозначавшего людей, поклоняющихся богу Амону. Они во время своих ритуальных обрядов нюхали нашатырь NH 4 Cl, который при нагревании испаряет аммиак.